Поиск по сайту

"Мы всюду наследили..." Музейная педагогика – один из традиционных методов работы с семьей по освоению культурного наследия Санкт-Петербурга


Авторcтво: Жубр Елена Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


...и то, правда. И сколько еще мест, где только собираемся наследить...

Все началось с хорошо известного всем предмета – истории города – в нашем конкретном случае, петербурговедения. Началось именно так, а в итоге преобразилось, стало глубже, четче, яснее и уже хочется говорить: "петербургознание", "петербурголюбие", "петербурголазанье"...

С чего все началось? Почему мы стали с завидной регулярностью устраивать вылазки в город, часто даже по выходным? Первоначальной целью экскурсий по историческим местам, музеям и современным инсталляциям города была попытка отвлечь детей от стандартных каналов получения информации - от телевизора, интернета, радио.… Отвлечь - значит научить получать информацию и познавать мир вокруг себя другими способами - читать, видеть, осязать, ходить, ездить, познавать мир таким, каким его оставила для нас история. Почему мы ездим на все экскурсии с родителями? Ответ очевиден - родителям и самим интересно многое из того, что мы смотрим. Кто-то давно не был в музеях по причине занятости и отсутствия какого-то конкретного повода, а кто-то и вовсе живет в нашем городе недавно. К тому же, добрая половина тех музеев, которые мы посещаем - это абсолютно новые места, современные инсталляции, часто интерактивные и как раз адаптированные к посещению детьми вместе с их родителями. Да и потом, прописных истин о том, что наиглавнейшим авторитетом в воспитании остается семья, никто не отменял. Поэтому любой "добровольно-принудительный" поход в музей воспринимается совершенно иначе, если туда идут с тобой родители, да, еще если идут с удовольствием. Да, конечно, родители могут с тем же успехом самостоятельно и без суеты в любой день посетить абсолютно любой музей. Но! огромный плюс групповых посещений - возможность заказать качественную экскурсию с опытным гидом, который сумеет полноценно охватить небольшой музей, или, наоборот, доходчиво разъяснить какую-то одну узкую тему в огромном музее, как то Эрмитаж. Групповые экскурсии обязательно формируются и готовятся с учетом возраста участников, это касается как сложности повествования, так и времени самой экскурсии. Как правило, такие туры существуют в любом музее для детей от 5 лет, но в современных интерактивных музеях, экспозиции которых изначально специализируются на детях дошкольного возраста, существуют туры для малышей от 3-х лет.

Важно отметить, что любой поход в музей сопровождается дополнительной подготовкой. Заблаговременно, мы с детьми обсуждаем близкие темы, получаем новые, или освежаем старые знания, знакомимся с визуальным, а иногда аудио-визуальным рядом, повествующем о месте, куда мы направляемся. Таким образом, оказавшись в музее, малыши уже готовы к тому, о чем им будут рассказывать, новые слова, понятия запоминаются легче, кол-во усваиваемой информации увеличивается. Кроме того, после посещения музеев обязательно проводятся закрепляющие занятия, на которых мы в игровой форме проверяем полученные знания и упорядочиваем их в общей системе.

Название моего предмета – Петербурговедение, может показаться довольно узкоспециализированным, но это далеко не так. Наш город с каждым годом открывает для нас двери все новых и новых музеев-инсталляций, в которых дети любого возраста могут не только узнать что-то новое об истории родного города, но и другие, более общие, фундаментальные вещи - из истории космоса, человечества, животного и растительного мира, мира сказок и легенд.

Регулярное посещение музеев, к тому же, воспитывает в детях культуру общения – с гидами, библиотекарями, смотрителями. Малыши постепенно узнают свой город – станции метро, улицы, здания, переходы; учатся беречь чистоту в тех местах, где они бывают. Такая, ненавязчивая любовь к месту, в котором живешь, органично встраивается в систему ценностей человека, если прививается ему с малолетства, это и есть суть патриотизм и гражданственность – социальное самосознание, над воспитанием которого ломают голову уже давно и многие.

Когда я только начинала свои занятия, вперед меня толкала моя собственная любовь к городу, в котором я, хоть и не родилась, но прожила большую часть своей сознательной жизни. За годы работы педагогом мне не раз выпадал шанс увидеть плоды собственной работы – уже повзрослевших ребят и девушек, которые пользуются благами СМИ только выборочно и с умом, а большинство времени проводят на бесконечных выставках, литературных вечерах, акустических концертах и т.п. Потому что они привыкли, и точно знают, что в Питере интересно, когда ты внутри, идешь ногами по набережным и мостовым, путаешься и снова находишь дорогу, всегда идешь по знакомым меткам, а видишь нечто новое. Так или иначе, романтическая в самом благородном смысле этого слова атмосфера Санкт-Петербурга когда-то вдохновила меня на то, чтобы создать для детей нечто новое – маленький камерный мирок, оставаясь в котором и не переставая чувствовать себя комфортно, они будут расти вместе с ним и, тем не менее, выйдут за рамки самих себя!

Структура организации мероприятия (рисунок 1).

Рисунок 1

Этапы подготовки и проведения образовательных мероприятий по освоению культурного наследия Санкт-Петербурга.

137_1.JPG

Как видно из Рисунка 1, работа начинается со сбора средств о возможном маршруте, исследуем различные информационные источники (книжные издания, статьи, электронные ресурсы). Следующий шаг – разработка маршрута: выбрав «конечную точку» - музей, в который мы с детьми пойдем, рассматриваем территориальную зону, которая окружает музей, с точки зрения образовательных возможностей, которые она может предоставить. Далее, мы выбираем начальную точку маршрута, где всем участниками «вылазки» было бы удобно встретиться. Сложность знакомства детей дошкольного возраста с классическими музеями (Эрмитаж, Русский музей) заключается в том, что в них ничего нельзя потрогать руками, и сильно ограничена двигательная активность. Специально для таких экскурсий разрабатываются «Маршрутные листы»: часть заданий дети выполняют в ходе экскурсий, а другая часть – это домашнее задание и информация для родителей.

Третий этап – информирование родителей. Пример привлечения семей воспитанников к походу в музей отражен в рисунке 2.

Рисунок 2

Пример приглашения родителей.

137_2.JPG

4 этап: Серия подготовительных образовательных мероприятий:

1. Темы бесед с детьми (на примере маршрута «По Петровской набережной к домику Петра»):

· Детство Петра;

· Река Нева и победа Петра над шведами;

· Петропавловская крепость;

· Домик Петра 1.

2. Зрительный ряд: картины, фотографии, слайды.

3. Знакомство с новыми словами и понятиями, которые встретятся по маршруту;

4. Использование раскрасок и развивающих игр по теме.

5 этап: Путешествие по маршруту с посещением музея (на примере маршрута «По Петровской набережной к домику Петра»):

· Станция метро «Горьковская» (место встречи);

· По Александровскому парку к памятнику «Стерегущему»;

· Троицкая площадь – первая площадь города;

· Храм Святой Троицы;

· Троицкий мост;

· Петровская набережная;

· ШИ-ЦЗА;

· Музей (заранее заказывается экскурсия в удобное для детей дошкольного возраста время).

Каждый этап путешествия по маршруту сопровождается рассказом в доступной и интересной для детей форме, дети не перегружаются многочисленными датами, названиями и именами. Некоторые интересные моменты создания памятника или достопримечательности передаются в форме сказки или легенды.

6 этап: Отображение в художественном творчестве.

· Рисование на тему «Как корабли приплывали в Санкт-Петербург к Троицкой площади»;

· Конструирование домика.

7 этап: Мечтаем о следующем путешествии.

В данном случае, приближение праздника Хэллоуин, о котором нам достаточно мало было известно, заставило нас познакомить детей с историей возникновения праздника, его традициях. Для этого мы выбрали интерактивный музей «Музеус» в Новом Оккервиле, в котором приняли участие в программе, посвященной Хэллоуину.

Все объекты маршрута были сфотографированы, к фотографиям были написаны стихи, затем, как своеобразная заключительная точка, создающая дополнительную мотивацию к дальнейшим путешествиям, размещается на информационном стенде (рисунок 3).

Рисунок 3

Заключительное информирование.

137_3.JPG

Ознакомившись с нашей системой работы, кто-то может подумать, что опять дается стандартный набор объектов и традиционные методы и приемы, но на то они и традиции, чтобы их сохранять, придавая новое звучание и развитие, активно подключая главных воспитателей ребенка – его родителей.


Поделиться: