Поиск по сайту

Важнейший ресурс формирования гимназического качества образования


Авторcтво: Александрова Татьяна Константиновна, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ , Гмиро Лариса Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга, почетный работник общего образования РФ


              Современное образование в России развивается как открытая государственно-общественная система, в рамках которой повышаются роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения, то есть происходит распределение ответственности между субъектами образовательной политики. Учитель является непосредственным «проводником» указанной политики. Соответственно, с учетом быстро меняющихся условий внешней среды, постоянно возникающих новых проблем и «вызовов» времени, педагогу необходимо переосмысливать свою работу, особенности своего взаимодействия как с учащимися, так и с коллегами. Ближайшим в этом плане участком приложения сил является работа в профессиональных объединениях или группах. В условиях деятельности администрации и педагогического коллектива гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» данные группы рассматриваются как «…творческие союзы, которые живут, действуют, изменяются в соответствии с динамикой социальной реальности, со всеми ее горестями, радостями, нерешенными вопросами, которые остро ощущаются, наверное, в абсолютном большинстве образовательных учреждений…» [1, с.3]. Именно творческие группы реализуют самый значимый объем методической работы в педагогических коллективах. Эти группы (объединения) педагогов могут быть как постоянными, так и временными коллективами, в зависимости от специфики стоящих перед ними профессиональных задач, в том числе и задач выполнения методической работы. В гимназии №73 постоянно действуют следующие творческие группы: «Гуманитарий-краевед» (учителя словесности, истории, изобразительного искусства, музыки); «Исследователь-энциклопедист» (учителя математики, физики, информатики, технологии); «Широкообразованный естественник» (учителя химии, биологии, географии, физической культуры); группа учителей иностранных языков; группа учителей начальной школы.

            Сущность методической работы убедительно охарактеризовал М.М. Поташник [2], подчеркнув, что она основывается на науке и данных опыта, как прогрессивного педагогического, так и управленческого, представляя собою целостную систему взаимосвязанных компонентов. Целью методической работы является обеспечение профессионального роста учителя, что способствует, в свою очередь, повышению качества образовательного процесса в целом. Известно, что понятие «качество образования» является многоаспектным. В настоящее время особое значение приобретает его рассмотрение с позиций процессного подхода. Данный подход определяет качество образования как совокупность характеристик, обеспечивающих реализацию социальных целей по формированию и развитию личности учащегося (обученность, воспитанность, выраженность социальных и психических свойств) [3]. Очевидно, что в этом случае существенно возрастает значение деятельности каждого конкретного педагогического коллектива по повышению качественных характеристик образовательного процесса. Как отмечают Н.Н. Давыдова и О.Н. Усова «…центр тяжести в последние годы переносится с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на внутреннюю самооценку ОУ…Ответственность за качество и оценку качества возлагается на само ОУ…» [4, с.22]. Образовательное учреждение – это прежде всего его педагогический коллектив и администрация, осуществляющая профессиональный менеджмент. «Внутри» коллектива существуют объединения или группы педагогов. Именно целенаправленность, организованность и содержательное наполнение деятельности групп позволяет реально, а не формально добиться повышения качества образования. Труды современных ученых-педагогов и методистов-практиков позволяют выделить комплекс разнообразных направлений в организации работы творческих групп учителей. К числу ведущих среди этих направлений могут быть отнесены: перспективно-прогностическое (формирование ценностно-целевого блока, определяющего жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения, перспективы его развития); обеспечение качественной реализации образовательного процесса (работа по внедрению ФГОС, примечание современных педагогических технологий, использование актуальных электронных образовательных ресурсов и т.д.); совершенствование профессиональных компетенций педагогов (работа, связанная с наставничеством, повышение квалификации через различные профессиональные программы, в том числе и посредством внутрифирменного обучения, обсуждение опыта работы коллег, интересных методических находок, диагностических методик, подготовка к аттестации и участию в различных профессиональных конкурсах, решение задач профессионального самообразования и т.д.).

            В контексте проблематики нашей статьи хотелось бы остановиться более подробно на еще одном направлении в деятельности творческих групп учителей – их участии в реализации опытно-экспериментальной работы, в осуществлении педагогических инноваций. В настоящее время педагогический коллектив гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» проводит опытно-экспериментальную работу по теме «Формирование культуры исследователя обучающихся основной школы в проектной деятельности» в формате региональной инновационной площадки. Какую помощь могут оказать творческие группы в достижении целей и задач ОЭР? Каким образом в ходе их деятельности находит свое воплощение методическая работа? Для получения ответов на поставленные вопросы обратимся к реализации процесса формирования культуры исследователя обучающихся. Очевидно, что данный процесс предполагает четкую последовательность действий, в соответствии с которой выстраивается ОЭР. Указанная последовательность основывается на специально разработанном алгоритме, логикой которого определяется и организация работы творческих групп педагогов. Состав алгоритма включает в себя три содержательных блока: I блок – подготовительный; II блок – организационно-деятельностный; III блок – рефлексивно-обобщающий (см. рис.1).


Рис. 1. Алгоритм формирования культуры исследователя

            Каждый блок, в свою очередь, состоит из совокупности последовательных действий или «шагов» алгоритма, которые необходимо выполнить, реализуя ОЭР; причем «шаги» предполагают использование различных форматов осуществления. Остановимся на краткой характеристике блоков. Первый – подготовительный; его назначением является подготовка педагогического коллектива к включению в ОЭР по формированию культуры исследователя в проектной деятельности обучающихся основной школы. В совокупность составляющих его «шагов» входят: а) ознакомление педагогического коллектива образовательной организации – гимназии №73 с ведущими положениями психолого-педагогических основ исследовательской и проектной деятельности учащихся, с определением центрального понятия – «культура исследователя» или «исследовательская культура» обучающихся, с требованиями ФГОС в области организации и реализации проектной и исследовательской деятельности и т.д.; б) формирование позитивной профессиональной мотивации у учителей, направленной на компетентную педагогическую поддержку обучающихся в ходе реализации процесса проектирования; в) анализ имеющегося у администрации и педагогов образовательной организации опыта, связанного с проведением исследовательской и проектной деятельности учащихся; г) формулирование цели и задач ОЭР по формированию культуры исследователя обучающихся, определение сроков выполнения содержания блоков алгоритма, а также актуальных итоговых продуктов ОЭР.

            Назначением второго – организационно-деятельностного блока – является реализация разработанной педагогическим коллективом в ходе ОЭР совокупности организационно-педагогических условий, необходимых для формирования культуры исследователя у обучающихся основной школы, а также оказание им актуальной педагогической поддержки. Данный блок включает следующие «шаги»: а) активное обращение к разнообразным возможностям уклада гимназической (школьной) жизни, опору на такие составляющие уклада, как цели и ценности, общую культуру ОУ, его традиции; совокупность культурно-образовательных событий и т.д.; б) использование технологий исследовательской и проектной деятельности на уроках, на занятиях внеурочной деятельности и дополнительного образования; в) осуществление на протяжении всего следования ученика, выполняющего работу, по его маршруту проектанта или исследователя, оперативной педагогической поддержки, способствующей достижению результата, то есть получению «итогового продукта»; г) разработку и апробацию педагогического инструментария оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся (проведение «внутренней» и «внешней» экспертизы, самоэкспертизы с помощью специально созданных оценочных карт и экспертных листов – подробнее с инструментарием оценки можно ознакомиться в материалах «Методики (критерии и показатели) оценки сформированности у обучающихся основной школы культуры исследователя» [5]). Второй блок является наиболее обширным по своему содержательному наполнению и разнообразию входящих в него «шагов». Проведение всех необходимых экспертиз (см. «шаг», посвященный инструментарию оценивания) позволяет сделать общее заключение о том, на каком уровне сформирована культура исследователя у обучающегося.

Третий – рефлекторно-обобщающий блок алгоритма посвящен систематизации педагогами и администрацией гимназии №73 данных ОЭР, проведению анализа полученных результатов, а также рефлексии, способствующей объективной оценке разработанных экспериментальных практик. В третий блок, соответственно, были включены такие «шаги», как: а) проведение рефлексивных действий (самоанализа) педагогами гимназии №73 для более четкого выявления как удачных, так и проблемных аспектов проведенной ОЭР; б) популяризация итогов экспериментальной деятельности педагогического коллектива по формированию культуры исследователя обучающихся основной школы в проектной деятельности (участие в профессиональных форумах, проведение мастер-классов, подготовка учителями публикаций по тематике ОЭР и т.д.).

Что касается конкретных форматов, которые используются при осуществлении «шагов», входящих в блоки алгоритма, то их диапазон, как уже отмечалось выше (см. стр.4), достаточно широк. Ограниченный объем статьи не позволяет представить все разработанные форматы, но с их более подробным описанием можно ознакомиться в «Методических рекомендациях для педагогов по поддержке формирования у обучающихся основной школы культуры исследователя» [6]. Тем не менее, рассмотрим ряд характерных примеров осуществления педагогами методической работы в ходе эксперимента по формированию культуры исследователя обучающихся в соответствии с содержательными блоками представленного алгоритма. Так, в рамках I-го – подготовительного блока был использован в том числе и формат проведения проблемно-тематического педсовета по теме: «Организация проектной деятельности обучающихся различных возрастных групп в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном процессе гимназии №73 «Ломоносовская гимназия». Цель проведения данного педагогического совета - анализ и систематизация опыта работы коллектива гимназии по использованию технологии проектной деятельности учащихся как одного из средств реализации требований ФГОС.

План проведения педсовета

1.    Педагогическая сущность понятий «проект» и «проектная деятельность», возможные модели ее осуществления в условиях реализации ФГОС (определение понятий «культура исследователя», «учебный проект», сходство и различия исследовательской и проектной деятельности обучающихся, педагогическое сопровождение проектной деятельности обучающихся).

2.    Организация проектной деятельности обучающихся основной и старшей школы (характеристика нового локального акта гимназии №73 – Положения об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО, система пяти «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация; характеристика курса «Исследовательский проект» для обучающихся 10-х классов; индивидуальные итоговые проекты учащихся основной школы (8-9 классы), работа на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности).

3.    Подготовка учащихся к защите индивидуального проекта (требования к подготовке защиты, состав комиссии, организация процесса защиты, критерии оценивания работ); требования к исследовательским проектам (оформление работы, презентации).

4.    Оценивание (экспертиза) результатов проектной деятельности обучающихся (критерии, показатели, процедура); форматы оценки итоговых продуктов исследовательской деятельности.

5.    Решение педагогического совета.

В рамках подготовки к педагогическому совету были проведены и проанализированы открытые уроки, занятия кружков, познавательных клубов, элективных курсов, что обогащало методический опыт учителей. Ниже представлена схема анализа уроков/ занятий по внеурочной деятельности, с помощью которой проводился анализ.

Схема анализа уроков /занятий по внеурочной деятельности

 

Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________

1. Форма организации познавательной деятельности обучающихся, их возраст:

а) урок, класс _______________________________________________________________

б) занятия по внеурочной деятельности (далее – см. занятия), возраст учащихся___________________________________________________________________

2. Тема урока, занятия: _________________________________________________

3. В каком формате была представлена на уроке/ занятии проектная деятельность обучающихся: а) работа над проектом, выполняющимся в контексте учебного предмета, по определенной проблематике, связанной с изучением конкретной темы (например, в практике начальной школы или 5-х, 6-х, 7-х классов); б) работа по подготовке выполнения индивидуального итогового проекта обучающихся в основной школе (8-9 классы) с указанием направления проектной деятельности (инженерное, исследовательское, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое); в) работа по подготовке выполнения индивидуального итогового проекта обучающихся старшей школы (10-11 классы) с указанием направления проектной деятельности (познавательное, учебно-исследовательское, социальное, художественно-творческое, иное)?

4. Какой/ какие этап(ы) проектной деятельности и соответствующие ему (им) действия проектирования изучились на уроке/ занятии:

I – подготовительный (подготовка проектного задания) – формулировка проблемы, требующей решения – определение причин существования проблемы, определение целей и задач проекта; выявление социальных и индивидуальных потребностей, связанных с проектом; формирование (в случае необходимости) команды исполнителей);

II – технологический (разработка плана проекта и его реализация) – составление плана работы по осуществлению проекта (основные мероприятия, время проведения; изучение ресурсных возможностей по выполнению проекта, а также источников их получения, распределение обязанностей (в случае группового проекта); разработка системы оценки проекта и способа оформления результатов; реализация проекта согласно составленному плану; контроль и коррекция промежуточных результатов; подготовка материалов для защиты проекта и презентации его результатов;

III – завершающий – защита, презентация проекта; оценка (экспертиза) проекта; самооценка выполнившего (выполнявших) проекты, т.е. рефлексия результатов?

5. Над какой формой представления результатов проектной деятельности работали учащиеся на уроке/ занятии? (макеты, модели, альбомы, буклеты, брошюры, реконструкции событий, видео-ролики, мультфильмы, выставки, игры, веб-сайты, программное обеспечение, эссе, рисунки, рассказы, сценарии и т.п.)?

6. Как осуществлялась учителем оценка качества выполнения проекта?

7. В какой степени, по Вашему мнению, проектная деятельность, организованная на уроке/ занятии учителем, способствовала достижению учащимися образовательных результатов, обозначенных в системе требований ФГОС: предметных, личностных, метапредметных?

            Также в пакет документов, разработанный к педсовету в качестве средства методической поддержки учителей, вошли: список актуальных информационных источников по тематике педсовета, проект его решения, инструменты педагогической диагностики (анкеты) для субъектов образовательного процесса (учителя, учащиеся, их родители). Анкета, разработанная для родителей учащихся, приведена в качестве примера.

АНКЕТА

для родителей по теме:

«Ученические проекты и исследования: поддержка и помощь родителей»

Класс:______

1.         Исследовательская и проектная деятельность учащихся занимает важное место в современном гимназическом образовании. Согласны ли Вы, как родители обучающихся, с этим тезисом? «Да»/ «Нет» Выберите свой вариант ответа и обоснования к нему.

Вариант «Да»:

□         данные виды деятельности способствуют развитию учащихся;

□         формируют новый для учащихся опыт;

□         способствуют расширению круга продуктивного, интересного общения;

□         эффективно готовят к продолжению образования в высшей школе (подготовка курсовых и дипломных работ, проведение студенческих исследований и т.д.);

□         что-либо ещё? (Ваше личное мнение) _____________________________________

Вариант «Нет»

□         занимают слишком много времени, которое является весьма дефицитным для современных учащихся;

□         увеличивают нагрузки, что далеко не всегда положительно сказывается на здоровье учащихся;

□         что-либо ещё? (Ваше личное мнение)

2.         В гимназии № 73 уже 30 лет работает Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО); многие учащиеся выполнили в рамках работы его секций разносторонние проекты и исследования. Информированы ли вы – родители наших гимназистов – о деятельности УНИО, его целях, специфике работы? «Да»/ «Нет»

Если «Да», – то из каких источников получили информацию об обществе? Укажите свой вариант информации с учетом перечня источников:

□         от своего ребенка;

□         от педагогов гимназии;

□         от классного руководителя;

□         от представителей администрации гимназии;

□         из СМИ;

□         сайт гимназии;

□         какие-либо другие источники?

3.         Выполнял ли уже Ваш ребенок исследовательскую работу (работы) в УНИО? «Да»/ «Нет».

Если «Да», укажите, пожалуйста, тематику работы (работ). Или направление исследования. _______________________________________________________________

4.         В процессе выполнения своего исследования обращался ли ребёнок к вам – родителям – за помощью? «Да»/ «Нет»

Если «Да», в чем именно помощь заключалась:

□         помогали с помощью подбора источников информации;

□         помогали с организацией и проведением каких-либо опытов, экспериментов;

□         помогали с выбором и определением «площадки» для исследования (лаборатория, кафедра вуза, музей, архив, культурный центр и т. д.);

□         совместно с ребенком для исследовательских целей вместе выезжали и посещали природные и культурные памятные места;

□         готовили кино- или фото- материалы;

□         помогали разрабатывать вопросы для анкет или интервью;

□         помогали в оформлении результатов исследования ребенка (подготовка презентации и т.д.);

□         что-либо ещё?

Отметьте выбор вариантов знаком V

При ответе «Нет» - не смогли оказать помощь по причинам:

□         дефицита времени

□         отсутствия необходимых в конкретной области знаний;

□         отрицания пользы такого рода деятельности для ребенка в принципе.

5.         Участвует ли ваша семья в формировании опыта исследовательского поведения ребенка? «Да» / «Нет» / «Затрудняюсь ответить».

Если «Да», - то каковы наиболее эффективные для этого формы и виды занятий с ребёнком? Сделайте выбор из предложенного перечня:

□         учите ребенка наблюдать и анализировать свои наблюдения и впечатления (поездки на природу, семейные походы на выставки, в музеи с последующим обсуждением увиденного и т.п.);

□         обсуждаете совместно интересные явления природы, жизненные ситуации, примеры из жизни ребенка, его опыта;

□         рекомендуете что-либо, достойное на Ваш взгляд, прочитать или посмотреть;

□         что-либо еще?

6.         Каким образом, по Вашему мнению, следует наиболее эффективно объединить усилия семьи и педагогов гимназии для успешной организации исследовательской деятельности учащихся разных возрастных групп?

Сформулируйте, пожалуйста, Ваши предложения.

Спасибо за сотрудничество!

 

К подготовке и проведению педагогического совета привлекались представители различных творческих групп, то есть была сформирована временная группа – команда организаторов и участников проведения педсовета.

В процессе реализации II-го организационно-деятельностного блока алгоритма педагоги всех творческих групп принимали активное участие в разработке и проведении таких его форматов, как создание программ и организация работы познавательных кружков в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования, в том числе и для учащихся начальной школы (кружки «От задачи к проекту», «Учусь исследовать»); для обучающихся основной школы – «Юный геолог», «Первые шаги в мир техники», «Страноведение Великобритании глазами ребенка», «Веселый немецкий» и др.; соответственно разрабатываются УМК, постоянно совершенствуются программы этих кружков, направленных на приобщение, а затем и на их активное включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность (см. рис.2)

Рис. 2. Познавательные кружки в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования в гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»

Востребованным форматом в системе «шагов» II-го блока является проведение заседаний творческих групп учителей, посвященных освоению технологий исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Данные технологии могут эффективно применяться как в учебной практике, так и в работе педагогов-кураторов, руководителей секций Ученического научно-исследовательского общества (УНИО). В качестве примера можно рассмотреть темы заседаний творческой группы педагогов гимназии «Исследователь-энциклопедист» (см. рис. 3).

1.    Объекты медиатворечиства обучающихся различных возрастных групп, участие в конкурсах и фестивалях электронных и печатных СМИ, ИКТ-компетентность участников образовательного процесса. На заседании рассматривались возможности организации проектной работы с учащимися в условиях медиасреды: возможности самой гимназии, ее социальных связей и партнеров, педагогическая поддержка учащихся и, прежде всего, безопасность в сети Интернет.

2.    Организация домашней работы учащихся. Учителя в творческой группе обсуждали возможность использования технологии проектного обучения при подготовке домашних заданий: при реализации технологии проектного обучения в домашних условиях учащиеся не ограничены временем, могут корректировать работу для представления ее к необходимым для отчета срокам.

3.    Совершенствование образовательного процесса: методическая поддержка профессиональной активности. На данном заседании учителя группы делились опытом использования различных электронных платформ для подготовки выполняемых проектов, особое внимание уделялось вопросам визуализации и анализа видеоматериалов, виртуальным практическим работам, которые могут быть частью подготовленного проекта. Состоялось знакомство учителей с образовательной on-line платформой «Сферум», которая позволяет освоить новые образовательные инструменты и приобрести методические возможности для профессионального общения. Был представлен опыт подготовки игровых учебных проектов, например, контроль знаний в форме игры «Крестики-нолики», которую составляли сами учащиеся для своих одноклассников, проведение тематических викторин, моделирование строения веществ и т.д.

Рис. 3. Тематика заседаний творческой группы «Исследователь-энциклопедист»

            Важнейшим «шагом» второго блока алгоритма являлись разработка и апробация оценочного инструментария результатов проектной деятельности обучающихся, для проведения данных процедур использовался формат экспертиз: а) «внутренняя» (или «предварительная») экспертиза, в роли экспертов выступают учителя (сотрудники) образовательной организации, где обучается автор проекта; б) «внешняя» экспертиза реализуется при оценивании выступлений учащихся на защитах проектов/ исследований или на форумах юных исследователей (конференции, семинары и т.п.); в качестве экспертов могут выступать ранее не знакомые учащимся учителя своей образовательной организации или специалисты, приглашенные «извне», т.е. сотрудники культурных и научных учреждений Санкт-Петербурга, представители вузов и пр.; в) были разработаны и мониторинговые карты для «самоэкспертизы» («Я умею! Я могу!»), с помощью которых учащиеся, выполняющие проект или исследование, могли оценить существующий у них на данный конкретный момент уровень овладения различными умениями, необходимыми для реализации итоговых «продуктов». Созданием всех необходимых для экспертиз материалов занималась также творческая группа педагогов гимназии №73, которая была целенаправленно организована в качестве «рабочей команды» одного из проектов Программы развития гимназии на 2020-2024 г.г., а именно проекта «Экспертиза результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся в системе работы УНИО гимназии №73». В составе «команды» были объединены учителя из различных постоянно действующих творческих групп, но они сумели объединиться для достижения общей цели. Этот коллектив, действовавший как «временный», эффективно решил поставленные перед ним задачи: разработал различные оценочные карты, экспертные листы, памятки для педагогов и учащихся.

            В ходе реализации III-его - рефлексивно-обобщающего блока, завершающего алгоритм, творческие группы учителей использовали для систематизации нарботанного опыта экспериментальной работы такие форматы, как подготовка и оформление для публикации методик и методических рекомендаций по актуальным вопросам формирования культуры исследователя основной школы в проектной деятельности [5, 6]; написание статей для научно-методических профессиональных изданий; участие в семинарах и конференциях. Представители администрации и педагогического коллектива участвовали в работе «открытых площадок» Петербургского международного образовательного форума в 2021 и 2022 г.г., проводившегося на базе гимназии №73; в обучающих семинарах Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга по проблемам оценки результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся (2021 и 2022 г.г.); в мероприятиях ИМЦ Выборгского района и т.д. Весьма востребованным форматом для организации методической работы творческих групп оказался формат подготовки и проведения мастер-классов по проблематике ОЭР. Например, в 2021 году темой «открытой площадки» гимназии №73 в ходе работы XII ПМОФ являлось обращение к специфике гимназического уклада жизни как комплекса условий формирования культуры исследователя. Были представлены в on-line варианте 7 разнообразных мастер-классов, отражающих практику экспериментальной работы; перечислим темы некоторых из них: «Реализация индивидуальных исследовательских маршрутов гимназистов в пространственно-предметной среде познавательных кружков «От задачи к проекту» и «Учусь исследовать» (учителя начальных классов гимназии №73 – Золотарева Л.Н. и Сергеева Т.В.); «Ломоносовские чтения» (заместитель директора гимназии по УВР, методист экспериментальной площадки – Гмиро Л.В.); «Фестиваль секций ученического научно-исследовательского общества (УНИО) «Радуга наук» (5-11 классы) (учитель информатики гимназии №73, куратор инженерной секции УНИО Кчеусо Ю.В.). Все мастер-классы (общая концепция проведения, отбор содержания и педагогических технологий, дидактических средств и т.д.) предварительно обсуждались и анализировались на рабочих заседаниях творческих групп учителей начальных классов, «Исследователь-энциклопедист», «Гуманитарий-краевед».

            Представленные материалы опытно-экспериментальной работы, реализованной педагогическим коллективом гимназии №73, позволяют рассматривать деятельность творческих групп (объединений) педагогов как важнейшее условие, обеспечивающее успешное достижение целей и задач ОЭР. Очевидно, что данная деятельность должна иметь четкую логику воплощения, смысловую основу, которую составил в нашем случае алгоритм формирования культуры исследователя обучающихся. Участие в экспериментальной деятельности, в свою очередь, способствует совершенствованию методической работы педагогов, обновлению ее содержания и технологического потенциала, что в конечном итоге обуславливает самореализацию личности учителя, а также более осознанное стремление к выполнению профессиональных задач.

 

Список использованной литературы

1.      Павлова В.К., Александрова Т.К. Деятельность творческих профессиональных объединений педагогов как эффективное условие реализации образовательного процесса (методич. пособие). – СПб.: Изд-во Государственного Университета педагогического мастерства, 2002.

2.      Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе (методич. пособие). – М.: Центр педагогического образования, 2010.

3.      Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] / В.П. Панасюк. – СПб.: КАРО, 2005.

4.      Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы //Инновационные проекты и программы в образовании, 2011, №4, с. 21-26.

5.      Методика оценки сформированности у обучающихся основной школы культуры исследователя http://gymnasium-73.ru/images/2021/metkroer2021.pdf

6.      Методические рекомендации для педагогов по поддержке формирования у обучающихся основной школы культуры исследователя http://gymnasium-73.ru/images/2022/mrppoer2122.pdf


Поделиться: