Поиск по сайту

Внутренний контроль в дошкольной образовательной организации


Авторcтво: Балабенкова Нина Сергеевна, заведующая ГБДОУ детский сад № 12 Выборгского района Санкт-Петербурга


Управление дошкольной образовательной организацией – это целенаправленная деятельность всех субъектов педагогического процесса, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной организации. Его основная цель – достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОО. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОО, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.

Контроль в дошкольной организации – это система наблюдений и проверки соответствия организации и содержания воспитательно-образовательного процесса нормативно-правовой базе деятельности ДОО и качества образования в ДОО, целям и задачам государственной политики в сфере образования, реализации образовательной программы и программы развития дошкольного образовательного учреждения.

Контроль как функция управления

В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д.

Цель контроля – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. Контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.

В настоящее время под термином “контроль” подразумевают: процесс, обеспечивающий достижение целей организации, необходимый для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно.

Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Положительная сторона контроля состоит во всемерной поддержке всего того, что является успешным для деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.

Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы можно было определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Планы и организационные структуры – это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать реализации задуманного. Изменения законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм оценки и воздействия на эти переменные. Кроме того, даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны.

Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди – не компьютеры, их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные недавние успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связно и детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.

Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности. Конечно, время от времени некая случайная ситуация может развиваться слишком быстро, чтобы организация могла сразу же зафиксировать ее и выработать линию поведения, но в большинстве случаев нет никакой необходимости постоянно прибегать к методам кризисного управления.

Функция контроля – это такая функция управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Равно важной является и другая сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, т. е. отвечая на вопрос «насколько мы продвинулись к поставленным целям?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Следует иметь в виду, что любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются неотъемлемой частью общей системы управления, ведущей организацию к получению результата деятельности. Деятельность организации должна обеспечить получение требуемого результата, она всегда протекает как управляемый процесс. Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее.

Оценка качества образования в ДОО

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей управления качеством образования в ДОО – социально значимая проблема, стоящая перед каждым руководителем.

Впервые принципы повышения качества дошкольного образования были определены в Концепции дошкольного воспитания (1989):

· Гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе, уважения к правам и свободам человека;

· Развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

· Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

· Деидеологизация – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ.

Эти принципы являются основополагающими для оценки современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество:

· Финансирование ДОО;

· Содержание дошкольного образования (особенно подчеркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования на двух ступенях: в дошкольном и начальном общем образовании; актуальность коррекционного специального образования);

· Кадровое обеспечение;

· Формирование предметно-развивающей среды;

· Педагогическая культура коллектива;

· Нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели;

· Положительная мотивация детей и их родителей;

· Методическое и материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Качество в сфере образования рассматривается учеными и практиками как соотношение цели и результата. По мнению отечественных исследователей, в содержательном плане можно зафиксировать такие положительные эффекты образования, как знания, умения, навыки, особенности психического и личностного развития ребенка, изменения профессиональной компетентности педагогов, а также рост или падение престижа (имиджа) учреждения.

Деятельность ДОО оценивается с учетом мнения всех заинтересованных субъектов: государства, детей, родителей, педагогов, окружающего социума. Оценить ДОО – значит установить степень достижения поставленных учреждением целей, реализации индивидуальных возможностей детей, а также удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.

Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности в ДОО – главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности ДОО. Под внутренним мониторингом качества образовательной деятельности в ДОО понимается проведение администрацией ДОО и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и мониторинга в пределах своей компетенции за соблюдением работниками ДОО законодательных и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредителя ДОО и т.д.

Ценностные ориентиры, характеризующие качество дошкольного образования, следующие:

· Возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольных организаций;

· Сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

· Ориентированность дошкольной организации на сохранение здоровья ребенка, необходимую коррекцию недостатков развития;

· Направленность на достижение успешности ребенка на следующей ступени образования;

· Выбор образовательных программ и их научно-методическое сопровождение;

· Рост профессионального мастерства педагогических кадров.

С учетом указанных ориентиров можно предложить следующие базовые направления оценки деятельности ДОО:

· Качество предоставляемых образовательных услуг;

· Результаты работы образовательной системы;

· Качество ресурсообеспечения;

· Соответствие образовательных услуг социальному заказу.

Учитывая основные приоритеты государственной политики в сфере образования, введение новой системы оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование образовательных организаций, государство не в состоянии финансировать дошкольное образование в полном объеме с оплатой всех услуг по уходу, оздоровлению, воспитанию, развитию, коррекции и обучению детей.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл, который отражается в изменениях организационно-структурного, нормативно-правового и педагогического характера. Особую актуальность приобретает разработка измерительных процедур, операциональной оценки качества дошкольного образования на уровне учреждения.

Внутренний контроль как механизм обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В деятельности руководителя дошкольной образовательной организации все управленческие функции являются важными и значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. В то же время особое значение мы придаем контролю, в результате которого обеспечивается совершенно необходимая для управления обратная связь, без которой управление «слепо» и становится в принципе невозможным; именно контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Контроль необходим в дошкольной организации не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления лучшего педагогического опыта.

К осуществлению контроля в дошкольной образовательной организации предъявляются следующие требования:

· Создание единой системы контроля за всеми направлениями воспитательно-образовательной работы детского сада;

· Планирование контроля – тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и обучению в тесном единстве, в одном педагогическом процессе;

· Выявление в процессе контроля причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

· Своевременность контроля, а значит, и его действенность;

· Вскрытие и считывание обстоятельств, приведших к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, оценивание всей педагогической деятельности коллектива, не ограничиваясь отдельными фактами;

· Контроль должен заканчиваться гласным подведением итогов;

· Выявление достоинства и педагогической эффективности труда педагогов, работы коллектива, установление не только результатов, но и особенностей самого процесса труда;

· Обязательное выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения контроля.

Таким образом, контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным.

Учитывая эти требования, руководитель дошкольной образовательной организации прежде всего формирует цели внутрисадовского контроля. Они не совпадают с целями управления детским садом, они лишь способствуют достижению высоких результатов деятельности дошкольной образовательной организации. В рамках управленческого цикла контроль следует за планированием, организацией, его целью. Цели по содержанию контроля могут быть организованы с учетом различных аспектов деятельности детского сада: организационно-педагогические, педагогические, финансово-хозяйственные и другие. Выбор целей контроля зависит от общих задач, которые решаются дошкольной организацией в учебном году, от объективной оценки состояния воспитательно-образовательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителя детского сада в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее сам контроль. Чтобы быть эффективным, контроль должен также отвечать и общим принципам.

1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный

контроль должен отражать и поддерживать общие цели дошкольной образовательной организации.

2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать

контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективности

контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени запланированных задач. Поскольку контроль осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личностных факторов. Фактическое положение дел может восприниматься в самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, следовательно, необходимо разработать четкие и объективные критерии проверки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых.

4. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль

требует полного внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана. Как правило, руководителю нет необходимости проверять все до мелочей, необходимо убедиться лишь, что планы выполняются. Следовательно, внимание сосредоточивается лишь на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов.

5. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля

повышается, если внимание сосредоточивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных, более мелкими можно пренебречь. Руководители должны заниматься лишь существенными отклонениями в лучшую или худшую сторону.

6. Принцип действия. Контроль оправдан лишь тогда, когда отклонения

от планов подвергаются корректировке.

7. Принцип своевременного контроля. Своевременность контроля

заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала определяется с учетом содержания основного плана, времени, в течение которого протекают мероприятия по контролю, затрат на проведение проверки и распространение полученных результатов.

8. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения

тех целей, для которых он предназначен, - это наиболее эффективный способ контроля. Простейшие методы требуют меньших усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

9. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует

больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.

Контроль является заключительной важной частью управления, служит средством обратной связи, является базой для принятия управленческих решений. Однако руководителям образовательной организации крайне важно помнить, что контроль не самоцель, а лишь один из этапов работы с сотрудниками наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой. До недавнего времени контроль сводился к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, факторов. Сегодня же контроль становится все более полифункциональным.

Основные функции контроля:

1. Информационная (постоянное информирование всех участников

контроля о его результатах).

2. Диагностическая.

3. Оценочная.

4. Развивающая.

5. Обучающая.

6. Воспитывающая (формирование сознательной дисциплины членов

коллектива).

7. Стимулирующая (побуждение сотрудников к преодолению

затруднений).

8. Консалтинговая (консультирующая).

9. Коррекционная (дидактическая коррекция учебно-воспитательного

процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной деятельности педагога в сторону саморазвития).

10. Ориентационная (ориентация педагогического коллектива на решение

целей и задач дошкольной организации, на устранение тех проблем, которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов).

11. Аналитическая (психолого-педагогический анализ образовательного

процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы; выявление причинно-следственных связей).

12. Функция обратной связи.

13. Мотивационная (формирование ценностного отношения коллектива к

поставленным задачам).

Руководитель должен помнить, что контроль превращается в функцию управления лишь в том случае, если данные контроля послужат основой для функции регулирования и коррекции, которая должна привести к улучшению результатов функционирования и развития дошкольной организации.

Для контроля за различными объектами и участками работы детского сада используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы форм контроля:

1) Использующиеся для проверки образовательного и других процессов

жизнедеятельности детского сада;

2) Специальные формы контроля за состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Контроль за функционированием и развитием ДОО можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля. Внешний контроль (мониторинг) включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОО – педагогический процесс, его содержание и результаты.

В зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется работа, различают предварительный, текущий (оперативный) и заключительный (итоговый или результирующий) контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и в обеспечении условий для успешного выполнения намеченного. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе педагогов при введении новой образовательной программы, иных форм деятельности; его смысл в профилактике возможных недоработок, отборе наиболее рациональных методов работы, повышении уровня управления.

Текущий (оперативный) контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, выявление состояния работы педагогического коллектива на каком-либо этапе, в какой-либо момент. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных. Он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных сотрудников.

Заключительный (итоговый или результирующий) контроль проводится после того, как работа выполнена, подводит итоги за определенный период времени: квартал, полугодие, год. Задача этого контроля – выявить степень достижения цели, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Заключительный контроль дает возможность оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки.

Ко второй группе форм контроля относятся следующие виды контроля воспитательно-образовательного процесса: фронтальный и тематический.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку учебно-воспитательной работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы в целом, дает материал для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить, на что должна быть направлена помощь. В процессе фронтального контроля изучается работа всех педагогов, работающих в группе, выясняется, если преемственность в их работе, единство требований. Фронтальная проверка как основной вид контроля позволяет установить, насколько правильно осуществляются процессы развития и воспитания детей, взаимосвязи различных видов деятельности. Фронтальный контроль проводится в любое время года, продолжительность его от трех дней до недели.

Целью тематических проверок является изучение выполнения программы по конкретным разделам. В ходе их устанавливается, как выполняются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно педагоги используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах в школах передового педагогического опыта. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от цели контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех группах.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию в детском саду, различают такие формы контроля, как административный контроль, коллективный контроль, взаимоконтроль, а также самоконтроль.

Контроль, осуществляемый руководством дошкольного образовательного учреждения, называют административным. Он может быть как стихийно-административным, так и планово-административным.

Как правило, заведующий детским садом значительный объем функций делегирует своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнение закона Российской Федерации «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и здания детского сада, ведения документов строгой отчетности.

В ведении заместителей заведующего дошкольным образовательным учреждением находятся определенные процессы функционирования и их непосредственные исполнители. Они контролируют выполнение образовательных программ, режима, нерегламентированных видов деятельности, ведение документации педагогами, работу творческих групп, состояние воспитательно-образовательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы ДОУ.

Контроль, осуществляемый педагогическим коллективом, - коллективный контроль – имеет не столь жесткие формы, как административный: это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов в работе. Цель подобного контроля – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендации коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например при аттестации.

Педагоги могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае речь идет о взаимоконтроле, который проводится с целью самоанализа и самооценки одного педагога в сравнении с опытом работы другого. Он оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.

Самоконтроль основывается на доверии к работе педагогов. Это особая форма доверия коллектива наиболее достойному педагогу, постоянно демонстрирующему высокий уровень работы. Решение о переводе педагога на самоконтроль принимается на педагогическом совете, как правило, на один учебный год. Однако, это не означает, что деятельность педагога не контролируется. Используются различные методы опосредованного контроля, например, отчет работника, изучается документация группы. Доверие оказывается лучшим сотрудником в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности.

Реализация комплексного подхода к решению данного вопроса позволяет считать, что один и тот же контроль может быть, например, одновременно и тематическим, и фронтальным, и текущим, и предупредительным.

Таким образом, сочетание различных видов контроля поможет выстроить комплексную программу контроля и анализа деятельности дошкольной образовательной организации.

Стремление дошкольной образовательной организации дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми побуждает руководителей ДОО использовать различные подходы к оценке эффективности системы воспитания и образования.

Организация внутреннего контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.

Смысл контроля в установлении соответствия требованиям качества, в постоянном, непрекращающемся поиске качественных признаков, по которым мы можем оценивать всегда неоднозначные явления жизни дошкольной образовательной организации.

Развитие системы управления воспитательными и образовательными процессами в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется внутрисадовский контроль. Решение задач повышения эффективности контроля зависит от внедрения в практику различных подходов к организации контроля:

· Учет профессиональных возможностей педагогов;

· Учет потенциальных возможностей ДОО;

· Спрос населения в видах образовательных услуг;

· Ориентация на преобразования, совершенствование существующего положения, оказание научно-методической помощи.

При управлении процессами функционирования дошкольной образовательной организации главное место занимает контроль за результатами. Его задачами являются:

- констатация фактов;

- аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию воспитательно-образовательного процесса;

- оценка участников процессов жизнедеятельности ДОО и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;

- формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования сотрудников ДОО.

Анализ и поиск решения проблемы повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности руководителя ДОО позволили сделать следующие выводы:

· В дошкольной образовательной организации должны быть разработаны и использованы стандарты, эталоны, критерии, нормы оценивания состояния разных подсистем ДОО;

· Должна быть определена сфера действия каждой из этих норм;

· Необходим сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам;

· Требуется анализ выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

· Необходимы принятие соответствующих решений и проверка их исполнения;

· Необходимы регулярное осуществление контроля и мотивация работников детского сада к улучшению результатов педагогической деятельности.

Именно внутренний контроль является тем звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия ДОО.

Чтобы избежать недостатков или недоразумений в организации внутреннего контроля, важно знать некоторые общие требования. К числу таких требований относятся: систематичность - данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в организации системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность - проверка деятельности педагогического коллектива должна проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев; действенность - результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего - она предполагает знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.


Поделиться: