Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Особенности реализации проекта «Ах, картошечка-картошка» в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Коллектив педагогов подготовительной группы для детей с задержкой психического развития ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга представляет результаты работы по проекту «Ах, картошечка-картошка». Нам не удалось бы реализовать идею без чудесных, ставших совсем большими, воспитанников и замечательных, поддерживающих наше начинание родителей.
Основным критерием выбора темы проекта были простота и доступность материала, который укладывается в рамки реализуемой нами образовательной программы. Отправной точкой нашего проекта стало появление в костюмерной садика нового взрослого платья. Для создания какого образа оно бы подошло? Платье длинное, спокойно-коричневого цвета, богато отделанное парчой, пайетками, в то же время из тяжелого сукна. Мы решили, что Королева Картошка выглядела бы в нем достойно.
Что вы знаете о картофеле? Спросили мы детей. И получили односложные, простые ответы о его цвете и форме, кто-то назвал место, где он растет и даже блюдо, некоторые просто развели руками. К сожалению, этим все и ограничилось. Поэтому мы предложили детям узнать чуть больше о картофеле, вместе погрузившись в интересный, творческий проект, в конце которого они смогут рассказать что-то новенькое и удивить родителей.
Выбранная тема проекта на первый взгляд может показаться очень узкой, но разнообразие направлений в работе позволило её развить и реализовать. Мы работаем с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), которым тяжело даются абстрактные представления о мире, поэтому мы решили связать нашу работу с узкой, понятной нашим воспитанникам темой, которую иногда (например, в экспериментальной деятельности, при работе с муляжами или реальными овощами) можно «потрогать руками». Коллектив педагогов рассчитывал, что каждый из воспитанников, посещающих подготовительную группу, сможет на доступном ему уровне усвоить предлагаемый материал: кто-то узнает о цвете и форме картофеля, о том, как и где он растет, а кто-то запомнит историю появления овоща на нашем столе. У кого-то сложится целостное представление только об овоще, а для некоторых рассмотрение картофеля (и других овощей) послужит ступенькой для более детального изучения тем «Осень», «Труд людей», «Огород», в которых мы так или иначе его касались. Именно поэтому мы посвятили свой проект известному овощу – картофелю.
Когда-то давно человек имел тесную связь с землей, от того, как он с ней поработает, буквально зависела его жизнь. Земля звалась «кормилицей». Перенесемся в современность. И что же изменилось, спросите Вы? Человек отгородился от природы многоэтажными домами, современной техникой и другими благами цивилизации. Отпала острая необходимость «работать в поле», ведь гораздо проще сходить в магазин. Отсюда появилась проблема – люди с каждым годом все больше утрачивают ту связь с природой, которая была изначально, не могут, а порой и не хотят, видеть то, как развивается живое.
Проблема и задачи были обозначены, и вот мы стали искать пути их решения. Чтобы вызвать интерес у воспитанников и обогатить их знания, мы решили организовать познавательную среду, чтобы ребята имели возможность не просто участвовать в режимных моментах, но и наблюдать за явлениями и событиями, участвовать в них, проживать, учились бы задавать вопросы и получали бы на них ответы.
Работа педагогов подготовительной группы связана единым тематическим планированием. Оно позволяет охватить все образовательные области и дать детям наиболее полное, объемное представление об изучаемой теме. Воспитатели преподносят материал на занятиях по лепке, аппликации, конструированию и в процессе экспериментальной деятельности. Музыкальный руководитель расширяет кругозор детей, разучивая с детьми песни, танцы, игры на заданную тему. Учитель-дефектолог углубляет знания на занятиях по развитию речи и формированию математических представлений. Семьи воспитанников тоже не безучастны – интересуются успехами детей, прислушиваются и выполняют домашние задания по рекомендациям специалистов.
За время работы мы отметили следующую особенность - с каждым годом в группах появляется все больше воспитанников с выраженной задержкой психического развития. В одном коллективе могут находиться дети с разным уровнем коммуникативных навыков, познавательной активности, интеллектуального развития. В данном случае мы должны организовывать образовательный процесс так, чтобы предлагаемый материал был понятен, интересен и доступен. К сожалению, у большинства детей отмечается быстрая утомляемость, снижение работоспособности, концентрации внимания и невысокая познавательная активность. И именно поэтому мы выстраиваем все наши занятия таким образом, чтобы виды деятельности сменяли друг друга, включаем физминутки и пальчиковые гимнастики, позволяя детям отдохнуть, переключиться, разрядиться (что немаловажно для гиперактивных детей) и снова окунуться в мир нового и пока неизвестного. Восприятие и обработка поступающей информации происходит медленнее, чем у нормотипичных сверстников, а, следовательно, закрепление и запоминание материала и применение полученного опыта происходит постепенно.
У воспитанников отмечается маленький словарный запас (у некоторых даже к концу обучения он остается на бытовом уровне), присутствуют дефекты звукопроизношения, медленно и с трудом развивается общая и мелкая моторика.
Отличительной особенностью детей из группы с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Детям тяжело вступать в контакт не только с окружающими их взрослыми, но и со сверстниками. Дети не умеют слушать собеседника, перебивают, не могут четко и точно сформулировать свою мысль, некоторые проявляют агрессию – все это, к сожалению, только усложняет и без того редкое желание взаимодействовать. Часто общение осуществляется с помощью взрослого, который организует не только занятия, но и сюжетно-ролевые игры, обучая детей самостоятельному взаимодействию друг с другом. Со временем педагог постепенно отступает на второй план. Такие маленькие «мостики» как утреннее приветствие в группе и на занятиях у дефектолога, хороводы на музыкальном занятии, коммуникативные игры, коллективные творческие работы с воспитателями, – все это объединяет нашу маленькую «детсадовскую семью», укрепляет межличностные отношения всех ее членов.
Оценив все особенности детей, с которыми предстояла работа, мы начали на первом, организационном этапе проекта, именно с изучения литературы, подготовки конспектов занятий, подбора дидактических материалов и пособий, составления сценария праздника поиска подходящих песен, танцев, стихов, загадок, считалок. Кроме того, мы заинтересовали и привлекли родителей к предстоящему творческому процессу.
Усвоение программного материала детьми с ЗПР происходит медленнее и дольше. Поэтому мы хотим немного рассказать о том, как выстраивали образовательный процесс. На втором этапе проекта (познавательном, исследовательском), дефектолог подготовил почву для дальнейшей работы в группе – ребята получали основные знания по темам «Огород. Овощи» и «Труд людей осенью» в формате занятий по развитию речи. Кроме того, вспомнили, когда сажают и выкапывают картофель, освежив знания о времени года (в рамках лексической темы «Осень»). Наглядный материал (настоящие овощи, муляжи, реалистичные иллюстрации) помогал детям лучше усваивать информацию.
Знакомство с новой песней и разучивание на музыкальном занятии происходит плавно и постепенно. Сначала одно – два занятия ведется предварительная работа. Это слушание и разбор текста, структуры песни, пробуем отразить ритм в хлопках, шлепках. Возможно, сначала будем петь припев, если в нем проще текст. Словарная работа сопровождает весь процесс разучивания песни. Воспитатели в группе продолжают работу по заучиванию на память текста путем многократного повторения и закрепления. При подборе танцев мы учитываем особенности детей с ЗПР: моторную неловкость, малый объем движений; сложные перестроения и танцевальные движения упрощаем. Дети лучше воспринимают непосредственный показ в танце, чем словесную инструкцию, многие не готовы двигаться самостоятельно без показа педагога.
Конечно же, самым запоминающимся этапом в работе для детей стал третий этап – практический, на котором дети познакомились с художественной литературой (Г.Х.Андерсен «Картошка»; А.Барто, И.Знаменская «Огород»; Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться» и др.), провели эксперимент «Выделение крахмала из картофеля». Ребятам особенно запомнился просмотр мультфильмов «Как растет картошка?», «Антошка», «Посчитаем урожай», что, безусловно, укрепило желание узнать побольше о важном овоще – картофеле. Были проведены тематические занятия по рисованию, лепке и конструированию. Воспитатели, прежде чем перейти непосредственно к рисованию, подготовили детей – организовали беседу «Картофель на нашем столе» (краткий экскурс в историю появления известного овоща). В процессе творчества педагоги с ребятами повторили геометрические фигуры (вместе рассмотрели, какой формы бывают овощи) и цвет. В основном, дети сами рисовали тот овощ, который им хотелось, определяя его форму и подбирая нужную краску. Но некоторым воспитанникам требовалась помощь воспитателя. Сложности возникли у части детей в самостоятельном, творческом рисовании. К сожалению, даже в подготовительной группе некоторым выпускникам требуется не только напоминание о том, как правильно держать карандаш и кисть, но и необходима актуализация знаний о цвете и форме. Часто воспитатель прибегает к таким приемам как параллельное поэтапное индивидуальное рисование с отдельным ребенком, а не целой группой. Так педагогу лучше удается сконцентрировать внимание воспитанника на последовательности действий и движениях руки. Лучше воспринять форму овоща и его расположение на листе бумаги помогает настоящий овощ, который воспитатель размещает в центре. Но иногда на помощь приходили не только педагоги группы, но и верные друзья, которые подсказывали, помогали товарищам. После занятия по конструированию из настоящего картофеля была организована целая выставка «Веселые гусеницы». В конце занятий некоторые дети сумели сделать обобщение по изучаемой теме, а кто-то пошагово объяснил, что и как он сделал.
Ознакомление с литературным материалом детей с ЗПР имеет свои отличительные особенности. Воспитанникам тяжело воспринимать большие объемы информации, поэтому педагоги делили произведение на несколько логических частей, после прочтения каждой из которых задавали вопросы по содержанию. Данный вид деятельности был продуктивным на протяжении 10-15 минут, так как детям тяжело удерживать внимание и концентрироваться на одном занятии дольше. И при подобной организации работы находились ребята, которым было трудно усидеть на одном месте, они могли отойти, заняться игрой. Но это не значит, что ребенок совсем не слушал - как правило, даже таким образом часть информации была усвоена.
Хочется отметить, что реализация проекта и всех его составляющих проходила не всегда гладко. Было много прекрасных воспоминаний, но мы можем обозначить и некоторые моменты, с которыми педагоги столкнулись в процессе и которые не были отражены в наших конспектах. Даже имея большой опыт коррекционной работы с детьми, имея перед глазами написанный план-конспект, зная уровень и возможности воспитанников, никто не гарантирует, что все пройдет именно так, как запланировано. Особенности наших детей (их эмоциональное, физическое и психологическое состояние в конкретный момент) всегда вносят свои коррективы. Вот Маша где-то посередине рассказа о том, как растут и развиваются овощи, захотела рассказать, как они вчера с мамой готовили салат, в котором были огурцы, помидоры, редис и так далее. А когда мы считали, сколько клубней картофеля посадил фермер, на цифрах «6» и «7» Ваня и Петя вспомнили, что сейчас им 6 лет и совсем скоро исполнится 7. Может и у вас случалось так, что во время физминутки Коля слишком увлекся и, вместо того, чтобы с остальными сесть на стульчик и продолжить занятие, пробежался круг по кабинету? Повторимся, что это особенности наших детей, сталкиваясь с которыми мы продолжаем совершенствоваться в педагогическом мастерстве, учиться у наших детей, радоваться вместе с ними.
Конечно, чем больше людей задействовано в проекте, тем сложнее дается слаженная работа всех его участников. Кроме разучивания стихотворений к осеннему празднику, мы предложили родителям поучаствовать в создании тематической фотогазеты. Было дано задание выбрать любое блюдо, которое можно приготовить из картофеля, привлечь к процессу ребенка и сфотографировать этапы готовки. Все мы люди, у которых есть своя жизнь и свои планы, иногда нам не хватает времени. Так и нашим родителям не всегда удавалось легко и быстро выполнять наши «домашние задания» по проекту. Но ребята, безусловно, мотивировали своих мам и пап. Однажды Катюша, придя в раздевалку, увидела стенгазету с фотографиями одногруппников и их блюд из картошки. Хватило одного вопроса: «Мама, а где же я?» Через пару дней рядом с остальными красовалась и сама Катя с запеченной с укропом картошечкой. В итоге, мы считаем, что педагоги, дети и их родители справились с поставленной задачей.
Итогами (четвертым этапом) нашего проекта стал замечательный осенний праздник «Ах, картошечка-картошка!». При составлении сценария осеннего праздника мы учитывали временные рамки, смену видов деятельности, чередование активных и спокойных номеров. Конечно же старались показать достоинства каждого ребенка. Например, Ира собранная, ответственная девочка, она правильно поведет детей в перестроениях, а у Гали сильный голос, она может солировать в инсценировке песни. Используемый музыкальный и литературный материал учитывал возможности каждого ребенка. Песни с доступным текстом, диапазон мелодии соответствует вокальным данным детей. Более сильные дети могут спеть мелодию без ошибок, для плохо говорящих детей в текстах есть звукоподражания. В результате песня звучит слаженно. Стихи и загадки были заранее согласованы с логопедом. С большим интересом дети восприняли сопровождение стихотворения звучанием музыкальных инструментов.
В коррекционных группах целесообразно выступление героев, которых играют взрослые. В нашем случае ими были королева Картошка и Осень. Выход знакомых сотрудников в новой роли был сюрпризом для детей.
Готовиться к празднику помогали и семьи воспитанников. Заучивание стихов и песен проходило с поддержкой родителей, бабушек и дедушек, которые не остались в стороне. Все это помогло детям чувствовать себя уверенно и спокойно на утреннике.
Подводя итоги нашего проекта, можно с уверенностью сказать, что в нем нашли отражение все образовательные области, такие как: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Проведенные занятия, игры, продуктивная деятельность объединили участников проекта общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию добрых, теплых, дружеский взаимоотношений.
Такая, казалось бы, узкая тема «Картофель» была рассмотрена в рамках лексических тем «Огород. Овощи» и «Осень. Труд человека» и позволила детям освоить материал на доступном для каждого из них уровне.
Создание фотопроекта, оформление выставок, подготовка к музыкальному досугу и празднику, организация индивидуально-совместной деятельности дали положительную мотивацию к дальнейшему самостоятельному изучению окружающего мира. Очень надеемся, что полученные впечатления и эмоции останутся в памяти не только педагогов, но и выпускников и их родителей! Приложение 1: Конспект подгруппового занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития по лексической теме «Огород. Овощи»;
Приложение 2: Конспект подгруппового занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития по лексической теме «Осень. Труд людей осенью»; Приложение 4: Конспект занятия по конструированию из природного материала для детей подготовительной группы задержкой психического развития;
Приложение 7: «Праздник картошки» – сценарий праздника для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
Литература
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение - М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
2. Зимина М. Учимся лепить и рисовать (Серия «От простого к сложному») – СПб.: Кристалл; Валери СПб. – 1997. - 224 с., ил.
3. Корябина Т.Б. (гл.ред.) Журнал «Музыкальный руководитель» [Текст]/ Л.Лебедева, Л.Дымова // «Эх, картошка!» - 2012. - № 5. - С.62-63
4. Каушкаль О.Н., Богданова Т.Л., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 192
5. Международный образовательный портал Maam.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru
6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 176 с.
7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 216 с.
8. Смирнова И.Г. (гл.ред.) учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей «Колокольчик» [Текст]/ С. Г. Насауленко //«Осенняя песня»- 2000. - №19 - С.9
Поделиться: |