Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Правильное построение аргументированного ответа на уроках биологии
Правильное построение аргументированного ответа - это интеллектуальное умение, которое служит инструментом познания с одной стороны, с другой является составляющей биологической грамотности, а так же ее показателем. Очень часто можно наблюдать такую ситуацию, когда ученик, интересуется предметом, хорошо запоминает материал, усваивает биологические понятия. Ученики, при попытки ответить на вопросы испытывают затруднения и допускают очень «обидные» ошибки. Хочется помочь школьникам избежать такого рода ошибок и направить на правильное построение аргументированного биологического ответа, а так же использовать этот логический инструмент для более успешного изучения предмета. Прежде всего, нужно обратиться к понятиям. Начнем с главного определения «Аргументации-восстановление последовательности высказываний, приводящих к утверждению», т.е. это некая череда суждений, форма мысли человека. Бывает 2 вида аргументации: 1) доказательство (обоснование суждений) и 2) опровержение (обоснование несостоятельных суждений) В изучении биологии чаще всего прибегают к доказательному аргументу (уже открытые научные факты, которые выражены в суждениях). Просим учеников оценить, доказать, обосновать. Реже прибегаем к заданиям опровергнуть то или иное суждение. При аргументации, мы имеем дело прежде всего с тезисом — утверждение, которым опровергается или доказывается в процессе аргументации. К тезису предъявляется два очень важных требования: 1) ясно сформулированы 2) неизменны. Аргументы это еще одна составляющая аргументированного суждения и представляет собой те же тезисы, только выраженные в суждениях, которые доказывают или опровергают тот или иной тезис, к ним тоже предъявляются определенные требования: - истинность - ясность и точность - достаточность - непротиворечивость Когда подбираются аргументы для подтверждения или опровержения тезиса, необходимо всегда помнить об этом требовании к аргументу. Наконец еще один компонент аргументированного суждения это демонстрация-логические операции, позволяющие доказать или опровергнуть тезис (строгая логика последовательности аргумента). Теперь обратим внимания, какие виды аргумента могут быть, они используются чаще всего при изучении наук в частности естественных (биологии): - логические (рациональные) - иллюстративные аргументы-примеры - ссылки на авторитет (мнение известного ученого, цитаты) Построение аргументированного суждения можно рассмотреть на примере зоологии, это очень актуально обсудить как в средних классах (7 кл), так и в старших при подготовке к ЕГЭ (10-11 кл). При изучении темы «Размножение живых организмов» можно выдвинуть следующий тезис: Тезис — Фрагментация - разновидность бесполого размножения. Задания могут быть различными, например: 1) нужно привести доказательства в пользу данного суждения; 2) аргументируйте данное суждение, либо опровергните его. Аргумент 1: Начинаем с основного пределения бесполого размещения. Бесполое размножение — один из способов размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток — гамет. Аргумент 2: Приводим рациональные аргументы: Фрагментация — способ размножения организмов путем деления их тела на несколько частей Аргумент 3: Он связывает два понятия (фрагментация и бесполое размножение) между собой в причинно-следственные связи: Фрагментация - способ размножения организмов, при котором новые организмы развиваются из соматических клеток (клеток тела), без участия репродуктивных клеток — гамет. Соответственно появляется вывод, что фрагментация это разновидность бесполого размножения. Разберем пример, где тезис требует опровержения, а скорее уточнения: Тезис: одновременно в одной экосистеме могут существовать только те виды, которые не конкурируют друг с другом. Логическая последовательность аргументаций к тезису следующая: Аргумент 1: Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же органических ресурсов. Аргумент 2: В экосистеме смешанного леса птицы одного вида конкурируют за места гнездования (внутривидовая конкуренция) Аргумент 3: Конкурентное исключение — конкуренция за общие ресурсы и постепенное вытеснение одних другими. Аргумент 4: Остроту конкуренции снижает разделение ресурсов (птица селятся на разных деревьях). В данном примере невозможно однозначно опровергнуть данный тезис, значит делаем следующий вывод: одновременно в одной экосистеме могут жить только те виды, которые заняли разные экологические нишы и в следствии не жестко конкурируют друг с другом. Благодаря правильно сформулированным и последовательны тезисам ученик научится правильно выражать биологические суждения и применять те или иные термины, что будет очень хорошей тренировкой при подготовке к экзамену и развитии логического мышления. Опираясь на материалы статьи, возможно взять любую тему и проработать с учениками навыки правильного биологического рассуждения и высказывания своих мыслей. Правильные ответы будут хорошей мотивацией в изучении естественных предметов в частности биологии. Литература: 1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.:»5 за знания», 2006.-144с. https://static.my-shop.ru/product/pdf/122/1211505.pdf (дата обращения 16.04.21 ) 2. Сивоглазов В. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник-навигатор. — М.: Дрофа, издание 2020 г. 3. Сивоглазов В.И., Мамонтов С. Г., Агафонова И. Б., Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, издание 2020г. 4. Электронный ресурс https://infopedia.su/10xaac5.html (дата обращения 20.04.21) 5. Электронный ресурс https://studopedia.ru/4_161467_vidi-tezisov.html (дата обращения 23.04.21) Поделиться: |