Поиск по сайту

Критериальная оценка учебных достижений как технология успешной социализации учащихся


Авторcтво: Лютова Наталья Петровна, заместитель директора по УВР, педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 272, Обладатель знака «За гуманизацию школ Санкт-Петербурга»


Одна из целей современного школьного образования – развитие учащихся, формирующее важнейшую ключевую компетенцию – умение учиться, становление школьника как субъекта учебной деятельности. Полноценная учебная деятельность возможна только тогда, когда обеспечена возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, созданы условия для развития оценочной самостоятельности школьников, выступающей в качестве средства их дальнейшего самообразования и саморазвития: «Если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда»[1].

Приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию (Л.Ф. Квитова, 2008). Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет оценочная самостоятельность учащихся, готовность и способность контролировать и оценивать сбою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в систему оценивания в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.

Задача педагога в свете появления новых стандартов усилить практическую направленность своих уроков, более чётко продумывать, какие метапредметные результаты и на каком этапе обучения он хочет получить.

Каковы же критерии оценки?

Их можно классифицировать по-разному, по сложности задания, по способам деятельности. У разных учителей разная «критериальность» на разных объектах: это  работа над метапредметными результатами; умение работать с информацией; личностные критерии…

Опыт деятельности по оценке - это опыт по решению проблемы. Ребёнок приобретает собственный опыт оценивания. Нам это кажется чрезвычайно важным и нужным. В логике нашего эксперимента мы формируем инструментальные умения. Критерии вытекают из учебной ситуации, которую создаёт для учащегося педагог. Одной из актуальных проблем современной школы является то, что ребёнок, овладев  определёнными знаниями, не умеет их применять.

Такие условия в нашей гимназии созданы путём опытно-экспериментальной работы «Критериальная оценка учебных достижений как основа оценочной системы гимназии».

Под системой оценивания понимается  механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Для разработки инновационной технологии оценивания были выявлены базовые требования к системе оценивания:

  • система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен;

  • система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования;

  • в механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся;

  • механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя;

  • система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

  • система оценивания должна быть единой применительно к конкретной школе: невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах.

  • система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Разработка инновационной технологии строилась на основе понимания сущности критериального оценивания. Сущность критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся (готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание).

 Осуществляя нашу экспериментальную работу, мы формируем у школьника умение жить в критериальной системе оценивания. На наш взгляд, это будет весьма полезно при вхождении в любой социум, пригодится, когда станут взрослее и будут работать, пригодится в общении. Критерии в жизни – это самоопределение. Таким образом, мы ищем свои инструменты для саморазвития и социализации школьника.

Выделим ряд преимуществ применения разработанной нами технологии:

  • соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Многие критерии разрабатывались учителями гимназии на основе предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, изложенных в стандартах

  • направленность на развитие субъектности и оценочной самостоятельности обучающихся. Это принципиально в современных условиях, когда резко возрастают требования к самостоятельности бытия каждого человека.

  • объективность оценки повышается в связи с наличием конкретных критериев.

При этом следует учитывать сложность освоения данной технологии. Выделим ряд условий успешного освоения предлагаемой технологии.

В качестве первого условия выделим готовность педагогического коллектива. Большинство опытных педагогов привыкли к традиционной системе оценки и не готовы к отказу от нее. Нужна серьезная просветительская работа по разъяснению преимуществ новой системы оценивания. Важно оказать помощь при разработке критериев оценки. Существует широкий спектр приемов критериального оценивания, необходимо предоставить возможность педагогам выбрать оптимальные для себя приемы и процедуры оценивания.

В качестве второго условия выделим системный характер предлагаемой технологии. Это требует усилий всего педагогического коллектива.

Особо следует отметить, при использовании критериального оценивания педагогическая технология контроля и оценки становится личностно ориентированной, направленной на развитие ключевых компетенций учващихся.

Критериальное оценивание включает в себя формирующее и констатирующее оценивание.

Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные работы и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).

В течение отчётного периода учащийся  получает не менее двух отметок по каждому из критериев. Констатирующие работы составляются таким образом, чтобы использовать максимальное количество критериев. Критерии должны быть тщательно отобраны с целью измерения уровня достижений для каждой возрастной группы.

Использование методики развития оценочной самостоятельности учащихся на ступенях основного и среднего образования приводит к следующим эффектам в образовательном процессе:

  • происходит смещение акцентов с фиксации освоенного учеником фактического объема предметных знаний на оценку его учебной деятельности;

  • самооценка ученика становится адекватной педагогической оценке;

  • идет становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности.

  • развиваются способности самоанализа, самооценки, саморегуляции у учащихся;

  • повышается мотивация учащихся в учебной деятельности;

  • формируется отношение сотрудничества учащихся и учителей в образовательном процессе.

Критериальная оценка способствует процессу успешной социализации учащихся, так как выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке, помогает определить точки и направления дальнейшего совершенствования (роста), заложить основы для саморазвития, способности самообразования, создаёт условия для творческой самореализации.




[1]Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей / Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.


Приложения:

  1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 10 КЛАСС. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В К. XIX-Н. XX ВВ.
  2. ИСТОРИЯ 11 КЛАСС. ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ.

Поделиться: