Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114, Заслуженный учитель РФ |
Пусть есть превосходные яства, но не вкусив их, не познаешь их вкуса; пусть есть высшая истина, но, не учившись, не познаешь её благости. По этой-то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве; только начав обучать, узнаешь, что такое трудности. Но, познав своё несовершенство, можно заняться собой; познав трудности, можно себя укрепить.
Конфуций.
Педагогика требует от человека качеств, близких материнским. Так же как мать отдаёт своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получишь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки…
М.О. Кнебель.
Каждый человек – солнце, только надо дать ему светить…
Пословица.
Хочет ли ученик получать двойки? Нет. Может ли учиться без двоек? Да, при условии: старается ученик, старается учитель, есть помощь родителей и одноклассников. Это огромный труд всех, кто рядом с ним. А ещё: огромное желание всех, кто окружает его.
Гуманизация учебного процесса – средство формирования всего педагогического коллектива учебного заведения и развития личности как педагога, так и учащегося. Успех возможен, если есть комфортная среда, которая способствует гармонизации не только внутреннего мира взрослых, но и детей. Тогда взаимодействие учителей и учащихся строится на основе доверия и уважения к человеческому достоинству каждого человека. В таких условиях точно обеспечивается право личности на всестороннее развитие и самоопределение на основе признания каждым самоценности личности и её индивидуальности.
Это очень важно ещё и потому, что современная школа уже сформирована как многопрофильная педагогическая система, как школа разноуровнего, разнопрофильного дифференцированного образования с соответствующими для школы образовательными программами и адекватными им педагогическими технологиями Необходимо всем понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея подобных ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, придётся идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли быть друзья. Не менее важно понять собственные возможности, достоинства и недостатки, уметь психологически достоверно себя охарактеризовать как личность. Очень важно, чтоб в школе были психологи и занятия по психологии и творческим играм разных уровней изобразительных задач для всех учащихся. Этими психологическими принципами, уже с младенчества управляющие нами, руководствуется человек:
- Неудержимость и творческий характер развития.
- Социальная ситуация развития.
- Ориентация обучения на наиболее чувствительные периоды развития. - - Совместная деятельность и общение.
- Ведущая деятельность и закономерная её смена.
- Определение зоны развития.
- Обогащение, усиление, углубление и закрепление развития. - - Ценность каждого этапа развития.
- Принцип активного деятеля.
- Формирование предметных действий, знаний, становление личности.
- Переход от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему.
- Неравномерность развития.
Согласно этим принципам мы убеждаемся, что каждая личность развивается индивидуально и формируется, абсолютно отличаясь от всех. Следовательно, и педагогический подход к ученику должен быть особенным. Для учителя-мастера в ученике важно всё: как развились ощущения и восприятие, память и речь, мышление и воображение, а также внимание. Преподавательский опыт поможет принять правильное решение в выставлении оценки за результат, достигнутый учеником. Причины неудачи у школьника разные: и медицинские, и биологические, и социальные, и экономические, и психологические, и педагогические, а также сформированное отрицательное отношение в определённом периоде к учению. Вот почему профессионал задумается над оптимизацией своей техники личного труда, над принципами и методами организации собственных действий. Он постоянно измеряет свои достижения и успехи обучаемого, оказывает помощь ему в оптимизации техники его личного труда, организует помощь отстающим консультантами по предмету из числа одноклассников, даст педагогические советы родителям, как организовать помощь своему ребёнку в домашних условиях. Каждый раз взрослые подводят итоги успеха вместе с учеником. Работа кропотливая, но необходимая.
Поделиться: