Поиск по сайту

Омофоны русского языка


Авторcтво: Водопьянов Даниил Григорьевич, учитель начальных классов гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга; Спирина Наталия Михайловна, воспитатель ГПД гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга


Несколько вопросов, которые ставил перед собой учитель начальных классов

Насколько важна проблема развития фонематического слуха? Как это связано с грамотностью? Как неверное использование омофона изменяет смысл высказывания? Можно ли искусственно созданные ошибочные фразы применять для повышения интереса к родному языку и для развития языкового творчества? Как меняется ценность уроков русского языка, если источником юмора становятся обычные на слух, но удивительно разнообразные варианты написания омофонов?

             Для ответов на эти вопросы были разработаны:

·         Словарь омофонов

·         Дидактическая матрица омофонов

·         Классификационная таблица

А также были собраны 2 коллекции:

1. Коллекция шуточных предложений с омофонами

и иллюстрациями к ним

2. Банк предложений с омофонами

Обе коллекции постоянно пополняются новыми детскими работами.

Один из вариантов применения данных разработок – конструирование проблемных ситуаций при изучении русского языка, другой – составление «ловушек» – нерешаемых грамматических и орфографических задач, а третий вариант – поиск «глины» для исследовательских проектов школьников или орфографических коллекций (например, слов с удвоенными согласными).

Что такое омофоны?

Омофоны – «одинаково звучащие» слова или словосочетания. Они произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Омофоны отличаются от омонимов, омоформ и омографов.

гвозди́ка и гво́здикаомографы (при одинаковом написании разное произношение)

па́с (футбольный) и па́с (карточный) – омонимы (звучание и написание совпадают во всех словоформах)

па́с (футбольный) и па́с (овец) – омоформ (звучание и написание совпадают в одной грамматической форме)

па́с, па́з, па́сс, па́ с, б а́с, б а́з, б а́сс, б «а́» с – омофоны

Омофония является интересной особенностью языка. Русский язык насчитывает десятки тысяч омофонов. Их можно разделить на 6 групп:

  1. Грамматические формы одного слова: нра́вится – нра́виться
  2. Родственные однокоренные слова: приступи́ть - преступи́ть
  3. Лексические неродственные: о́строва - о́строго
  4. Структурные отличаются количеством слов: пода́рку – под а́рку
  5. собственно-нарицательные отличаются первой буквой: Дань - дань
  6. сочетательные*(смотри *Примеры сочетательных омофонов) различаются двумя и более словами: со сло́в – с осло́в

Также омофоны бывают:

1. полными (совпадают все формы: Роман - роман),

2. неполными (совпадают не все формы: веко - века),

3. единичными   (совпадает одна форма: графини – графине).

Как построен словарик?

Словарик содержит более 3000 омофонических строк. Словарная строка является омофоническим рядом и может состоять из четырёх элементов:

     1.    главное слово (его произношение и написание совпадают)                                            

то́пали (громко) – то́поле (пирамидальном) 12

– то́па (короткой маечки) ли 20

– то́ пали 20

– то́ поли 21

вариантная форма (произношение и написание не совпадают)

то́пали (громко) – то́поле (пирамидальном) 12

то́па (короткой маечки) ли 20

то́ пали 20

то́ поли 21

3. кодировка вариативности (выражается двузначным числом:

десятки обозначают количество слов,

единицы – количество изменённых букв)

то́пали (громко) – то́поле (пирамидальном) 12

– то́па (короткой маечки) ли 20

– то́ пали 20

– то́ поли 21

4. пояснения или толкования (в скобках)

то́пали (громко) – то́поле (пирамидальном) 12

– то́па (короткой маечки) ли 20

– то́ пали 20

– то́ поли 21

Если структурный омофон, изменяясь, образует неродственную часть вариантной формы, то он представлен несколькими омофоническими рядами.

встаёт – в ста йо́т 32 – в ста йо́д 33

встаёшь – в ста ёж 32

вста́ли – в ста́ли 20 – в ста́ ли 30

вста́ть – в ста́ть 20

Приложение 1: фрагмент словарика; банк предложений с омофонами; коллекция детских иллюстраций к шуточными предложениям с омофонами; классификация омофонов по количеству слов и измененных букв; дидактическая матрица омофонов; варианты использования дидактической матрицы

Приложение 2: презентация «Омофоны русского языка»



Поделиться: