Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Авторский междисциплинарный проект «Рождественская неделя»
Условия введения стандартов нового поколения как крупной системной инновации требуют от педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения, инновационного поведения, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса, совершенствования учителем методологической базы своей работы. К введенному в качестве итоговой аттестации по предмету ЕГЭ присоединилось и итоговое сочинение. Все это вкупе привело учителя к пересмотру рецептурного мышления и поиску новых траекторий методического сопровождения урока и внеурочной деятельности. В решении этой задачи для меня наиболее приемлемой стала технология «французских педагогических мастерских» (ФПМ). Технология ФПМ позволяет найти каждому ученику индивидуальную образовательную траекторию. Открытие нового знания происходит через самостоятельный поиск, направление которого задает учитель-мастер. Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, получила название технологии педагогических мастерских. «Мастерская», или «Ателье», появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН — это сокращенное название «Французской группы нового образования», добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Затем объединение возглавлял Анри Бассис — известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, впоследствии президентом ЖФЭН стала его жена и соратник Одет Бассис. Тезисы ФПМ: а) отношение учителя к ученику как к равному себе; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимся и самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого; г) новый тип педагога: это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка. Итак, «мастерская» — одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, а мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но 295 и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом и так далее. В процессе работы мастерской обязательно используется работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И, обязательно для хода каждого занятия — включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Профессиональный интерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологии педагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на уроках в общеобразовательной школе. Художественно-творческое развитие детей в учебном процессе принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам грамоты, не на приобщение к какому-либо одному виду деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Уроки, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач: — развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; — направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия; — моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация; — создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия; — воспитание навыков импровизации; — формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия; — создание эстетических ситуаций, важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности; — всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта. Проект «Рождественская неделя» реализуется в формате авторской творческой мастерской, цель которой — содействие интеллектуальному, творческому и духовно-нравственному развитию личности юного гражданина России, формирование у учащихся (участников мастерской) православной гражданственности и патриотизма через литературоведческий и творческий опыт. Задачи: — воспитательная: формировать ориентиры на духовно-нравственные ценности, развивать эстетический вкус, воспитывать культуру общения; — образовательная: уметь интерпретировать прозаический текст, находить аналогии в межпредметном образовательном пространстве, формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки; — развивающая: формировать интерес к жанру рождественского рассказа и рождественской тематике в мире искусства; вызывать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии с произведениями музыки и живописи, обобщать и систематизировать. Методы и педагогические технологии: проблемно-исследовательский метод, технология французских педагогических мастерских. Формат реализации: проведение предметной недели в образовательном учреждении. Планируемые результаты: — личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и творческой деятельности; — регулятивные УУД: определять и формулировать цель с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; — коммуникативные УУД: повышать культуру речи и общения; развивать монологическую и диалогическую речь; — познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; — предметные: создать условия для знакомства с современной литературой; научить выявлять интертекстуальные связи в литературе, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения; — метапредметные: создавать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста; подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с русским языком, музыкой, ИЗО; — личностные: приобщение к православным традициям празднования Рождества, формирование духовно-нравственных качеств личности. 1 день. Лекция учителя в мастерской старшеклассников. Предисловие учителя. В современных условиях нашей жизни остро встает вопрос об отношениях между людьми. Формирование нравственного чувства тесно связано с воспитанием гуманизма. Изучением рождественского рассказа мы выявляем важнейшую идею нашего времени — идею прощения и милосердия, Обращение школьников к лучшим образцам святочной прозы ведет к расширению общекультурного кругозора, формированию нравственных ориентиров, развитию мышления и эмоционально-оценочной сферы. Изучение в школе рождественских рассказов с учетом жанровых особенностей ведет к осмыслению авторской концепции мира и человека, постижению самобытного идейно-художественного звучания литературного текста. Лекционный материал по истории развития жанра рождественского рассказа. Родиной литературного святочного рассказа является Англия. Чарльз Диккенс, начав работу над памфлетом «К английскому народу, в защиту ребенка-бедняка», понял, «что художественное доказательство может прозвучать пронзительней 297 и ярче даже самого искреннего публицистического выступления». В результате памфлет обернулся созданием «Рождественской песни в прозе», а затем и других «рождественских повестей». В этих произведениях русские читатели увидели домашний очаг, уют и противостоящие им ненастья за окном. «Рождественские повести» писателя незамедлительно переводились на русский язык сразу же после своего появления Понятия «святочный» и «рождественский» рассказ похожи, однако выделяются некоторые различия. Первоначально появился рассказ рождественский, где чудо имело своё прямое значение. Счастливый конец был результатом некоторого волшебства, мистики и священности. Прекрасные преображения чьей-либо жизни случаются благодаря сверхъестественным рождественским силам, которые могли бы и не сложиться, если бы что-то сильное свыше не вмешалось в судьбу. В отличие от рождественского, святочный рассказ имеет отношение не к европейскому, а к русскому фольклору, а точнее — к жанру былины. В святочном рассказе чудо имеет вид естественно сложившихся удачных обстоятельств. Чудо предстает натуральным и природным. Однако самое главное, что чудо имеет место быть в обоих видах этого жанра, и задача этого жанра — научить читателя добру. Рождественский и святочный рассказы по своей жанровой форме относятся к календарному типу литературы. Сюжет рассказов связан с определёнными календарными событиями, и их публикация происходит в определённые дни года. Действия должны происходить во время сочельника, ну или днём раньше или позже. Традиции этого жанра имеют точные рамки и берут своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Основная структура состоит в том, что главный герой испытывает определённый кризис, но праздник несёт в себе помощь, добродетельную силу. В традициях этого жанра награда за пережитые невзгоды, исполнение желаний и, конечно же, победа добра над злом. Изначально этот жанр был рождён в западной литературе. Главным образом жанра считался ребёнок. Вероятно, это связано с самим рождеством Христова, когда божественный ребёнок появляется на свет и случается перерождение всех людей. В рождественском контексте соотносится ребенок с образом Богомладенца. «Ведь так отрадно порой снова стать хоть на время детьми! А особенно хорошо это на святках, когда мы празднуем рождение Божественного Младенца», — восклицал Диккенс. Возможно, что причиной популярности детского образа считается тот факт, что именно дети имеют самую сильную, добрую и чистую душу, способную к неизмеримому, гигантскому добру. Основателем этого жанра принято считать Чарльза Диккенса. Он, рожденный в богатой британской семье, сам, будучи ещё совсем ребёнком, пережил суровые испытания судьбой. Возможно, именно это и заставило его обратить внимание в своих рассказах на обиженных жизнью детей обязательно в конце подарить долгожданное чудо. Вероятно, что тяжелые детские годы и побудили создать его свои рамки в рождественском рассказе. Хотя не у всех детей детство счастливое, Диккенс дает поверить в то, что всё будет хорошо, ведь Рождество придет. Зло превращается в добро, как это случилось со злым и сухим Скруджем. Он перенесся в прошлое и будущее, получив ценные уроки. Он исправился, стал честным и добрым — именно потому, что Диккенс верил в перерождение человека. Его постулаты «рождественской философии» составляли ценность человеческой души, память и забвение, любовь к людям, детство. Эти традиции рождественского рассказа получили дальнейшее развитие и стали его основой. В Россию рождественский рассказ попал благодаря переводу произведений Диккенса на русский язык. Во второй половине XIX века жанр рождественского рассказа находился на пике своей популярности. Традиции идеального финала, победы добра над злом, пусть даже и не совсем закономерной, присутствие волшебства были восприняты хорошо, однако они приобрели некоторое переосмысление и собственную интерпретацию. К становлению рождественского рассказа как жанра в литературе были причастны великие классики Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, А, П. Чехов и многие другие, в том числе и представители русского литературного зарубежья. Мотив чуда является главным мотивом рождественского рассказа. Знаковым произведением этого жанра стал рассказ Леонида Андреева «Ангелочек», который высоко оценили многие современники автора, в том числе и А. Блок. Д.В. Макаров выделяет несколько групп рождественских рассказов по характеру происходящего в них чуда: 1. «Рассказы, где герои получают помощь в земных делах». («Чудесный доктор» А.И. Куприна, «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя и другие); 2. Рассказы, «где происходит духовно-нравственное преображение героя» («Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса); 3. Рассказы, «в которых герой умирает, но смерть его осознаётся как спасение или исход из этого холодного и несправедливого мира в мир Божьей любви и высшей справедливости» («Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, «Рождество» В. Набокова). В советской литературе традиция рождественского рассказа модифицируется традицией новогоднего рассказа. Классическим примером является новогодний рассказ А. Гайдара «Чук и Гек». Кроме того, рождественский рассказ трансформируется в другие жанры, что особенно заметно в произведениях советской анимации (« Ну, погоди», «Зима в Простоквашино», «Дед Мороз и серый волк», «Падал прошлогодний снег и так далее) и кинематографа («Карнавальная ночь», «Старый Новый год», « Ирония судьбы», « Двенадцать месяцев» и другие). Сегодня рождественские рассказы возвращаются к читателю, отрадно и то, что проводятся конкурсы рождественских рассказов. Одним из ярких произведений стало «Юркино Рождество» Натальи Ключаревой. Как отмечает доктор филологических наук, профессор Т.Г. Кучина, «рассказ Н. Ключаревой отличает сбалансированное соотношение функционально нагруженных и автономных деталей (которые необходимы для вещной полноты картины); контурность характеров компенсируется узнаваемостью ситуаций, и при этом из набора предсказуемых микроэпизодов рождается в конечном итоге вполне оригинальный сюжет, в котором не самым тривиальным образом трактуется тема добра и зла». 2 день. Рождество в творчестве русских и современных художников (подготовка старшеклассниками выставки-трейлера электронных репродукций картин в школе для средних классов с использованием мультимедийных средств). 3 день. Публичная защита проектов участников мастерской (по выбору). — Рождество в произведениях Э.Т.А. Гофмана и П.И. Чайковского (сказка, балет, анимация). — Рождество в русской литературе XIX века. — Рождество в русской литературе ХХ века. — Рождество в современной литературе. 4 день. Рождество в русской поэзии (формат по выбору: публичное чтение рождественских стихотворений участниками мастерской в режиме «открытого микрофона» или запись аудиоальбома). 5 день. Практикум в мастерской. От «Ангелочка» Леонида Андреева к «Юркиному Рождеству» Натальи Ключаревой. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Предварительное деление на группы. Приветствие учителя. Чтение стихотворение А. Блока «Сусальный ангел». Постановка вопросов: «Какие чувства и образы вызывает это стихотворение?» «Почему именно с него начался урок?» Учащиеся выдвигают гипотезу. Расширение знаний. История создания стихотворения 1909 г. свидетельствует о его интертекстуальной природе. Автор был впечатлен произведением Леонида Андреева «Ангелочек», которое подробно рассматривал в одной из критических статей. Тема рассказа — эпизод из грустной жизни подростка, чья грубость и дерзость являются способом защиты от враждебного мира. Фигурка рождественского украшения неожиданно преображает душу мальчика, дарует ему спокойствие и радость. Финал произведения остается открытым: ангелочек, оставленный у теплой печки на ночь, расплавляется и становится бесформенной восковой массой. Постановка проблемы: Можно ли определить интертекстуальные связи между произведением Леонида Андреева и рассказом нашей современницы Натальи Ключаревой? Примерная форма сравнения и тезисы (содержание заполняется учащимися в процессе работы в мастерской) 6-7 день. Организация работы в малых мастерских Мастерские могут быть организованы примерно по такому плану, каждый из которых требует уже «живой», незапрограммированной разработки. Именно поэтому в форме таблицы и представлены направления работы мастерских. Технология ФПМ не противоречит принципам современного образования в школе, но в определенной степени является альтернативным элементом в выборе форм проведения занятия. Используемая литература 1. Вагнер Н.П. Христова детка // Святочные рассказы. — М.: Рудомино, 1991. — С. 83-95. 2. Душечкина Е.В. Зимних праздников блестящие тревоги // Святочные рассказы. — М.: Рудомино, 1991. — С. 203-213. 3. Кучина Т.Г. «Русская литература 2000-ных на уроках в старших классах» // Статья. — ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Электронный ресурс https://www.elibrary. ru/item.asp?id=24781544) 4. Михайловский Н.К. «Рассказы» Леонида Андреева. Страх жизни и страх смерти. Сочинения. — М., 2011. [Электронный ресурс] / Н.К. Михайловский — Режим доступа: http://www.litres.ru/pages?biblio ook/?art=2447515/html. 5. Окунев А.А. «Развитие и реализация философско-педагогических идей «Французской группы Новое образование» (GFEN) в опыте современной школы России». Электронный ресурс Библиотеки диссертаций. http://www.dslib.net/ obw-pedagogika/razvitie-i-realizacija-filosofsko-pedagogicheskih-idej-francuzskojgruppy-novoe.html Поделиться: |