Авторcтво: Галицких Елена Олеговна, д.п.н., педагог-научный консультант Вятской гуманитарной гимназии, профессор Вятского государственного гуманитарного университета г. Кирова |
Мастерская начинается с рассказа мастера о своем выборе профессии, о своей «встрече» с книгами Симона Львовича Соловейчика, который много размышлял о призвании педагога. Рассказ мастера должен носить личностный характер. Вот один из возможных вариантов:
- У Ф.М.Достоевского есть такие размышления: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание… Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть». Вот о таком воспоминании я и расскажу. Я была школьницей, когда мама вечером принесла мне книгу Соловейчика «Час ученичества» (М., 1972). Свет отключили из-за сильной пурги и аварии линии электропередач, зажгли свечу, но оторваться от книги я не могла. Передо мной разворачивались картины жизни выдающихся педагогов, я восхищалась биографиями Песталоцци, Ушинского, Пирогова, Сухомлинского, а строчки Марины Цветаевой о часе ученичества и укрощении гордыни запомнились сразу и на всю жизнь.
Есть некий час – как сброшенная клажа:
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества – он в жизни каждой
Торжественно-неотвратим.
Случайность – свеча, и неслучайность – книга Соловейчика, они определили выбор профессии, которая посвящена просвещению, свету, учению. А книги Симона Соловейчика стали моими любимыми книгами в педагогической домашней библиотеке. Удивительно, но, когда я студенткой педагогического вуза познакомилась со своим будущим мужем и впервые пришла к нему в дом, то увидела на полке эту же самую книгу «Час ученичества». «Мы с ним одной крови», - подумала я, эта книга была визитной карточкой поколения студентов-будущих учителей.
Каждый ведущий мастерскую, в своем «слове-обращении к аудитории» должен опираться на свой жизненный опыт и сделать свой рассказ живым, интересным и коротким. Задача этого вступления – включить внимание всех участников мастерской, приблизить личность автора книги к читателям, вдохновить их на встречу с ОБРАЗОМ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ педагога и писателя Симона Львовича Соловейчика.
«У Симона Соловейчика удивительная судьба: он создал свою педагогическую прозу, организовал яркую и содержательную педагогическую журналистику с газетой «Первое сентября», воспитал сына, который продолжил его дело, и оставил после себя Соловейчиковские чтения как радугу после дождя оставляет на небе Создатель».
Этап пресс-конференции с педагогами, которые в разные годы были участниками Соловейчиковских чтений, – важный шаг в построении общения в мастерской и настроя на встречу с книгами С. Соловейчика. Роль журналистов выполняют все участники мастерской, которые на Соловейчиковских чтениях еще не были. Вопросы задают самые разные:
- Какое самое сильное впечатление от встречи с новыми педагогами?
- Какие формы работы используются на этих чтениях?
- С какими книгами вы вернулись?
- Что определяет ваше отношение к детям?
- Как видят участники чтений роль школы в жизни общества?
- В чем, с вашей точки зрения, смысл и ценность проведения таких чтений?
- Оправдались ли ваши ожидания и в чем?
Воспоминания и впечатления доказывают, что духовный результат жизни человека сохраняется, пока его помнят и читают, обращаются к его книгам, к опыту его деятельности. Построение знаний начинается с задания создать свой ассоциативный ряд к фамилии. Какие ассоциации вызывает у вас фамилия СОЛОВЕЙЧИК?
- Соловей – птица певчая, соло, слово, дети, творчество, поиск, свобода, сотрудничество, «Час ученичества», воспитание, семья, педагогика для всех, человек, педагогическая публицистика, подвижник, «Последняя книга», «Учение с увлечением», газета «Первое сентября» …
- Встреча с главными идеями свободного воспитания С. Соловейчика организована как просмотровое чтение страницы книги Н.Б. Крыловой «Очерки понимающей педагогики» (М., 2003, С.298-299) . По ходу чтения педагоги выделяют в текстах (дидактический материал выдается каждому) афоризмы С. Соловейчика, главные мысли, расширяют ассоциативные ряды: самостоятельность, совесть, свобода, общение, душа, счастье.
Идеи педагогики свободы по Соловейчику:
- нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое;
- всеми принятая схема «я веду — он идёт» не годится;
- отчего мы склонны опускать общение? Оно несовместимо с управлением и учением. Общение требует абсолютного равенства. Всякое неравенство, превосходство, власть, необходимые для управления, для общения, — губительны, делают его невозможным. Общение — соединение двух душ; они хоть на миг становятся равными. В этом уравнивании — наслаждение, человеческий и педагогический смысл общения. Один миг общения даёт для воспитания больше, чем целые часы поучения. В этом-то и состоит педагогический талант —в умении почувствовать в ребёнке равного себе душой;
- за связкой понятий — сотрудничество, учебная деятельность, творческое дело — скрыты извечные смысловые пласты свободы: если предоставить детям полную свободу, но не создавать при этом отношения сотрудничества, то выпадет главное в воспитании свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в топкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям. Педагогика — наука об искусстве сотрудничества;
- первая цель образования заключается в самостоятельности, образование оказывается бесполезным, если не ведёт к самостоятельности. При этом постоянно говорят: слушайся, слушайся! Образ воспитания расходится с образом жизни. Ускользающий от нас секрет слова «самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный — значит свободный;
- несвободного за ложный выбор наказывает кто-то, свободного за неудачный шаг наказывает жизнь; к ответственности ведёт не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием; ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение;
- если ребёнок с первых шагов чувствует себя свободным и знает вкус к самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растёт; он стремится стать лучше, сильнее, старается освободиться от собственной слабости, неумелости, стремится к мастерству в любимой работе — лишь мастер действительно независим и свободен. Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшим, и даёт самостоятельного, свободного, раскованного воспитанного человека;
- свободе учат свободой, ответственности — ответственностью, добру и совести — добром и совестью, а счастью — счастьем;
- нравственное воспитание — воспитание без воспитания, без особых педагогических мероприятий и мер. Для него нужна трата души, а не времени.
2. Этап работы с материалом книг С. Соловейчика продолжается чтением тезисов из его произведений. Работа в кругу – в группах по четыре человека – начинается с выбора фрагмента из книги С. Соловейчик «Резервы детского Я». Тексты выдаются каждой группе. Педагоги читают тезисы, обмениваются страницами, выписывают нужные идеи. Каждый может внести в свой конспект новые интересные мысли Соловейчика как воспитателя. По ходу чтения каждый выписывает к себе в блокнот наиболее значимые мысли, затем зачитывает их в группе и ищет единомышленников, записавших в блокнот те же строчки, что и он. Затем в группе обсуждают выписанные из текста цитаты, комментируют их выбор. При этом важно его мотивировать, отвечая на вопрос: «Почему выписана эта мысль, а не другая? Докажите ее убедительность». Приведем пример дидактического материала, который обновляется и меняется в зависимости от возраста участников и задач мастерской.
С.Л.Соловейчик «Резервы детского “Я”».
Один из самых эффективных способов воспитания в семье – строительство собственного «я» ребёнка, его представление о самом себе как о достойном человеке.
1. Душевная связь с ребёнком, контакт – первое условие воспитания. Если я хочу изменить поведение человека, значит, я должен влиять на его представление о самом себе. Если меняется отношение к человеку – меняется его представление о самом себе, меняется он сам. Только там есть стремление к хорошему, где в ребёнке видят хорошее. Видеть детей хорошими – это труд воспитателя!
2. Если у ребёнка дурное представление о себе самом, может быть два исхода:
1). Психология неудачника. Выпустит судьбу из рук, а зачем? Он не дорожит своей жизнью, может стать жуликом.
2). Я не хуже, а лучше других.
Секреты воспитания:
а) Требовательность к ребёнку – это прежде всего требовательность к самому себе. Объект нашей требовательности - вся жизнь семьи.
б) Опытные воспитатели хвалят детей редко и осторожно. Но в целом люди испытывают дефицит одобрения. Не хвалить в общей форме: «Какой хороший мальчик!». А хвалить за что-то: «Хорошо вымыл руки!»
в) Похвала-удивление: «Смотри ты! А я и не знал, что ты умеешь!»
г) Сначала надо найти общий язык.
д) И никогда не хвалить ребёнка в присутствии чужих людей!
Если чужие хвалят, мать осторожно отводит похвалу. Но можно мимоходом передать чужую похвалу: «Ты знаешь, дядя Петя очень хвалил тебя, и мне почему-то было приятно…»
е) Хвастунами становятся те, кто не получил порцию поощрения.
ж) Ведь что такое похвала? Это радость за другого.
Чем меньше хвалят моего ребёнка, тем больше усилий я буду прилагать к тому, чтобы найти, за что его хвалить. Чем больше хвалят моего ребёнка, тем я буду сдержаннее в похвалах.
Важно, чтобы ребёнок получил сполна свою порцию похвал и поощрений, необходимую для того, чтобы у него было хорошее представление о себе самом.
3. Очень важно, кого хвалит ребёнок. Кому он готов подражать?
Зло - заразно, как болезнь. Из огромного числа возможных влияний один ребёнок впитывает одно, другой – другое. Как научить ребёнка брать пример? Самое опасное – это назойливость, нарочитость, поучительность. Пример, соединённый с упрёком или попрёком, полностью теряет свою силу. «Учись хорошо, вон Костя как учится!» - сын начинает ненавидеть Костю.
Не относится к друзьям ребёнка предвзято. Указать в них на хорошее. На улице раскованная жизнь, там жизнь «взаправду». Искусство воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка искать и в дурном хорошее.
4. Больше всего дети берут пример с родителей, но они видят нас насквозь.
Это иллюзия, будто мы что-то даём ребёнку. Нет, он нас питает. Но если мы состоялись как личность, если есть добрый нравственный климат, мы легко добиваемся от ребёнка всего, что нам нужно. Чтобы все были довольны ребёнком, жизнь должна быть полной, и мы должны быть на высоте в каждой из своих ролей. В истинном браке мужа и жену связывают не только дети, но, главное, их собственные отношения друг с другом. Нельзя детьми укреплять брак!
Постоянная работа – поиск друг друга в этом мире. Если нет этой работы, то отец перестаёт быть отцом.
Я не должна превращаться только в мать. Не должна заниматься только семьёй. Я мать, жена, дочь, внучка, сестра. Всё, в чём я не ленилась, перейдёт детям. Ребёнок станет читать книги, если я читаю. Чуть ребёнок подрос – надо думать о своей профессиональной роли, о работе. Если оставить свою дорогу, то не сможешь играть роль жены, матери. Если у меня чистая совесть перед ребёнком, перед мужем, перед работой своей, это передаётся и детям.
Нельзя строить отношения только на любви и интересе друг к другу. Должен быть общий интерес к чему-то, лежащему вне семьи! К искусству, к детям, к судьбам Родины и человечества. Нельзя жить друг для друга - но замечательно жить вместе для чего-то! Если этого удаётся достичь, дети вырастают смелыми, независимыми, с большим чувством собственного достоинства. Изначальное представление о себе у них будет представлением о человечности.
Семья помогает человеку сохранить чувство душевного здоровья. В этом её смысл. Потеря душевного здоровья, страх перед людьми страшнее любых конкретных несчастий. Лучше довериться и быть обманутым, чем всю жизнь бояться обмана, потому что никому не доверяешь. Открытый дом – счастье для всех, кто в нём живёт.
Должно быть безмерное уважение ко всему, что ребёнок любит: к другому ребёнку, к дереву, к учительнице, к кошке. Тогда ребёнок знает, что он может доверять маме.
«Я очень люблю Серёжу, хочу отдать ему велосипед!» Пусть отдаёт! Велосипед – ерунда по сравнению с тем, как наш ребёнок вырастет в этот момент: он чувствует в сердце любовь.
Почему-то испокон веков дурное поведение детей – позор для родителей. В народе считают, что это не может быть случайным. Если дети плохие, значит, и родители гораздо хуже, чем о них все думают. От всего мира спрячешься и от самого себя спрячешься, а от детей – нет.
5. Воспитание – это обогащение души, оно происходит приобщением к высокому.
Самый эффективный путь воспитания – организация успешной деятельности ребёнка. Только успех придаёт силы и даёт веру в себя, только успехом можно воспитать трудолюбие.
Воспитание словом, примером и успешной деятельностью - единый процесс.
Любая совместная работа с детьми – драгоценнейшая возможность. Здесь воспитывается дисциплина.
Хорошо организовать работу.
6. Мы стремимся сохранить, упрочить хорошее представление о себе самом, но вдруг в школе всё плохо? Родители должны помочь, потому что у ребёнка ещё слабая воля. Иногда дома бывает война, а не уроки. И если мы не можем пересилить себя, если срываемся на крик, то лучше отказаться от занятий.
Наша заинтересованность, затаённая надежда и тревога непременно сделают своё дело. И ребёнок станет учиться лучше.
Школьные отметки должны быть предоставлены самим детям, тогда они не боятся школы.
Учение детей зависит от того, как много в доме книг, каков порядок в доме, насколько все трудолюбивы, как относятся к знанию и к учению, какой контакт с детьми; оно не зависит от того, заставляем мы детей учиться или не заставляем.
Вдохновение рождается от успеха, успех – от усидчивости, усидчивость – от уверенности в успехе…
Устал – от неуспеха!
7. На ребёнка влияют все обстоятельства воспитания. Не терять контакт! Контакт любой ценой. Всеми силами искать контакт, искать понимания, искать общий язык.
Отступление по всем правилам ради мира в семье: он не может делать уроки, оставьте его в покое. Это единственный выход в подобных обстоятельствах. В воспитании всегда есть риск.
Великое педагогическое орудие – контакт, основанный на внимании к ребёнку!
8. Одно из главных педагогических орудий – слово, а оно полностью зависит от моего авторитета, а то будет «на него хоть кричи, хоть не кричи…»
С четырёх, пяти лет каждый удар запоминается на всю жизнь.
9. Если ребёнок заразился грубостью дома, то вылечить его практически невозможно. Важно не превращать дом в школу скандала. Скандалист непременно добивается «верха», победы, а для этого топчет душу.
10. Успехи ребёнка при полном дружелюбии в доме. За тепло, за душевную связь дети благодарят бесконечно, и это чувство зарождается само собой, а не по требованию.
11. С детьми надо разговаривать! Темы выбирают дети.
Нельзя наказывать молчанием, отказывать в любви, вырабатывать механизм «проси прощения».
12. Но самая глубокая связь с детьми там, где поддерживается крепкий дух семьи. Важно, чтобы в семье признавался чей-то авторитет, тогда возникают отношения сотрудничества между детьми и взрослыми. Каждый старается помочь другим.
Кто хочет жить в согласии, тот должен привыкнуть к мысли, что дом не представляет из себя отлаженной машины. Не нужно спускаться на мелкий хозяйственный уровень. Согласие дороже хлеба с обедом.
Семья вообще не быт, семья – духовная поддержка в жизни, питание души человеческой.
Тыкать подростка носом в мелочи жизни и опасно, и бесполезно, и всегда ведёт к нарушению контакта.
13. В семье и единственный ребёнок может вырасти хорошим, но лучше, когда в семье есть всегда маленький.
14. Отчего люди тянутся к трудному? Трудное заставляет напрягаться, но именно в напряжении и растут силы, растёт человек. Мальчик вступает в игру, в состязание. Без испытаний жизнь ребёнка станет пресной, скучной, затягивается, как болото. Подбить ребёнка на испытание своих сил – это задача воспитателя. Будем внимательны к детским испытаниям самих себя! Один миг преодоления себя – это миг узнавания себя лучшего, это миг превращения в лучшего человека. Помочь преодолевать трудности.
Строительство – вот на что похоже воспитание. Кропотливое строительство гордой души.
15. Честь, чувство чести, представление о чести и удерживает человека от дурных поступков и заставляет действовать благородно.
В чувстве чести и содержится страх опозориться, потерять честь. Чтобы люди обо мне не подумали плохо – вот честь. Чтобы я о себе не думал плохо – и это честь.
Честь не допускает ни одного бесчестного проступка.
«Ты хороший, ты честный, ты не можешь поступить дурно», - будем внушать это ребёнку, чтобы понятие чести легло в основание его жизни.
16. Два основных условия воспитания: контакт; душевная связь с ребёнком; строительство его души, укрепления его представления о себе самом как о достойном человеке, охрана его чести.
Любовь рождает и поддерживает душевную связь с ребёнком. Любовь заставляет нас видеть в ребёнке лучшее. Любовь заменяет все педагогические теории, любовь сильнее всех теорий, и любящей матери никакие книжки о воспитании не нужны.
Будем любить детей щедро и без страха, будем верить в них – и всё будет хорошо.
Воспитывает лишь тот, кто сам трудится душой – любит. Он, а не любимый становится прекрасным человеком. Реальное чувство любви целиком зависит от притягательности личности родителей, и только это реальное чувство определяет воспитанность наших детей.
И что есть искусство воспитания? Это искусство любить детей.
- Кульминационный момент мастерской – ВСТРЕЧА с книгой С. Соловейчика «Пушкинские проповеди» (М, 1999). Дадим возможность выбрать каждому в мастерской одну проповедь для индивидуального прочтения, размышления. Все проповеди отксерокопированы на отдельных листах бумаги. Каждый педагог выбирает одну страницу и читает проповедь про себя, обращая внимание на форму изложения – заголовок, строчки из стихотворения А.С. Пушкина. Например…
О нынешней молодежи
А нынешняя молодежь так избаловалась,
что ни на что не похоже.
А.С. Пушкин
Вам приходилось слышать такие упреки? Конечно. Со всех сторон только и слышишь обвинения в адрес нынешней молодежи: избаловались, не хотят работать, ни о чем не думают, только о гулянках, не уважают старших, бездельничают...
Но слова, с которых мы начали, произносит не сердитая старуха на лавочке возле подъезда, а старый русский барин Гаврила Афанасьевич Ржевский из повести Пушкина "Арап Петра Великого". Говорит он это в самом начале XVIII века.
Вон когда избаловалась молодежь — три века назад!
А можно было бы найти такие же слова и в шумерской рукописи, созданной сорок веков назад.
Сколько мир стоит, столько люди жалуются на молодых, на молодежь.
А разве вы сами, глядя на ребят двумя классами моложе вас и возмущаясь ими, не говорите: "Мы были не такие"?
Вероятно, это закон жизни: старшие жалуются на младших. А сердиться на законы жизни по крайней мере нелепо — их не переменишь. Так было, так и будет.
Сегодня — ваша очередь быть молодыми, значит, ваша очередь терпеть упреки старших, независимо от того, справедливы они или несправедливы.
Будем терпеливы к старшим, особенно к очень старым людям, будем относиться к ним как умные люди — доброжелательно и слегка снисходительно. Не стоит вступать в споры, не стоит ничего доказывать: старшие имеют право на эти упреки, это привилегия старости — ворчать на нынешнюю молодежь. Вы станете старыми — и вы будете возмущаться, как Гаврила Афанасьевич Ржевский — не путайте почтенного барина с поручиком Ржевским из анекдотов.
Но, терпеливо принимая положенные упреки, будем думать и о другом. Вы сейчас молоды, вы относитесь к тому поколению, которое сегодня называют словом молодежь. Ваша молодость пришлась на самое острое, самое сложное время в истории России. Многое из того, что вы видите и что у вас есть, старшие не видели и не имели. Во многих отношениях вы первые, о вас потом будут говорить с уважением и даже с восхищением — вы прокладываете дорогу будущим молодым. Давайте же вместе поддерживать честь нынешнего молодого поколения, чтобы потом о вас сказали: "Они ни на кого не похожи", — но сказали это с уважением.
О тех, кто слушает и понимает
- Она слушает и понимает –
редкое достоинство в наших женщинах.
А.С. Пушкин
В одном из незаконченных пушкинских произведений о героине его говорят так:
- Она слушает и понимает – редкое достоинство в наших женщинах.
Присмотримся – вокруг нас очень мало людей, и женщин, и мужчин, которые умеют слушать человека, слышать, что он говорит, и понимать его.
Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг никого? Вокруг полно народу, но никто тебя не хочет выслушать, никому ты не интересен, каждый занят собой, своими делами и заботами.
А если и слышат тебя, то не понимают. Очень многие молодые люди жалуются на то, что их не понимают родители: "Шестнадцать лет под одной крышей живем, а никак не можем найти общего языка".
Общий язык! Оказывается, это такая редкость! Оказывается, даже родной язык может быть непонятен!
Почему так получается?
Да потому, что за каждым нашим словом кроется какое-то желание, какой-то интерес, какое-то чувство. Слова все понятны, но мы не понимаем, а точнее сказать — не хотим понимать чужие чувства, интересы, желания, мы не хотим потратить свои душевные силы на чужую душу.
Чтобы понять человека, надо сосредоточиться на нем, принять его — это и есть труд души, о котором так много говорят. А мы ленимся душой, мы боимся впустить в свою душу другого. Оттого у нас такие невнимательные глаза, оттого мы так редко смотрим в глаза друг другу. Спросил на ходу: "Как дела?" — и, не дождавшись ответа или удовлетворившись пустым "Ничего", бежим дальше: "Привет! Как дела? И у меня ничего".
Тоскливое слово "ничего" — опознавательный знак всех тех, кто не слышит и не понимает людей. Для них все ничего: и человек — ничего, и фильм — ничего, и книга — ничего, и вся жизнь - ничего. Ничего из этой жизни не западает им в душу, не затрагивает, не трогает. Душа не наполняется впечатлениями, чувствами, своими и чужими страстями и превращается в пустой мешок, который мы зачем-то носим с собой. В нем нет ни ценного, ни драгоценного, одно только ничего.
И лишь редко-редко встретится на пути жизни человек, который слушает и понимает, вроде пушкинской героини.
Редкое качество. Изумительное достоинство.
Но зато такое достоинство, которое доступно каждому. Не всякий талантлив, не все красивы, не каждый и умен. Но для того чтобы слушать и понимать человека, не нужно ни особого ума, ни особых талантов — надо только слушать и стараться понять...
О пути жизни
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!
А.С. Пушкин
В последней главе романа в стихах "Евгений Онегин" есть строчки о том, как Татьяна, героиня романа, тосковала, непрерывно думая о человеке, которого она полюбила:
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренной жизни путь!
Пушкина, видимо, так тронула его милая Татьяна и вся эта сцена, что в конце строки он в восхищении поставил восклицательный знак:
Свершить смиренной жизни путь!
Не пройти, как всегда пишут: "он прошел с ней рука об руку всю жизнь", а именно свершить.
Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки. Да нет же, все не так: путь жизни — это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени; но путь жизни — это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному нам сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймете, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит свершить.
Да самого себя!
Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе и жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдешь, даже если ты пошел в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надежнее.
Но заметим еще одно важное слово в пушкинских строчках: ....смиренной жизни путь.
В книгах, которые мы читаем, в фильмах, которые мы смотрим, жизнь всегда представляется как цепь захватывающих приключений. В молодости мы всегда мечтаем о славной, яркой, бурной жизни, и это правильно — когда же еще мечтать, если не в юности!
Но большинство людей живет совсем по-другому — смиренно.
Не всякому дано бунтовать, рваться к небесам, переделывать мир и все такое прочее. Есть и другой путь, тихий, вроде бы незаметный, смиренный — путь примирения с жизнью, смирения перед нею, как перед судьбой.
Путь согласия с жизнью.
Его, этот путь, выбирают тихие, нежные, добрые сердца. Смирение с жизнью — это совсем не так плохо, как нам представляют в книгах. Часто бывает, что в этом смирении, которое тоже требует сил и мужества, и состоит подвиг жизни.
Роман "Евгений Онегин" — это книга о двух людях, о человеке несмиренном - Онегине, который нигде не мог найти себе места, и о человеке смиренном — Татьяне Лариной. Кто из них лучше? Кто из них счастливее?
На этот вопрос ответить нельзя. Каждый из нас выбирает один из двух главных путей жизни, каждый находит свое счастье. Но надо принять свой путь как свой и не завидовать другому пути, другой жизни.
4. Этап коллективного обсуждения построения проповеди начинается в малых группах и завершается общим сводом «наблюдений» участников мастерской, которые мастер записывает на доске:
Проповедь
· Проповедь предназначена для произнесения вслух. Она должна убеждать, побуждать к сохранению человеческое в человеке, поэтому должна быть эмоциональной и ненудной.
· Тема проповеди заявляется в заголовке «О чем?» - О любви. О свободе. О грядущем дне. О косой зависти.
· У проповеди есть эпиграф – сверхзадача проповеди, ее точка опоры, с него можно начать свою проповедническую речь, обращенную к коллегам.
· Тезис (основная мысль) проповеди подтверждается примерами, аргументами, развивается, раскрывается в ситуациях, пояснениях.
· Заключительное слово проповеди (последнее предложение) – назидание, обращение, призыв, приглашение к действию.
Все участники мастерской в каждой группе называют темы пушкинских проповедей, которые они прочитали, а затем встают и подходят к столу, на котором лежат ЦВЕТНЫЕ листочки с эпиграфами. На столе россыпь стихотворных строчек из разных стихов. Каждый выбирает для себя эпиграф, на который он хотел бы откликнуться своим комментарием, размышлением, опытом, словом. Листочками с эпиграфами можно обмениваться, пока не встретится нужный.
Выбор эпиграфа – интересная и сложная задача, потому что строки должны совпасть с настроением участника мастерской, быть созвучными его состоянию «здесь и теперь». Задача эпиграфа – быть ключом к созданию своего авторского текста педагогической проповеди.
Падают листья осеннего сада,
В землю ложится зерно.
Что преходяще, а что остается –
знать никому не дано.
Ю. Левитанский
Пусть тайною тайна пребудет,
Пусть капля на ветке дрожит.
И пусть себе будет, что будет,
Уж раз ему быть надлежит.
Ю. Левитанский
Еще нам плакать и смеяться,
Но не смиряться,
Не смиряться,
Еще не пройден тот подъем,
Еще друг друга мы найдем…
Б. Окуджава
Делаю то, что должен,
а не то, что хочу.
Тяжкий крест несу терпеливо.
Тяжкий камень в гору качу.
Ю. Левитанский
Всего и надо, что вчитаться, - Боже мой,
всего и дела, что помедлить над строкою –
не пролистнуть нетерпеливою рукою,
а задержаться, прочитать и перечесть.
Ю. Левитанский
А я так медленно пишу,
как ношу трудную ношу,
как землю черную пашу.
как в стекла зимние дышу –
дышу,
дышу
и вдруг оттаиваю круг.
Ю. Левитанский
Самое важное – то,
Что не важно.
Есть Бог
Или его нет.
Мы одиноки
во вселенной
мы ищем
друзей.
До тех пор,
пока не уверуем,
что они действительно существуют.
Ян Рыбович
Ни единой мысли.
Тишина. Солнце светит.
Ветер уснул.
А в голове – ни единой мысли!
Ни единой мысли в голове.
Ни единой заботы в сердце.
Ни единой занозы в мозгу.
Вечность.
Ян Рыбович
Я не люблю пустого словаря
Любовных фраз и жалких выражений…
А. Блок
Никогда не жалейте о том, что случилось…
А. Дементьев
Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…
А. Блок
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Б. Окуджава
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
А.С. Пушкин
Учись у них: у дуба, у березы…
А. Фет
Жить – значит путешествовать…
А. Грин
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф.И. Тютчев
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
А. С. Пушкин
Жизнь – бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди!
М. Волошин
Ступни горят, в пыли дорог душа…
Скажи: где путь к невидимому граду?
- Остановись. Войди в мою ограду
И отдохни. И слушай, не дыша,
Как ключ журчит, как шелестят вершины
Осокорей, звенят в воде кувшины…
Учись внимать молчанию садов,
Дыханью трав и запаху цветов.
М. Волошин
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять – и снова воплотить!
М. Волошин
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот это сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
И. Бунин
… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
И. Бунин
От всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
И. Бродский
(Набор эпиграфов постоянно обновляется, расширяется, заменяется, обогащается в каждой новой аудитории, в которой проходит мастерская).
Свой отклик на стихотворный текст, свою педагогическую проповедь
каждый оформляет на белом чистом листе формата А 4. Каждый в микрогруппе зачитывает свою проповедь, а затем одну проповедь по выбору от группы слушают все участники мастерской.
Вслушайтесь в некоторые из монологов учителей нового века:
О путешествиях
Жизнь – бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди!
М. Волошин
Каждый знает, что предчувствие дороги придает жизни особый аромат ожидания, возможности узнать и увидеть много нового и интересного. И самое главное – в дороге и мир, и люди в нем кажутся содержательнее, чем в статичном положении. И друзья откроют свои таланты, и сам увидишь свой характер с новой стороны. Какой ты Путник – терпеливый, любознательный, несуетливый, умеющий видеть цель и смысл пути, и какой ты Спутник – общительный, открытый, нежадный, ненудный, независтливый, интересный, помогающий?
Познание жизни – это путь! Не случайно говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Я очень люблю путешествовать, открывать новые города, любоваться природой, удивляться музеям, восхищаться литературными местами России. Путешествия вдохновляют на чтение новых книг, помогают учиться, выстраивать свои мечты.
Я разделяю точку зрения Александра Грина о том, что жить – значит путешествовать. Путешествуйте, чтобы познавать мир и понять себя в нем!
Елена Белоусова
О творческом вдохновении
А я так медленно пишу,
как ношу трудную ношу,
как землю черную пашу,
как в стекла зимние дышу –
дышу,
дышу
и вдруг оттаиваю круг.
Ю.Левитанский
Ю. Левитанский
Вот так случается очень часто. Думаешь о чем-либо, размышляешь, мыслей в голове очень много, они роятся, как пчелы в потревоженном улье, но, к сожалению, не могут обрести какую-то конкретную форму. Остаются неясными и расплывчатыми и от этого тяжелыми, как ноша. И только после многочасовых раздумий, зачеркиваний вдруг понимаешь: «Вот он ОБРАЗ мысли! Наконец! Родилась гармония формы и содержания!» Нашлась та единственная форма фразы, которую так долго шлифовал и вынашивал, над которой так долго думал и которая измучила твое сознание. И теперь ее с гордостью можно записать на чистый лист. И мысль эта будет не только украшением листа бумаги, но и тебя самого как ее создателя! Теперь я понимаю, как замечательно быть автором, иметь свои мысли, их записывать и к ним возвращаться!
Давайте же будем помнить, что мысли должны быть ясными и красивыми, чтобы быть украшением, образом, формой речи.
Наталья Фирсова
Минуты созерцания
Учись у них: у дуба, у березы…
А. Фет
Удивительная стоит осень, первоначальная, хрустальная, золотая.
Так и хочется повторить «очей очарованье». Чтобы такая строчка родилась, нужны минуты созерцания, внутренней тишины, ощущения чуда. Это мгновения, когда наши «очи» обращаются к синеве небес, на которых «красною кистью рябина зажглась», к тайне каждого кленового листа, что падает под ноги… По дороге в школу придумываю задание для своих учеников. Спрошу их, чему можно учиться у деревьев? Взрослые не ответят, а дети пофантазируют. Марина Цветаева обращалась к деревьям, как к друзьям, видела в каждом дереве характер: «дуб богоборческий», «ивы-провидицы», «березки-девственницы». Князь Мышкин говорил: разве можно видеть дерево и не быть счастливым.
Редкая минута созерцания красоты мира, восхищения гармонией природы. Остановись и «учись» у дуба и березы несуетливому отношению к жизни, жизнелюбию, учись видеть течение времени в изгибе веток, а в морщинах коры сопротивление испытаниям зимней стужи.
Смотри: феерия красок на одном дереве; ощути нежность прикосновения кожи кленового листочка к ладони руки.
Созерцай, потому что в эти минуты происходит «перекличка царствия внутри нас и царствия вне». Учись видеть и восхищаться, радоваться и удивляться дню, небу, осени, дереву, под которым растут твои дети.
МАМА
О бездействии как душевной подлости
Еще нам плакать и смеяться,
Но не смиряться,
Не смиряться,
Еще не пройден тот подъем,
Еще друг друга мы найдем…
Б.Окуджава
Как часто мы позволяем лениться своей душе, как часто не делаем то, что должны и обязаны. Но самое страшное, что мы смиряемся со своей пассивностью и гибнем от душевной пустоты.
В жизни всегда есть место подвигу, надо только приложить определенные усилия. Есть люди, которые нуждаются в нас так, как никто другой, которые верят в нас и ждут помощи и понимания. Это и наши дети, и наши родители, и наши друзья, и те люди, которые просто оказались рядом случайно. Нельзя смиряться с тем, что тебе не удается что-то легко и быстро, чего ты не хочешь развивать и совершенствовать дальше. У каждого в жизни есть тот «подъем», преодолев который, стремишься к следующему. Поэтому, друзья мои, никогда не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйте себя в поступках и делах!
Дарите радость людям!
Попова Елена Ивановна
О Вечности
Ни единой мысли.
Тишина. Солнце светит.
Ветер уснул.
А в голове – ни единой мысли!
Ни единой мысли в голове.
Ни единой заботы в сердце.
Ни единой занозы в мозгу.
Вечность.
Ян Рыбович
Вечность – век. Говорят: век живи – век учись… Зачем? Чтобы в голове пустоты не было, чтобы понять бесконечность познания. Все когда-то кончается, только вечности присуща бесконечность. Две жизни не прожить. Радуйся каждому дню, каждому мгновению. И почувствуй себя в этой жизни. Ощути ее мимолетность и пойми: ни одна забота, ни одна печаль, ни одна неприятность не вечны. Все проходит. Нельзя отравлять свое мимолетное пребывание на этой земле дурными мыслями, злобой, завистью, подлостью, предательством, одиночеством.
Мир создан для тебя, а ты – для мира. Найди гармонию. Ощути свою сопричастность с каждым мгновением жизни.
Брезгина Ольга Николаевна
6. Следующий этап работы называется «афиширование», то есть размещение проповедей на стенах и доске аудитории. Каждый может прочитать те проповеди, темы которых ему интересны и оставить свои короткие отзывы, отклики, реплики на листах. После мастерской все листы с проповедями собираются в большую рукописную книгу-альбом.
7. Афиширование можно провести и в устной форме, потому что сама устная речь, интонация украшает проповедь, придает ей убедительность. Сначала каждый читает свою проповедь в группе, а затем от группы выступает с проповедью один или двое участников мастерской, чтобы все услышали интересные проповеди.
8. У С. Соловейчика есть мысль о том, что счастье можно воспитать только счастьем. Постройте свое «воспоминание» о счастливых мгновениях прожитой мастерской, ведь «счастье только знающим дано» (И. Бунин). Что вам помогало перечитывать книги, выбирать «свои» страницы, что вдохновляло на создание своей проповеди, какую мысль Симона Соловейчика вы разделяете и считаете заповедью своего профессионально-личностного роста. «Личность вырастает из себя», - считает философ Григорий Пьецух. Из каких мыслей вы выросли?
9. Рефлексивный этап мастерской: соберите свои мысли, впечатления, записи в один ряд последовательных шагов и восстановите пройденный нами путь - от Соловейчика к себе. Закончите предложения, оформленные на плакате, сделав из него своеобразную афишу для учительской:
· Если нужно провести час общения и рассказать о профессии педагога, то можно обратиться к страницам книги … «Час ученичества».
· Если нужно подготовить родительское собрание и включить родителей в обсуждение проблем воспитания, то педагогу поможет книга… «Резервы детского «Я».
· Если в классе дети учатся без энтузиазма и радости, то торопитесь прочитать с ними … «Учение с увлечением».
· Если нужно построить диалог с коллегами на педагогическом совете о проблемах понимания детей, то вдохновите всех на покупку «Пушкинских проповедей» и не пожалеете.
· А если «станет вдруг вам ваша жизнь полынна, и век пахнет чужим, и кров ваш обречен, послушайтесь меня» (Б.Чичибабин), перечитайте … «Последнюю книгу» С. Соловейчика и найдете в ней силы для преодоления.
· А если нужно искать стратегию развития школы, то открывайте книгу … «Воспитание школы».
· А если вам захочется остаться наедине со своими мыслями, то откройте «Максимы» Симона Соловейчика и не спешите перелистывать страницы.
· Продолжите этот ряд по своему выбору.
Второй вариант рефлексии:
- Пишущий всегда активен. Писать?! (Ответьте репликой интуитивно… Запишите свой вариант, а затем прочитайте ответы других.
- С удовольствием.
- Легко.
- А зачем?
- О чем?
- С вдохновением.
- Медленно.
- Для всех?
- Старательно.
- Мне интересно.
- Лучше списывать.
- А если не писать…
- О себе.
- С увлечением.
Комментарий автора мастерской
Эта мастерская дает возможность включить педагогов в процесс перечитывания, понимания и осмысления идей С. Соловейчика. Творческая атмосфера, активность участников, свобода выбора, профессиональное общение, личный жизненный опыт, сами тексты педагогической прозы С.Л. Соловейчика составляют содержание деятельности всех участников мастерской. Нестатичность дидактических материалов, их постоянное обновление делают мастерскую динамичной, не теряющей привлекательности новизны. Очень важно, что педагоги расширяют свой опыт творческой деятельности, занимая разные ролевые позиции: ребенка, педагога, читателя, автора, родителя, собеседника, слушателя, критика, организатора. Опыт проведения этой мастерской с педагогами, студентами, родителями показал, что она обладает вдохновляющим педагогическим потенциалом и приносит радость общения с книгами Симона Львовича Соловейчика.
Поделиться: