Авторcтво: Авдюничева Елена Геннадьевна, воспитатель, ГБДОУ детского сада №12 Калининского района Санкт-Петербурга |
Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
Отношение людей к природе оставляет желать лучшего. Брошенный мусор, битое стекло, оставленный костер, гриб вырванный с грибницей. Это далеко не полный перечень проблем, которые несут необразованные, не наученные общению с природой, люди. Именно в детстве наиболее хорошо усваиваются уроки красоты и доброты сначала по отношению к Природе, а потом и человека к человеку.
В.В. Путин
Мы не получили Землю в наследство от родителей, мы взяли ее в долг у наших детей
Девиз Гринпис
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям:
· «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
·«Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;
·«Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;
·«Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;
·«Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Формы реализации содержания образовательных областей, зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей [4.10].
В 2016 – 2018 годах в нашем дошкольном учреждении ведется большая работа для, выхода экологического воспитания на качественно новый уровень, совершенствованию технологий и методик воспитания. Педагогам необходимо сформировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании, применении полученных знаний. Метод проектирования и позволяет осуществить данный подход. Педагогическая ценность проектной деятельности заключается в целенаправленности действий, позволяющей ребенку формировать собственный жизненный опыт, основанный на индивидуальных интересах. В рамках проектной деятельности легко интегрировать сведения из разных областей знаний, это и игры, занятия, наблюдения, целевые прогулки, изобразительная деятельность, а для семей воспитанников в рамках проекта проводились мастер-классы, круглые столы, экологические акции, субботники.
Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников. И, конечно же, не проходит, в отдельно взятой группе, а проводится в системе воспитательно-образовательной работы осуществляемой в дошкольном учреждении. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации данного проекта, становятся достоянием их личного опыта, достигается основная цель образования – развитие личности ребенка. Таким образом, деятельность, реализуемая в рамках экологического проекта, носящая интегрированный характер, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности ребенка во взаимодействии с семьей.
Новизна данной разработки заключается в том, что на основе общепедагогического и культурологического подходов рассматривается вопрос комплексного развития экологической культуры детей раннего возраста во взаимодействии с семьями воспитанников.
Практическая значимость заключается в разработанной системе мероприятий, направленная на повышение уровня эколого-педагогической компетенции семей воспитанников, экологической культуры в целом, основ экологического образования детей раннего возраста.
Приложение 1: Педагогический проект по экологическому воспитанию «Елочка красавица» по знакомству детей раннего возраста с деревьями родного края
Приложение 2: насыщение экологического проекта «Елочка красавица» по знакомству детей раннего возраста с деревьями родного края
Литература
-
Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом». Москва, «Творческий центр», 2008, 128с.
-
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
-
Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. «Малыш в мире природы», Москва, Просвещение, 2006, 94с.
-
Мир природы и ребенок / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. Изд. 2-е. - СПб.: Акцидент, 2001.
-
Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.
-
Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа с литературными персонажами», Москва, Издательство Гном и Д, 2008, 128с.
-
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром, Москва, «Просвещение», 1987г.
-
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Си
Мозаика-Синтез, 2008.
Поделиться: