Авторcтво: Травникова Алла Викторовна, Ерофеева Юлия Игоревна, воспитатели ГБДОУ ЦРР детский сад № 129 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей элементарные представления об окружающем мире, ценностное отношение к родной природе, истории и культуре Отечества. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину [1].
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города [1].
Мы живем в самом красивом городе с богатой историей и культурой. Часто задачи ознакомления детей с Санкт-Петербургом определяются через эмоциональный компонент сознания ребенка – это воспитание любви к родному краю, гордости от того, что ты - петербуржец [2,10]. Знакомя детей на занятиях, больше уделяем внимание историческому центру, чем то что видим каждый день по дороге в детский сад или магазин. Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях [3,3].
Наш детский сад находится в Выборгском районе, у метро «Проспект Просвещения». А что, если предложить детям по новому взглянуть на эту знакомую с детства территорию? Если заставить их остановиться, присмотреться, понаблюдать за тем, что они видят каждый день? Было решено предложить дошкольникам и их родителям и отправиться в путешествие со всей семьей по микрорайону на поиски Пегаса или Белки.
Цель культурно-образовательной практики
Основной целью практики стала позитивная социализация детей, развитие их навыков исследования города. Помимо этого решался целый ряд социальных целевых установок:
Для ребенка – это проводить больше времени с близкими людьми, находиться в комфортном жизненном пространстве семьи и детского сада.
Для родителя – развивать позицию ответственного родителя в воспитании ребенка, включиться реально в образовательную практику группы, обогатить опыт взаимодействия с родителями и детьми при решении разнообразных задач.
Для педагогов – сделать работу с родителями интересной, творческой ,что соответствует ФГОС ДОО.
Задачи культурно-образовательной практики:
· Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, улице, городу.
· Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного микрорайона, достопримечательностях.
· Развивать наглядно–образное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач.
Проблемный вопрос, на который искали ответ дошкольники: А может ли то, что мы видим каждый день, быть интересным и загадочным? Что увидел ты? Родители?
Дети и родители могли пойти искать ответы и совершать прогулку каждый день, так как все объекты находятся в непосредственной близости друг от друга и детского сада. Забрав ребенка по дороге домой или в магазин, можно использовать это время для общения, разговора или беседы. Родителям предложили совершить прогулку не только в выходной (тайны Белки), но и после детского сада по дороге домой (в гости к Пегасу).
Педагогами были разработаны маршрутные дидактические материалы в форме 3-х буклетов для детей, маршрутные листы и рекомендации для родителей. У родителей появилась возможность выбора, и не было временных рамок.
Образец маршрутного листа с заданиями для семейного исследования – см. Приложение 1.
Семейную прогулку предваряла и завершала работа в группе детского сада. Ее содержание раскрыто в таблице № 1.
Таблица № 1. Основное содержание культурно-образовательной практики
Содержательный этап работы
|
Описание содержательной работы дошкольников
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Сюрпризный момент в группе письмо от Белочки и Пегаса
|
Слушают письмо-сказку, рассуждают, делают выводы.
|
Организует сюрпризный момент, рассказывает сказку о споре Пегаса и Белочки. Сканирует QR-код.
|
Знакомство с архитектурой и памятниками, инсталляциями (в ракурсе маршрутных листов)
|
Рассматривают репродукции картин, фотографии фонтанов
|
Обсуждение вопросов с детьми:
- как дети понимают значение слов «маршрут», «пруд», «парк», «фонтан» «инсталляция», «памятники»,
- высказывают предположение о назначение в городской среде фонтанов и парка.
|
Образовательное событие
|
Рассматривают маршрутные листы, Делают предположения, куда пойдут с родителями.
|
Обращает внимание детей на раздевалку, где представлен плакат для родителей с маршрутными листами.
|
Обсуждения с детьми путешествия выходного дня с родителями
|
Рассматривают маршрутные листы с выполненными заданиями. Делятся впечатлениями, обсуждают, что запомнилось больше всего
|
Педагог слушает детей. Записывает впечатления на обратной стороне маршрутного листа за ребенком
|
Изготовление настольной игры…..
|
Составляют план действий для создания игры:
Фишки, кубик
Нарисовать поле
Правила игры
Старт, финиш
Стрелки,
|
Совместно с детьми создает настольную игру ходилку.
|
После прогулки с родителями дети приносили маршрутные листы в группу, рассказывая о своих впечатлениях. В группе в Контакте педагогами был составлен опросник для получения информации от родителей о результатах совместной прогулки с детьми: что удалось, какие трудности возникли, каковы впечатления и т.д..
Родителям и детям предложена рефлексия после прогулки в форме «незавершенных предложений»:
Сегодня я узнал…
Было интересно узнать о …….
Мне понравилось …..
В результате проведенной прогулки все получили незабываемые эмоции. Дети рассказывали и рисовали в группе самые запоминающие впечатления, итогом стала игра-ходилка «Белочка или Пегас», родители оценили близкое местонахождение всех объектов и при близком рассмотрении открыли что-то новое (знаки на пушке, озера все разные похожи на штаны, рубашку, шапку). В игру дети играют регулярно, потому что они сделали её сами.
Приложения
Список литературы
1. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6.
2.Солнцева О. В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2010
3. Толкачева Т. Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – СПб., 2018.
Поделиться: