Поиск по сайту

Поликультурное воспитание


Авторcтво: Рябова Елена Ефимовна, воспитатель ГПД, заведующая школьным музеем ГБОУ СОШ №443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Шамотина Лада Валерьевна, учитель математики ГБОУ СОШ №443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Каждый год в нашей школе радиопередачами, днями памяти, концертами для ветеранов и блокадников и спектаклями отмечаются памятные даты, связанные с историей страны и нашего города: в январе — дни прорыва и полного снятия блокады, в апреле-мае – день Победы, в сентябре — день полного окружения Ленинграда вражескими войсками. Нынешний год тоже не был исключением. В январе учениками старших классов была подготовлена и прозвучала по школьному радио передача «Они защищали Ленинград». Вели ее ученики 9 класса.

Девочка: Советский Союз был многонациональным государством. И в Великой Отечественной войне участвовали представители всех народов страны. Наш город также защищали и армяне, и грузины, и казахи, и узбеки, и евреи. И, конечно, русские, украинцы и белорусы.

Мальчик: Бениамин Ованесович Галстян родился в 1902 году в селе Члохан Эриванской губернии в семье бедного крестьянина. В феврале 1921 года он добровольно вступил в Красную Армию, но вскоре был демобилизован по причине несовершеннолетия. Однако через два года он вновь оказывается в Красной Армии, где проходит путь от рядового красноармейца до генерал-майора: в этом звании в составе 45 Гвардейской дивизии он принимает участие в обороне Ленинграда. Погиб генерал на Пулковских высотах в 1942 году и похоронен в Александро-Невской лавре. Одна из улиц нашего города с 1977 года носит имя Галстяна.

Д.: После гибели Галстяна на должность комиссара дивизии был назначен украинец Георгий Журба, до войны работавший диспетчером ленинградского завода «Красный треугольник». За боевую доблесть Георгий Владимирович одним из первых в дивизии был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Погиб он на Невском пятачке в 1942 году.

М.: Молодая еврейская девушка Кетто Браун родилась в Ленинграде и защищала родной город, служа в пулеметном взводе. Она также не дожила до снятия блокады: погибла осенью 1943 года при форсировании Невы во время прорыва блокады Ленинграда; похоронили ее в поселке Невская Дубровка (ныне город Кировск).

Д.: А сын еврейского народа Рэм Альтшуллер родился в Тверской области, затем вместе с семьей жил в Ленинграде. В начале войны Рэму не было еще и 15 лет, и в армию его не брали, но все же с третьей попытки он сбежал на фронт. Стал снайпером. Награжден орденом Славы 3 степени, медалью «За отвагу» и другими наградами. После окончания войны был переведен на флот, а завершил войну капитаном 1 ранга. Окончил педагогический институт, занимался научной работой. Принимал участие в деятельности еврейских общин Ленинграда и страны. За исследования в области холокоста был награжден медалью Израиля. Скончался Рэм Соломонович в Петербурге несколько лет назад.

М.: Готовя эту передачу, мы поняли, что национализм навязывается людям искусственно, а не является чертой характера человека или народа. Любовь и дружба, счастье и горе, героизм и трусость — понятия наднациональные, свойственные людям всех без исключения народов. Так давайте же судить о людях по их словам и делам, а не по их национальности!

Д.: Передача составлена по материалам нашего школьного музея. Спасибо за внимание!

Почему же в передаче был упомянут школьный музей?

Актуальность его работы в настоящее время определена, прежде всего, необходимостью решения важной государственной задачи – познакомить школьников с правдивой историей страны, основанной на результатах изучения объектов материальной культуры. Наиболее благоприятные условия для знакомства детей с такими объектами, а в дальнейшем и с их изучением предоставляют музеи – от крупнейших федерального уровня до небольших школьных.

Придя в музей, общаясь с экспонатами, узнавая их истории, дети начинают понимать важность хранения традиций. Ведь именно их знание помогает людям избегать фатальных ошибок, «не наступать на одни и те же грабли». История знает немало примеров того, как незнание и нарушение традиций приводило к падению правителей и развалу целых государств. Достаточно вспомнить Германию первой половины ХХ века, «забывшей» культурные традиции XVI-XIX веков, или революцию в России, где большевики «разрушили весь мир насилия», но при этом вместе с водой выплеснули и ребенка – народные традиции, которые скрепляли государство в течение сотен лет. Музей позволяет сохранить и возродить их.

История нашей России – это, прежде всего, история семей. Россия — страна удивительная: ее многонациональность часто начинается с семьи, ее культура основывается на культурах многих народов, населяющих ее. Ее великие писатели, композиторы, ученые часто являются потомками «инородцев». История России - это и истории отдельных знаменитых семейств, служивших Отечеству верой и правдой в течение многих десятков и сотен лет, это и истории простых семей, которые обеспечивали благосостояние государства, его мощь и силу. Вся история нашего государства связана с тем, что население Руси, а затем и России всегда было многонациональным – это и народы, постоянно жившие на своих землях, вошедших в состав Российского государства, это и иностранцы, приехавшие в Россию, чтобы служить ей.

Знание этой истории многонационального государства и создания в нем добрососедских отношений между совершенно различными народами должно помочь нам и сейчас, когда в Россию хлынул поток мигрантов из «ближнего зарубежья», отличающихся от нас культурой, традициями и образом жизни. Суметь дать им не только работу и человеческие условия жизни, но и познакомить их с русской культурой – важная задача современной России и всего нашего общества. Но, очевидно, что знакомить кого-то с нашей культурой можно лишь тогда, когда учитель сам хорошо знает эту культуру. И очень важную роль в постижении хотя бы основ культуры играют школьные музеи – первая ступень к знакомству со всем богатством культуры России и мира.

Простые экспонаты школьных музеев позволяют детям оценить значение семейных традиций. Семья – основа государства: именно здесь человек впервые учится жить в обществе себе подобных, чтобы потом приобщаться к «большому миру». «Путешествие во времени» – от потомков к предкам и свойственных им привычек и предметов домашнего обихода – учит детей беречь традиции, беречь честь смолоду, чтобы передать не только собственность, но и незапятнанную репутацию своим потомкам. Не случайно, поэтому девиз нашего музея: «Без прошлого нет будущего»!

Язык — важное звено приобщения к культуре. Язык – это шлюз, через который знания об истории страны вливаются в умы людей. Вполне очевидно, что, не зная языка страны, невозможно познать ее историю и культуру. А ведь именно языковой барьер часто является главным препятствием нашего общения с мигрантами. И вот здесь музей также может стать одним из главных мест, где дети мигрантов обучаются правильному русскому языку, постигают все его богатство и выразительность.

Музей – это то место, где дети, приобщаясь к прошлому, учатся эмоционально переживать свои впечатления от приобретения новых знаний о прошлом. Информация, получаемая в музее, превращается в эмоции, которые дети потом несут домой, в семью. Таким образом, музей становится тем связующим звеном, которое позволяет нам, живущим в XXI веке, лучше понять наших прабабушек и прадедушек, сохранить память об их непростых судьбах и передать следующему поколению гордость за свой народ и свою страну.

Музей — это еще и архивы, которые позволяют готовить и проводить концерты, спектакли, радиопередачи, помогающие вспоминать и поддерживать традиции прошлых лет.

Музей – это мост из прошлого в будущее; не бывает будущего без прошлого. Отсюда и наш девиз: «Без прошлого нет будущего!».


Поделиться: