Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
К вам едет библиобус: книжные тематические подборки для учащихся средней школы» (Из опыта работы учителя-предметника, опытного специалиста)
Прочитанная книга – ещё одна прожитая жизнь. С. Лукьяненко
Сегодня в России живёт около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растёт подростковая преступность. Одна из причин последней – падение духовности, исчезновение чётких нравственных ориентиров.
«Наше общество стало катастрофически мало читать», - об этом В.В. Путин говорил ещё на Российском литературном собрании в 2013 году, тогда же было заявлено и о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду.
В 2019 году Владимир Путин вновь обратился к этой проблеме и призвал "подтолкнуть" программу поддержки детского чтения в России, в том числе потому, что это самая читающая публика. С нашим президентом РФ солидарна директор Российской государственной детской библиотеки. Мария Веденяпина ранее в своём выступлении на заседании Совета по русскому языку отметила, что дети, подростки являются практически самой читающей публикой, и призвала сделать так, чтобы поддержкой детского чтения в РФ занимались на самых разных уровнях, «чтобы этот импульс пошёл с федерального уровня и в регионы».
Согласна. Многие дети любят читать, интересуются литературой, и важно поддержать, развить это увлечение, ведь нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребёнка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Одним из самых важных факторов, влияющих на детское и подростковое чтение, является доступ к книге, или «литературные ресурсы» среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
Обратимся к молодым людям, попробуем заинтересовать их новыми необычными произведениями:
Ты любишь читать?
Да, это только малая часть литературы о любви и дружбе. Рассказать обо всех невозможно. Я надеюсь, что смогла заинтриговать тебя, мой юный читатель. Ищи свои книги, не бросай их на первых страницах, не отчаивайся при неудачах. Книги нужно выбирать как друзей – не каждая подойдёт тебе, даже если всем она нравится. Но, если тебе удастся найти СВОЮ книгу, – ты поймешь, что все было не зря. Не отказывайся от незнакомых книг, ведь ты не знаешь, что там внутри! Пробуй, эксперИментируй, пытайся – и тогда библиобус приедет и к тебе!
Итак, взрослые!
Перефразируя известное изречение поэта Еврипида «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», можно утверждать: «Скажи мне, какие книги тебе нравятся, и я скажу, кто ты: чем ты увлекаешься, как относишься к людям, о чем мечтаешь!» Хотите лучше знать подростков, больше понимать их, следите за их реакцией на творчество тех или иных авторов, просите их оставлять в читательском дневнике отзывы о прочитанном. И тогда вам будет легче найти ответ на вопрос, какую книгу прочитать подростку с учетом его интеллектуальных и духовных запросов, какое произведение для него будет интересным, а до какого, несмотря на популярность автора, он еще не дорос!
Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.
Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Пробуйте разные книги, как дегустируете разные блюда. Ищите и подбирайте увлекательную, развивающую, полезную, подходящую ребенку литературу, которая будет восприниматься им, как глоток свежего воздуха после трудоёмкого прохождения романов Достоевского и Толстого.
В моем классе сейчас пользуется популярностью роман Мариам Петросян «Дом, в котором…». Возможно, в этой книге ребята народят решения трудных вопросов? Не опускайте руки, читайте вместе с детьми. Желаю вам удачи и успехов в этом тяжёлом, но необходимом деле! Я верю, что библиобус обязательно приедет и к вам! Поделиться: |