Авторcтво: Устименко Елена Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга |
В настоящее время много внимания уделяется формированию у дошкольников произвольного внимания и развитию умения познавать мир посредством визуального наблюдения и исследования. Считается, что данные способности будут полезны детям при обучении в школе и станут залогом их успешности в статусе ученика. Воспитывающие взрослые могут существенно помочь детям в данном вопросе уже в период дошкольного детства. Педагоги и родители способны создать такие условия, при которых ребенок будет вовлечен в процесс осознанного исследования окружающего мира. Важно поставить перед дошкольником интересную поисковую задачу, для решения которой требуются умственные усилия, найти культурное пространство, привлекательное для исследовательской деятельности, и продумать систему вопросов и игровых ситуаций, побуждающих к активному наблюдению, к активизации знаний и умений, к расширению и переосмыслению прошлого опыта. В этой связи актуальным педагогическим методом освоения окружающей социокультурной среды становится образовательное путешествие, которое может быть реализовано как в городском пространстве, так и на экспозиции музеев.
Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира — выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека (Коробкова Е. Н.).
Основное отличие образовательного путешествия от экскурсии в том, что ребенок не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты. Таким образом, в образовательном путешествии дошкольник выступает не как объект обучения, а как его активный субъект. Педагогу или родителю же отводится роль наблюдателя, помощника. Этот метод призван научить ребенка видеть объекты культуры, анализировать их элементы, устанавливать связи между отдельными культурными и природными объектами, делать выводы, то есть ориентироваться в мире искусства и природы.
Сравнивая образовательное путешествие с другими методами освоения городского и музейного пространства, Н. Г. Шейко выявила следующие его отличительные особенности.
Таблица № 1. Сравнение метода образовательного путешествия с другими методами освоения объектов культурного наследия
Позиции для сравнения
|
Экскурсия
|
Городская прогулка
|
Городской квест
|
Образовательное путешествие
|
Цель
|
Повышение информированности детей, освоение новых знаний о городе
|
Закрепление или расширение знаний, накопление опыта их применения в новой ситуации, развитие и отработка умений
|
Развитие познаватель-ного интереса, «командо-построение»
|
Развитие личности ребенка (освоение культурных смыслов, идей, заложенных в объектах городской и музейной среды; развитие визуальных и коммуникативных умений)
|
Роль объектов культурного наследия
|
«Иллюстраторы» текста экскурсии
|
«Рассказчики» историй, «иллюстраторы» фактов и событий
|
Основа для развертывания сюжета
|
«Носители» основной информации
|
Роль педагога
|
«Информатор»,
«организатор», «руководитель»
|
«Организатор» процесса исследования и обсуждения, «информатор»
|
«Наблюдатель» или «руководитель» (действующее лицо) игры
|
«Наблюдатель», «организатор свободного обмена
|
Роль детей
|
Пассивная: слушают, смотрят, запоминают
|
Активная: участвуют в беседе, исследуют объекты
|
Активная: участвуют в игре как игроки
|
Активная: дети являются «первооткрывателями», исследователями
|
В качестве примера образовательного путешествия, помогающего ребенку обрести опыт внимательного рассматривания и исследования объектов культурного наследия, приведем путешествие в Дом-музей художника П. П. Чистякова, расположенный в Царском Селе.
Павел Петрович Чистяков (1832–1919) – исторический живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств, вошел в историю русской художественной школы как наставник и учитель крупнейших мастеров отечественного искусства. В разные годы его воспитанниками были Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Рябушкин, Борисов-Мусатов и многие другие знаменитые русские художники. Более сорока лет творческой жизни Чистякова связаны с Царским Селом, с его собственным домом, в котором и поныне сохраняется атмосфера, окружавшая талантливого художника-педагога. Здание, в котором сейчас находится музей П. П. Чистякова, было построено в 1878 году по проекту архитектора А.Х. Кольба, на деньги, вырученные от продажи картины «Голова боярина». Декоративная резьба интерьеров выполнена по рисункам самого Чистякова и его супруги Веры Егоровны (рожденной Мейер). Нарядный облик даче придает декоративная резьба наличников, карнизов, оригинальные флюгера в виде сказочных петушков. Дом-музей является образцом деревянного зодчества конца XIX века. Вокруг дома разбит сад. На первом этаже находятся столовая и две гостиные, на втором этаже размещается мастерская с огромным окном, у которого стоит рабочий стол. Везде можно увидеть портреты членов семьи художника. У Павла Петровича постоянно собирались ученики, в усадьбу приезжали музыканты и актеры. Шумные музыкальные вечера проходили под аккомпанемент старинного рояля, который до сих пор находится в гостиной комнате.
Идея путешествия связана с осознанием детьми и родителями дома как отражения личности своего хозяина. Дом, действительно, является зеркалом, в котором отражается его владелец. Сами посудите: когда у человека в душе пустота, то и в доме его пусто. Не в том смысле, что кроме стен там ничего нет, просто человеку становится неважно, как у него в доме. Если у человека есть цель в жизни, если он знает, ради чего он живет, то это отражается и на его доме. К жизнерадостному человеку всегда приятно прийти в гости, ведь у таких людей в доме тепло и уютно. В каждом доме есть свои особенности, которые отражают личность хозяина: его интересы, образ жизни, мировоззрение, степень ума. Более или менее проницательный человек может составить мнение о хозяине дома, бегло оглядев обстановку. Писатели часто описывают дом или квартиру в деталях, чтобы таким образом показать характер героя.
Чтобы детское исследование дома-музея Чистякова состоялось, родителям были предоставлены маршрутные листы с вопросами и заданиями. Текст маршрутного листа выглядел следующим образом:
«Информация для родителей:
Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие, которое позволит вам и вашему ребенку расширить и углубить свои представления о том, что и как дом может рассказать о своем хозяине.
Предлагаем вам посетить дом-музей П.П. Чистякова. Желательно вначале без ребенка познакомиться с музеем.
Выбрать время для посещения музея с ребенком.
Адрес музея: Московское ш., д. 23, г. Пушкин
Режим работы музея: ср.-вс. 10:30 – 17:00, в среду музей работает бесплатно для детей и пенсионеров.
Вопросы и задания, которые зачитываются ребенку:
Сегодня мы превращаемся в сыщиков. А ты будешь самым главным. Возьмём с собой в дорогу фотоаппарат, блокнот, ручку и отправимся в один старый дом, он давно стал музеем. Нам нужно с тобой узнать, кто же был хозяином этого дома, чем он любил заниматься, была ли у него семья и какая?
1. Начните путешествие с внешнего осмотра дома. Его хозяева жили давно, теперь этот дом стал музеем. Из какого материала сделан дом? Сколько этажей? Чем он отличается от дома, в котором ты живешь? Что необычного вы можете заметить в постройке дома? На крыше дома? Как вы думаете большая или маленькая семья жила в этом доме?
2. Зайдите в сам музей, пройдите в гостиную комнату. Какие вещи составляют обстановку комнаты? Чем могли в этой комнате заниматься хозяева? Рассмотрите собранные там фотографии семьи. Как вам кажется, это была ли эта семья дружной? Большой или маленькой? Как члены семьи относились друг к другу?
3. Пройдите в столовую. Рассмотрите мебель и предметы быта. Чем занимались домашние в столовой? Как вы думаете, это была гостеприимная семья?
4. Поднимитесь на второй этаж в самое сердце дома – в мастерскую хозяина. Рассмотрите его личные вещи и подумайте какое дело стало основным и любимым делом хозяина? Рассмотрите портрет хозяина. Как вам кажется, какой у него был характер? Найдите на картине то, что говорит о его профессии? Уютно ли было работать в такой мастерской? Какая картина вам понравилась больше всего?
Вернувшись в свой дом (квартиру), взгляните на него новым взглядом. Подумайте, как ваш дом может рассказать о вас? Что именно в вашем доме такого, что может рассказать о любимых занятиях его домочадцев? Если вы любите рисовать, то устройте выставку своих картин».
Апробация данного маршрута показала, что путешествие вызвало интерес как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Дошкольники научились внимательно рассматривать и анализировать предметно-пространственную среду здания, делать умозаключения на основе увиденного.
Литература:
1. Ермолаева Л. К., Смирнова Ю. А, Шейко Н. Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». – СПб., 2014.
2. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб., 2004.
3. Шейко Н. Г. Город на ладошке или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.7-17.
Поделиться: