Авторcтво: Путкарадзе Наталия Яковлевна, учитель-логопед ГБДОУ №20 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пирогова Юлия Николаевна, учитель-логопед ГБДОУ №20 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Исследуя индивидуальные особенности развития детей в современном образовании, в частности развитие речи ребенка, важная роль отводится взаимосвязи работы логопеда и семьи.
Дети, умственно и психически нормально развивающиеся, нередко испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. Таким детям требуется индивидуальный подход в преодолении нарушений звукопроизношения. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи, следовательно, нормальное речевое развитие ребенка, его общение со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном возрасте. И на занятиях, и в режимных моментах при общении с ребенком логопед и воспитатель учат детей четкому произнесению слов, правильному использованию интонационных средств выразительности, учат говорить достаточно громко, не спеша, развивают фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать о том, что ребенок много времени проводит вне детского сада – в кругу семьи. При общении с близкими обогащается его словарь.
Первые и самые важные учителя ребенка – это родители. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать.
Вот несколько советов родителям, с тем чтобы они могли помочь своему ребенку развить его индивидуальные способности через умение слушать, говорить, думать.
-Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние.
-Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
-Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, читают ему.
-Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
-Необходимо уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – на работе.
Как было сказано ранее, ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Логопед проводит беседы, консультации с родителями, дает рекомендации, как следует заниматься дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям. На одной из встреч логопед специально акцентирует внимание родителей на той помощи в овладении ребенком звуковой стороной речи, которую может оказать семья.
В конце сентября до сведения родителей доводятся результаты диагностики детей. Это происходит только в индивидуальной беседе логопеда и родителя. На основе диагностики составляется план работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В беседе мы отмечаем сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаем пути оказания помощи в коррекции речи. Объем работы по развитию речи в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня развития ребенка, от сложности речевых недостатков, от активности и желания родителей принимать участие в различных коррекционных и развивающих мероприятиях.
Логопедом проводятся мастер-классы по обучению родителей разным видам деятельности с детьми: артикуляционная гимнастика, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи и т.д.
Мы предлагаем пример комплексно-тематической разработки для совместной деятельности ребенка и родителей с учетом возрастных особенностей для закрепления дома пройденного материала на занятиях с логопедом и воспитателем.
При составлении примерного комплексно-тематического планирования были использованы образовательные области: здоровье, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
Во время консультаций с родителями подчеркивается, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно загружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны.
В процессе беседы логопед неоднократно обращает внимание родителей, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно сказывается на речи ребенка. Очень важно постоянно напоминать родителям о том, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, объяснять, что неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Логопед дает понять родителям, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. В беседах логопед постоянно напоминает, что овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым развивать его индивидуальные особенности, творческие способности, расширять его кругозор и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью. Мы хотели бы отметить, что такая практика взаимодействия логопеда с семьей достаточно эффективна.
Мы проанализировали влияние кино, мультфильмов, видеоигр, интернета, телевидения на ребенка. Все эти атрибуты современной жизни доступны в большинстве семей детям с раннего возраста и влияют, при правильном использовании, положительно, однако на речевое развитие могут оказывать негативное влияние: ухудшается звукопроизношение, понимание речи, ее чистота. Нельзя забывать, что только живое общение развивает речь ребенка в правильном направлении.
Литература:
1. Глебова С.В. «Детский сад - семья: аспекты взаимодействия», Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
2. Давидович Л.Р. «Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?», Москва, ГНОМ и Д., 2005.
3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. «Азбука общения», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001.
Поделиться: