Авторcтво: Мушкова Наталья Евгеньевна, методист ФГБУК «ВЦХТ» Москва; Фролова Елена Владимировна, методист ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Эффективная организация любого процесса невозможна без системного подхода, который включает в себя разработку документов, регламентирующих этот процесс. Для внедрения и реализации Целевой модели наставничества в ДДЮТ были разработаны программа наставничества и положение о наставничестве. Приказом директора был назначен куратор. Поскольку ключевая роль, безусловно, принадлежит управленцам, а именно – куратору, подробнее остановимся на его роли. Куратор программы наставничества активно взаимодействует со всеми участниками на каждом ее этапе:
· управленцам помогает организовать запуск программы, согласовать планы, провести собеседования, определить критерии и инструменты анализа, разработать систему поощрения;
· педагогам – сформировать маршруты, обобщить и презентовать свой опыт;
· методистам – организовать качественное сопровождение всех процессов.
Таким образом, грамотный выбор куратора позволяет рассматривать процесс наставничества в системе работы всего учреждения, а не отдельного локального процесса.
Для реализации данного проекта была создана «Дорожная карта наставничества во Дворце» (рис. 1), в которой были отражены мероприятия двух форм наставничества «Педагог-педагог» и «Ученик - ученик». По формам, представленным в «Дорожной карте» были подобраны организационно-методические материалы: варианты портфолио, маршрутов, формы планов и отчетов, рабочие тетради для всех участников - и детей, и педагогов:
· Наставничество для педагогов является ключевой технологией профессионального развития, с помощью которой можно перейти от методически-центрированной системы к педагогически-центрированной системе сопровождения, когда ключевым фактором выступают не знание методиста, как и что развивать, а самоопределение своих сильных и слабых сторон самим педагогом при помощи различных специалистов. Безвозвратно ушли те времена, когда можно было прийти к методисту с педагогом и “заказать” подготовку к конкурсу, выступление или программу. Сегодня конкурсные испытания устроены так, что без личной инициативы педагога, без его творческого осмысления современных постулатов педагогики и психологии, без активной профессиональной позиции никакая внешняя подготовка не будет результативной.
· Наставничество для учащихся в ДДЮТ выступает как технология воспитания, профориентации, психологического сопровождения, решая вопросы адаптации в коллективе, совместной творческой деятельности, индивидуализации образования - поддержки одаренных и талантливых детей, сопровождения учащихся попавших в трудную жизненную ситуацию. В наставничестве в ДДЮТ могут принять участие дети любого возраста. Идея работы куратора непосредственно с учащимися кажется утопичной и нереальной при большом количестве учащихся (5000) и особенностях учреждения дополнительного образования. На наш взгляд, ни один “чужой” человек (куратор, психолог, завуч) не сможет заинтересовать ребенка на длительную работу так, как это может сделать сам педагог. Только у педагога есть достаточно знаний об интересах и возможностях ребенка для мотивации на роль наставника и, тем более, на роль наставляемого. Поэтому мы решили ввести дополнительную роль в программу, роль тьютора. Это педагог, активно внедряющий в образовательный процесс технологию наставничества. Под его руководством дети пробуют себя в роли наставника и наставляемого в тандемах или группах. Тьюторское сопровождение - один из самых сложных процессов и требует большого профессионализма, педагогической чуткости и хороших организаторских способностей.
Рисунок 1. Дорожная карта наставничества во Дворце
В педагогическом коллективе Дворца были активно апробированы следующие формы методического сопровождения такие, как: мастерские, педагогические игры, практикумы, а также методики погружения учащихся в практику наставничества в формате игр и творческих презентаций – такая колоссальная работа способствовала существенному обновлению форматов методического сопровождения, активизации детского сообщества и сообщества педагогов (рис.2).
Рисунок 2. Форматы методического сопровождения
Самый важный результат, который удалось получить – это прирост методической компетентности у всех участников наставничества – об этом можно судить по качеству и количеству участников, а также материалов и по самооценке самих педагогов. Важно отметить, что с каждым годом число участников как взрослых, так и детей возрастает и качество реализации проекта повышается.
Еще одной особенностью проекта стало включение цифровых инструментов на каждом этапе (информирования педагогов, обучения, сбора информации, анализа эффективности работы тандемов, презентации их опыта): формы для опросов, электронные календари и органайзеры, социальные сети, и т.д. способствуют минимизации рутинных операций и оставляют больше времени на индивидуальную творческую работу (рис.3).
Рисунок 3. Ключевые цифровые инструменты
С целью выявления лучших практик наставничества, поддержки творчески работающих педагогов, участников программы наставничества УДОД и распространения передового опыта Дворец стал организатором мероприятий различного уровня, среди которых:
· смотр форм тьюторского сопровождения;
· районный смотр-конкурс лучших практик реализации Целевой модели наставничества «Новые горизонты»;
· районная конференция «Наставничество в дополнительном образовании. Опыт. Инструменты. Перспективы»;
· семинары в рамках городских курсов повышения квалификации.
Находкой в работе стало сотрудничество с Медиацентром Дворца - учащиеся на профессиональном уровне освещали все значимые события и, благодаря им, информационная база данных сейчас располагает не только статьями, но и фото и видеоматериалами.
В 2021 году во Дворце был создан сайт по наставничеству, который отражает всю организационную, информационную и методическую работу. На сайте созданы разделы в помощь куратору, педагогам дополнительного образования тандема «Педагог-педагог» и педагогам-тьюторам детского наставничества, содержащие алгоритмы с последовательными шагами методического сопровождения каждого участника проекта по наставничеству.
Весь опыт работы собран и обобщён в сборник [1], который неслучайно составлен в форме навигатора - такая форма упрощает поиск материала. Материал в сборнике сформирован по этапам реализации программы «Наставничество». Каждый раздел содержит методический инструментарий для разных форматов участия «Педагог-наставник», «Педагог-тьютор», «Педагог-наставляемый».
«…Куратор не может заменить многолинейную деятельность образовательной организации, он должен стать координатором команды единомышленников, которые разделяют ценности и принимают цели наставничества, основываясь на психолого-педагогических знаниях, собственном опыте, наблюдении» [2].
Библиография:
1. Методический навигатор для кураторов программ наставничества в дополнительном образовании/Сборник материалов по итогам участия в городском пилотном проекте по внедрению Целевой модели наставничества/ Под редакцией Савченко Н.А., 2021.
2. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися /Под общим научным руководством Н.Ю. Синягиной, д.психол.н., профессора, Министерство просвещения Российской Федерации АНО «Институт развития социального капитала и предпринимательства», 2019.
Поделиться: