Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114, Заслуженный учитель РФ |
Люблю тебя, Петра творенье…
А.С. Пушкин
Музей – смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знание.
Федерико Дзери
В Эрмитаже мы свободно путешествуем во времени и пространстве.
Михаил Пиотровский
Мы счастливые люди. Живём в красивейшем городе, который слывёт культурной столицей России. Наш любимый город – музей истории и художественного мира страны. У Санкт-Петербурга лик много. Одним он повёрнут к политикам, другим - к поэтам, архитекторам, писателям, наконец, иным к жителям его, многим поколениям его обитателей, среди которых правила бал молва. Мы, педагоги, обязаны передать свою любовь и привязанность к Петербургу всем нашим ученикам. Духовность и гуманность – вот важные фундаментальные понятия при изучении истории города. Для этого необходимо:
- открыть в детях способность видеть и слышать художественный мир Санкт – Петербурга - расширить представления учеников о родном городе;
- научить выявлять общее и особенное;
- научить видеть ценные достижения;
- привить навык сопоставительного подхода к явлениям истории, художественного мира зодчих и художников, музыкантов и поэтов, ваятелей и строителей;
- сформировать потребность посещать музеи;
- научить излагать своё восприятие увиденным, умело выражать свои чувства, возникшие при знакомстве с достоянием города;
- знакомить с историей города, страны в развитии и достижении;
- обобщать, чему учит прошлое, какие трудности приходилось преодолевать нашим предкам.
Пути и средства учитель выбирает сам, учитывая интересы детей, возрастные особенности, вкусы, склонности. Знакомство с городом и его изучение осуществляется в несколько этапов, в развитии от этапа к этапу, что позволит ученикам увидеть связь разных периодов от прошлого к настоящему. Курс рассчитан на несколько лет с 1 класса по 11 класс.
База в городе обширная. Музеев много. Выбирать сложно. Учёт запросов детей необходим. Вместе с родителями и с учениками обсудить и определиться в выборе, предварительно продумав, что предложить и в какой последовательности тем. Дети познают свой город не затем, чтобы в той или иной мере стать количественно соразмерным реальной культуре, а затем чтобы стать соучастником культурного процесса, вести диалог с культурой, то есть быть не только потребителем, но и носителем, и творцом. Прогулки по городу, Эрмитаж, Русский музей, Музей истории города, Наш район, Театр - всё дорого петербуржцу, обо всём он хочет знать, всё посетить.
Рекомендации к программе изучения Санкт – Петербурга:
Прогулки по городу:
- наш микрорайон;
- город святого апостола Петра; - Дворцовая площадь;
- Сенатская площадь;
- Исаакиевская площадь;
- Петропавловская крепость;
- Смольный собор;
- Невский проспект;
- Васильевский остров;
- Петроградская сторона;
- набережные Петербурга;
- Петербург – город литературных героев;
- Пушкинский Петербург;
– зодчие нашего города;
- памятные места Выборгской стороны (ежегодно);
- Ахматовский Петербург;
- Петербург поэта И. Бродского, лауреата Нобелевской премии.
Эрмитаж:
- Культура и искусство Древнего Египта;
- Культура и искусство Древнего Рима;
- Культура и искусство Древней Греции;
- искусство Италии;
- искусство Испании;
- искусство Голландии;
- искусство Франции;
- искусство Англии;
- искусство Германии;
- искусство Европы конца 19 и начала 20 веков.
Русский музей:
- Древнерусское искусство;
- искусство 18 века;
- искусство первой половины 19 века;
- искусство второй половины 19 века; - искусство конца 19 – начала 20 веков;
- искусство 20 века;
- портрет в живописи;
- пейзаж в живописи;
- история России в живописи.
Другие музеи:
- музей гимназии № 114(ежегодно);
- Домик Петра;
- музей блокады Ленинграда (ежегодно);
- Зоологический музей;
- музей политической истории России;
- музей восковых фигур исторических личностей;
- музей железнодорожного транспорта;
- музей антропологии и этнографии;
- театрально-музыкальный музей;
- музей артиллерии;
- музей гигиены;
- центральный Военно-морской музей.
Посещать музеи необходимо с учётом требований школьной программы по предметам, интереса детей и учителей по предмету, выбора родителей. Поход в театр раз в месяц. Дети приглашают родителей на спектакль и вместе с ними обсуждают его.
Поделиться: