Авторcтво: Кондратенко Елена Александровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Под воздействием общих тенденций развития наставничества в дополнительном образовании в 2020 году, в рамках участия ДДЮТ Выборгского района в 2021 году в городском проекте по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге в нашем дворце за последнее время большое развитие получило детское наставничество. Это тот вид, при котором ученик старшего возраста сопровождает младших учащихся. Руководит процессом тьютор – педагог детского объединения. За два последних года в форме «ученик-ученик» прошли апробацию два вида взаимодействия: 1. Пара – «Ученик-ученик»; 2. Группа – «Ученик-ученики». Положительные результаты есть у всех, независимо от формата взаимодействия. Можно привести примеры разных направленностей, поскольку детское наставничество развилось во всех отделах Дворца.
В статье речь пойдет об учащихся музыкального отдела. В 2021-2022 учебном году с целью выявления учащихся-лидеров, способных к работе с аудиторией, а также заинтересованных в педагогической деятельности, была опробована творческая модель сотрудничества в тандемах объединения «Инструментальное музицирование».
Начиная работать по данному направлению, мне необходимо было провести разъяснительную работу с учащимися и их родителями. Для того чтобы заинтересовать и замотивировать учащихся на этот вид деятельности, с каждым из них была проведена беседа: что такое наставничество, какова будет роль данного ребенка в процессе деятельности, что это ему даст, какой должен быть результат. С группами детей также проводились беседы при помощи технологии дискуссии. Старших детей привлекла роль наставников. Как впоследствии выяснилось, им оказалась интересна педагогическая работа и роль наставника как нельзя лучше подходила для того, чтоб попробовать свои силы в качестве педагога, учителя. Наставляемые почувствовали в своих наставниках сильную, интересную личность, за которой им захотелось идти и стремиться к достижению поставленной наставником цели. Родители, начиная уже с первых встреч, увидели перемену в своих детях. Мама девочки-наставляемой рассказала, что ребенок буквально «летит» на эти встречи и как будто у нее за спиной выросли крылья, настолько девочка вдохновилась этой деятельностью. А в конце учебного года мама девочки-наставника описала развитие, которое произошло у дочери по мере участия в программе: ребенок, анализируя свою работу, пришел к осмыслению деятельности педагога, поставил себя на его место, что, несомненно, повлиляло на формирование его взглядов на процесс педагогической деятельности и педагогику в целом.
В результате предварительной разъяснительной работы образовалось: группа из 5 человек (Рис.1,2), в которой наставнику 14 лет, наставляемым 10-12 лет и тандем – пара (Рис.3,4), в которой наставнику 16 лет, наставляемому 10 лет.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
|
Рисунок 4.
|
Каждый выбрал для себя творческую цель. Для большего интереса детей совместно было решено использовать игровые технологии, и интересный для данного возраста репертуар.
Дети встречались в специально отведенное для этой деятельности время: в перерыве и после занятий, а также дополнительно, если это было необходимо. Встречи были систематические и регулярные. Дети обменялись между собой номерами телефонов и всегда находились на связи, имели возможность звонить и писать друг другу.
Для анализа и контроля деятельности использовались рабочие тетради (Рис.5,6). Первоначально все участники процесса отнеслись к ним немного с опаской, но затем поняли, что их заполнение не отнимает много сил и времени, а, наоборот, дает возможность узнать друг о друге немного больше (Рис.7,8). Также по записям в тетрадях наглядно можно проследить процесс развития и степень включенности учащихся в процесс. Это важный момент, который является большим стимулом для детей. В тетрадях фиксировалась каждая встреча детей и оценивалась их деятельность (Рис.9).
Рисунок 5.
|
Рисунок 6.
|
Рисунок 7.
|
Рисунок 8.
|
Рисунок 9.
|
Всем участникам процесса в течение учебного года в работе помогали разноплановые мероприятия, организованные куратором наставничества и методической службой ДДЮТ. Очень важной и нужной была для учащихся первая встреча – старт программы наставничества в сентябре 2021. На ней ребята смогли познакомиться и наладить контакт друг с другом, подумать о дальнейшем взаимодействии. Открытие направления явилось отправной точкой и дало толчок для дальнейшего взаимодействия учащихся. Интересным событием для детей весной 2022 года стала запись интервью, благодаря которому ребята задумались о том, кто же такой тьютор и какую он выполняет роль. Результатом совместной деятельности учащихся и тьютора явилась запись творческих номеров, что дало возможность участникам программы подвести итог работы, а тьютору – проанализировать процесс и результат, а также подумать о перспективах развития.
Мероприятия для тьюторов - смотр форм тьюторского сопровождения (ноябрь, 2021); запись выступления к семинару-практикуму (декабрь, 2021); итоговая встреча участников программы наставничества (май, 2022) - помогли педагогам проанализировать работу свою и учащихся, что очень важно для развития деятельности тандемов и данного направления в целом.
В результате проделанной работы в объединении «Инструментальное музицирование» дети-наставники проявили себя яркими лидерами, настоящими «маленькими педагогами», а дети-наставляемые стремились быть похожими на своих старших товарищей и старались их не подвести: стали серьезнее относится к предмету, повысилась их мотивация.
Участие в программе детского наставничества превзошло все ожидания: наставникам это дало возможность попробовать себя в роли педагогов; помогло раскрыться, проявить себя, показать свою личность; наставляемых вдохновило на творческую деятельность, повысило их интерес к предмету; всем участникам образовательного процесса помогло лучше узнать друг друга, способствовало их единению и сплочению.
Для профориентационных программ такое направление как наставничество – настоящая находка: большая помощь в работе педагога и огромный плюс для реализации цели и задач программы. Следует вовлекать в данное направление как можно большее количество учащихся, с целью раскрытия их внутреннего потенциала и определения склонности к педагогической деятельности.
Детское наставничество имеет давние традиции. В нашей стране в советские времена яркий пример детского наставничества – это пионерское и комсомольское движение, в котором выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате непосредственно образовательного процесса, но в общественной деятельности. Возрождение данного направления будет способствовать осознанному отношению учащихся к предмету, которым они занимаются; передаче опыта и знаний старших ребят младшим; раскрытию потенциала учащихся; развитию навыков общения; зарождению традиций в коллективах. Детское наставничество коротко можно описать крылатым выражением А.И. Одоевского – «Из искры возгорится пламя» [1], где «искрой» является педагог-тьютор – яркая личность, способная своим подходом, методами и приемами работы вдохновить учащихся на совместную творческую деятельность, «зажечь» десятки, сотни, а в дальнейшем и тысячи маленьких огней-сердец наставников и наставляемых, которые, если собрать воедино, образуют пламя желаний, надежд, развития, перспектив и свершений!
Библиография:
1. Великие поэты: Александр Одоевский. Издательство «Комсомольская правда, 2013.
Поделиться: