Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Социально-образовательный проект «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!»
Паспорт проекта
1. Актуальность
В сентябре 2020 года в Санкт-Петербурге дан старт пилотному проекту внедрения Целевой модели наставничества, которую разработал национальный ресурсный центр наставничества "МЕНТОРИ" в рамках нацпроекта "Образование". ГБОУ гимназия № 622 Выборгского района вошла в список 60 школ города, которые в течение 2020-2021 учебного года будут не только апробировать Программу наставничества у себя на площадках, но и разрабатывать методические рекомендации для образовательных организаций города.
Сегодня о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, федеральном проекте «Учитель будущего», национальной системе учительского роста, профессиональном стандарте «Педагог». Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество». Согласно национальному проекту «Образование», к 2024 году не менее 70 процентов обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений должны быть вовлечены в различные формы сопровождения. Можно с уверенностью сказать, что наставничество - актуальный педагогический тренд 21 века, который дополнен совершенно новым смыслом. Цель реализации Программы наставничества - повышение эффективности системы образования.
Гимназия № 622 имеет богатый опыт по сопровождению педагогов и обучающихся в образовательном процессе, реализует интересные профориентационные, воспитательные, спортивные и образовательные проекты, сотрудничает с ведущими ВУЗами и предприятиями города, поэтому в рамках реализации Программы наставничества были выбраны 3 формы взаимодействия: «ученик-ученик», «учитель-учитель», «студент-ученик». Каждая из названных форм предполагает решение определенного круга задач, и, исходя из них, будет формироваться база наставников и наставляемых.
Социально-образовательный проект «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!» разработан с учётом идей и основных требований, заложенных в Целевой модели наставничества и Программе наставничества ГБОУ гимназия № 622, и представляет собой систему работы наставников и наставляемых по форме взаимодействия «ученик-ученик».
По результатам мониторинга «на входе» мы выявили область интересов и поле затруднений у учащихся 5-10 классов и обратили внимание, что обучающиеся 8-10 классов испытывают определенные сложности в проектной и исследовательской деятельности, а обучающиеся 5-7 классов имеют определенный интерес к научным знаниям и исследованиям, поэтому хотели бы научиться создавать собственные проекты и презентовать их.
Проанализировав данную ситуацию, мы убедились в том, что существуют проблемы, которые необходимо решать: как организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к такому виду деятельности, каким образом организовать совместную работу обучающихся. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Для этого была определена цель: в основе проекта лежит система сопровождения проектной и исследовательской деятельности учащихся 5-10 классов, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, развитие лидерских качеств через участие в Программе наставничества.
Была организована работа в наставнических парах и группах «равный - равному», «старший - младшему».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- сформировать базу наставников из числа обучающихся, которые имеют определенные навыки исследовательской и проектной деятельности, а также заинтересованы в участии в просветительстве науки и научных знаний;
- сформировать базы наставляемых;
- сформировать наставнические пары и группы по форме взаимодействия «ученик – ученик»;
- выбрать методы и формы работы наставнических пар и групп: «равный-равному», «старший - младшему»;
- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации исследовательских работ;
- развивать творческие способности и лидерские качества учащихся не просто через привлечение к проектной, исследовательской и просветительской деятельности, но через социальные пробы в роли наставника и наставляемого. 2. Алгоритм реализации проекта · сформировали 6 наставнических пар («равный - равному») и 3 наставнические группы («старший - младшему»);
· определили наставников;
· получили согласие от родителей (законных представителей) на участие несовершеннолетних обучающихся в Программе;
· каждая наставническая пара и группа выбрала для себя удобный формат взаимодействия, сформулировала конечную цель и планируемый результат совместной работы;
· проведение коуч-сессий для наставников и наставляемых (темы: «Как преодолеть трудности взаимопонимания с наставником (наставляемым)», «Не получается «отпустить» текучку и сосредоточиться на «Главном» или как эффективно использовать время», «Насколько я готова принимать помощь» и т.д.);
· каждая наставническая пара и группа приняла участие в проведении итогового отчетного мероприятия;
· итогом проведенной работы стало сообщество обучающихся – «Научное общество учащихся гимназии».
Необходимо отметить, что наставниками стали не только старшеклассники, которые обладают сформированным комплексом предметных и личностных компетенций, достаточным уровнем освоения программного материала и способностью к творчеству, но и учащиеся, у которых были явно выражены лидерские и организаторские способности, они менее успешны в обучении, хотя имеют высокие результаты в спорте. Также к участию в проекте мы привлекали помощников из наставляемых для консультирования вновь прибывших обучающихся.
В ходе совместной работы ученик-наставник:
- помогает наставляемым в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует процесс реализации проекта или идеи;
- поощряет развитие творческого потенциаланаставляемых, вдохновляя их на создание и развитие идей;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом, идеей.
В ходе совместной работы ученик - наставляемый приобретает:
- навыки комплексного планирования реализации проекта или идеи с технической, проектной и коммуникативной позиций;
- умение выстраивать коммуникацию внутри проекта и вне его;
- необходимые знания по предметам.
В процессе работы наставнических пар и наставнических групп были реализованы следующие проекты:
-проведены образовательно-познавательные уроки для учащихся 5-6 классов «Наука без скуки»;
- организована выставка проектных работ учащихся 5 классов «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»;
- проведена научная игра «Что? Где? Когда?» для обучающихся 7-8 классов;
- оформлена выставка научных коллажей «Великие научные открытия, которые изменили мир»;
-организованы систематические консультации наставников по вопросам подготовки индивидуальных проектов для 9 классов;
- сняты видеоролики на научные темы и размещены на канале;
Итоговым (отчетным) мероприятием стала Неделя научных знаний, которую организовали и провели участники Программы наставничества.
Главным результатом успешной реализации данной формы взаимодействия в рамках Программы наставничества можно считать предложение учеников – наставников и наставляемых - создать в гимназии Научное общество учащихся, куда смогут войти и наставники, и наставляемые, а также все желающие познавать мир и учиться его моделировать. Научное общество учащихся - это добровольное творческое общественное объединение учащихся, стремящихся к познанию достижений науки и техники, к освоению основ исследовательской и проектной культуры, к развитию креативного мышления, к интеллектуальным инициативам, развитию лидерских качеств и учебным достижениям.
Предложение было вынесено на повестку заседания Совета Гимназистов в конце мая 2021 года и получило одобрение. На сегодняшний день НОУ активно функционирует в гимназии, имеет Положение, оргкомитет, в который вошли ученики-наставники, а также Дорожную карту мероприятий на 2021-2022 учебный год. Так появился социально-образовательный проект «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!».
3. Результаты реализации проекта
Успешным результатом реализации данной формы взаимодействия можно также считать следующие показатели (по результатам мониторинга на «выходе»):
Таким образом, участие в Программе наставничества в рамках проекта «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!» помогло учащимся осознать свою роль в коллективе, пройти профессиональные пробы, проявить свои лидерские и организаторские способности, а также спроектировать свой индивидуальный образовательный маршрут.
4. Обоснование эффективности представляемой практики реализации проекта для решения актуальных задач современного в соответствии с целями выбранной формы наставничества
Обоснование эффективности образовательного продукта (представляемой практики реализации программы наставничества) для решения актуальных задач современной образовательной организации в соответствии с целями выбранной формы наставничества
Реализация проекта «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!», который возник в результате участия обучающихся разных возрастных групп в Программе наставничества, позволил достичь прежде всего положительных образовательных и воспитательных эффектов, среди которых наиболее значимыми являются:
· эффективная интеграция образовательного и воспитательного пространства гимназии;
· внедрение новых форм сотрудничества между учащимися (например, «равный - равному»);
· формирование устойчивого сообщества обучающихся, готовых реализовывать себя в рамках деятельности научного общества учащихся;
· создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
· разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения;
· возрождение традиций шефской помощи;
· помощь в реализации лидерского потенциала;
· улучшение образовательных и творческих результатов;
· развитие гибких навыков и метакомпетенций:
· социализация обучаемых как вхождение в социальные отношения, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность;
· ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
· развитие познавательных мотивов;
· овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
· формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности.
Метапредметные навыки, которые приобретают участники данного проекта:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Работа наставника и наставляемого происходит в рамках научного общества учащихся во внеурочные часы и проявляется в совместной работе над исследовательскими, творческими или социальными проектами или исследовательскими работами. Большую помощь может оказать наставник в подготовке к олимпиаде, к выступлению на научно-практической конференции. И здесь основная задача наставника была в построении образовательного пространства, для проявления познавательных инициатив и интересов наставляемых. Наставник должен организовывать включение наставляемых в проектно-исследовательскую деятельность, оказывать помощь в реализации познавательной инициативы в рамках НОУ; осуществлять мониторинг новых образовательных результатов.
Всю работу в НОУ гимназии через наставничество можно разделить на этапы.
Первый этап – диагностический. На данном этапе наставляемый выбирает тему исследовательской работы или проекта через осознание собственного познавательного интереса, а наставник помогает ему в выборе темы, в решении вопросов, которые его волнуют, сформулировать тему исследования. Важно подчеркнуть, что наставник не объясняет, не отвечает за него на его вопросы, а только помогает ему осознать свой интерес, сформулировать свой вопрос, свою тему. В результате происходит проявление наставляемым собственного интереса, выбор темы для исследования. Методы и приёмы, используемые наставником на первом этапе: беседа, консультирование.
Второй этап – проектировочный. Основным содержанием его является организация сбора информации по выбранной теме. Наставляемый работает с научной литературой, собирает тематический материал по данной теме. На втором этапе он выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, проводит исследования в природе, модельные опыты, эксперименты. Роль наставника в этот период заключается в организации консультаций. Наставник оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы исследования, в поисках нужной информации, в оформлении результатов. Основная задача наставника на этом этапе - поддержка самостоятельности и активности наставляемого.
Третий этап – реализационный. Он очень важен, так как на этом этапе наставляемый представляет полученные результаты исследования, готовит презентацию. Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение; выступление на заседании НОУ; организованное образовательное событие (выставка, сценарий мероприятия по теме исследования и т.д.), также участие в событийном образовательном, воспитательном и культурном проекте. Роль наставника на этом этапе заключается в выборе формы представления результата, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность наставляемого. В результате развивается умение учащегося выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, отстаивать свою позицию по данной теме.
Четвертый этап – аналитический. Обычно он характеризуется как анализ выступления или участия в событии. На этом этапе наставник является организатором рефлексии наставляемого по поводу его деятельности. Овладение учащимся техники рефлексии является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в образовании, а также достижения методологической компетентности. В результате происходит развитие адекватной самооценки учащегося, умение анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, умение понимать происходящие в себе. Показатели эффективности наставничества в процессе исследовательской деятельности:
- повышение доли учащихся, включённых в исследовательскую деятельность;
-презентация результатов исследования на различных уровнях;
- создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности;
Под руководством наставника происходит развитие личности учащегося в трех направлениях:
- формирование в научном обществе учащихся установки на престижность научно-исследовательской работы;
- создание предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности.
- овладение навыками индивидуальной и групповой исследовательской работы.
Подготовка исследовательских работ, создание оптимальных условий для развития способностей и удовлетворения интересов участников научного общества учащихся, что позволит им проявить себя в новых видах деятельности и будет способствовать развитию самостоятельного мышления и самосознания.
Эти результаты подтверждаются мониторингом на «выходе», который мы провели в конце реализации проекта. В настоящий момент проект «Наставник и ученик: исследуем и познаем науку вместе!» активно развивается, применяемая практика позволяет сохранять позитивный психологический климат в ученическом коллективе, у каждого обучающегося есть свой индивидуальный маршрут достижения результата, цели, что мотивирует их принимать решения о качестве своего обучения, количестве времени, затрачиваемом на этот процесс, корректировать свой маршрут овладения образовательным курсом и быть уверенным, что тебя поддержат и помогут.
5. Актуальности результатов проекта для развития системы образования с помощью ресурса наставничества.
Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями, но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с разнообразной и многочисленной информацией, проводить исследования и т.д. Все эти качества личности сегодня связаны с сформированностью проектно-исследовательского стиля мышления, который определяет образ жизни современного человека, действующего в условиях изменяющегося мира. Это особенно актуально в условиях работы по Федеральным государственным образовательным стандартам, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. ФГОС уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Наставничество в организации проектно-исследовательской деятельности даёт возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей любого обучающегося; развивать творческий потенциал; отслеживать динамику развития не только исследовательских компетенций и навыков, но лидерских качеств каждого участника.
Работа в ГБОУ гимназии № 622 с использованием возможностей правильно организованного Научного общества учащихся способствует формированию активной познавательной позиции, опыта проведения исследований и проектов, умения выделить проблемы и генерировать варианты и идеи их решения, грамотно представить результаты; поддержке научного и технического творчества, деловых качеств, необходимых молодежи для успешной реализации в образовательной среде и современном быстроменяющемся мире.
7. Обоснование готовности образовательного проекта к внедрению в системе образования школ-партнеров.
Продукт представляет собой модель организации Научного общества учащихся в рамках реализации Программы наставничества, которая может быть использована в любом образовательном учреждении. Все методические разработки, позволяющие реализовать модель, систематизированы и оформлены в виде документов (дневники наставников и наставляемых (шаблон), план работы НОУ, фото- и видеоматериалы и т.д.). Модель может быть использована как целиком, так и фрагментарно. Материалы легкодоступны. В полном объеме они располагаются http://www.spbschool622.ru/innovacii/nastavnichestvo/novosti-proekta
Модель и методические материалы прошли апробацию в образовательном учреждении № 622 и получили положительную оценку при обсуждении на районном семинаре для кураторов Программы наставничество.
Наиболее существенным представляются психологические риски, связанные с неготовностью обучающихся решать новые для них образовательные задачи, требующие дополнительных трудозатрат. Такой риск может быть компенсирован грамотным обоснованием необходимости такой деятельности.
Поделиться: |