Поиск по сайту

Открытое занятие «Ожившие предметы» театрального коллектива учащихся 10-12 лет (методическая разработка)


Авторcтво: Тимофеева О.А., педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Современник»


      Тема открытого занятия: «Ожившие предметы», раздел «Театральное мастерство. Многообразие выразительных средств актера» программы дополнительного образования детей «Театр « Творчество».

Цель: создать условия для раскрытия творческой индивидуальности, освоения умений и навыков актерского мастерства через образ исполнения роли.

Задачи:
Обучающие
• работать над образами
• развивать навыки актерского мастерства
• развивать речевой аппарат учащихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе скороговорок
Развивающие
• развивать способность к перевоплощению
• формировать способности к импровизации
• развивать творческое воображение
Воспитательные
• способствовать формированию коммуникативной культуры
• формировать навыки коллективной творческой деятельности
• прививать навыки взаимодействия с партнером
• учить сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом

Обучающая технология: коллективная творческая деятельность.
Состав группы: возраст 10-12 лет, 2 год обучения.
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия: слайды, карточки с текстом, атрибуты костюмов для создания образа, стулья.

Ожидаемые результаты: показать законченное инсценированное сценическое произведение, соответствующее поставленным задачам, показать свои актерские навыки через воплощение образа в теме «Ожившие предметы».

                                                                               Ход занятия

I. Приветствие. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние до начала занятия.

Добрый всем день!

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нашем занятии присутствуют гости. Давайте сейчас поздороваемся со мной и нашими гостями с тем настроением, какое у нас есть на данный момент. Ничего скрывать или придумывать не нужно: если испытываете волнение - так волнение, радость- так радость. Показываем настроение всем видом - лицом, жестами, движениями, здороваемся по очереди.
Делаем вдох носом, выдох ртом, с каждым вдохом к нам приходит хорошее настроение, а с выдохом уходит всё плохое или неприятное. Вот теперь мы готовы с вами к работе.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы там видите, может быть, что-то не совсем обычное? (ответы)
Это сцены из различных спектаклей, где актеры играют роль предметов или создают внешний образ предмета.
Тема сегодняшнего занятия - «Ожившие предметы». Вы, наверное, знаете, что в театре предметы часто становятся одушевленными, оживают и ведут свою особую жизнь. Сегодня мы с вами попробуем стать предметами и будем действовать так, как если бы предмет действительно ожил.

II. Разминка.
Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела для дальнейшей работы.
А сейчас делаем нашу небольшую голосовую разминку, так как будем формировать правильную внятную речь.
Артикуляционная гимнастика.
Начинаем наше занятие традиционно с гимнастики на развитие артикуляционного аппарата, что необходимо для правильного звукопроизношения.
• Упражнение «Улыбка». Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
• Упражнение «Трубочка». Вытянуть губы. Подуть в получившуюся трубочку.
• Упражнение «Улыбка +трубочка».
• Упражнение «Уколы». Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
• Упражнение «Лошадка». Расслабить губы и выдохнуть звук «пр»
• Упражнение «Шарик». В спокойном темпе поочерёдно надуваем правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Упражнения на три вида выдыхания.

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

Встаем в круг. Давайте, как следует потянемся, позеваем, растянем мышцы. Надуваем наш воображаемый шарик, мыльный пузырь, ладонями показывая его объем «Ф-ф-ф». Теперь перекатываем шарик в руках «ф-ф-ф». Ма-ме-ми-мо-му. Трим-трам-трум-трам

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – ССССССССС… Непрерывно
Шумят деревья – ШШШШШШШ….
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

Отпустили шарик.

Дикционное упражнение
на силу голоса на основе скороговорок.

Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, потом постепенно переходить к скороговорению:
• на шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате
• расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки про покупки, про покупочки свои
• у четырех черепашек четыре черепашонка

Элементы сценического движения,
подготовка образного мышления.

Упражнение «Пространства».
Дать понятие «пространство». Педагог предлагает учащимся представить, что они попадают в различные пространства, где находятся в одиночестве. Например, пространство счастья, воды, алфавита и т.п.

III. Теоретическая часть.

Цель: мотивирование к изучению нового материала.

Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Как мы с вами выяснили в начале занятия, в театре предметы оживают. Они говорят, действуют, имеют свой неповторимый характер, внешний образ, свою историю.
Тема нашего занятия - «Ожившие предметы». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Сейчас я вам прочту «Стихи о скромной резинке» Вл. Бредихина.

В прихожей на полке
Лежали заколки
И ахали наперебой.
«Ах, как мы прекрасны!» -
Гордились заколки,
Гордились заколки собой.

«Ах, как мы изящны,
Стройны, элегантны,
Нужны мы хозяйке всегда.
А наши соседи -
Расчёски и банты -
Всё это, увы, ерунда».

Обижены банты.
«Да так разве гоже? -
Назвали вы нас ерундой!
Лишь с нами хозяйка,
Мила и пригожа,
Лишь с нами блестит красотой!»

Сказала расчёска:
«Хоть с виду неброска,
Я всё же хозяйке нужней!
Не выйдет никак
Без расчёски причёска,
Запомните это скорей!»

Но вышла из спальни
Девчонка Маринка.
Пригладила пряди рукой
И хвостик скрепила
Обычной резинкой,
Резинкой невзрачной такой.

Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в стихотворении? Какие там есть предметы? Какой характер может быть у этих предметов?

IV. Практическая часть.

Цель: развивать навыки взаимодействия с партнерами, навыки актерского мастерства, формировать способность к импровизации.

Любые действия в жизни совершаются естественно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место вещь. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю?
Сейчас мы с вами попробуем сделать мини-этюды, в которых используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в подготовке к роли.
Посмотрите на экран.
Здесь представлены заколки, расчески, банты. Может быть, внешний вид натолкнет вас на образ вашего героя. Как вам кажется, какой характер может быть у заколки? Расчески? Как она может двигаться, каким голосом, каким тоном говорить?

Этюды на образы.
Представьте себе, что вы бант. Какой характер? Как идет? К нему выходит заколка и спорит с ним.
Слова могут быть любые, подбирайте сами.
Распределяем роли. Надеваем атрибуты. Разыгрываем стихотворенье.

V. Заключительная часть.

Цель: развитие навыков самоанализа.

Итак, мы познакомились на занятии с тем, как в театре передать, воплотить в жизнь образ предмета, оживить его.
А что в стихотворении вам показалось реальным? Чему мы научились через образы предметов? Какие человеческие качества высмеяны в этом стихотворении? Как в жизни не стоит поступать?
Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным? Хотели бы вы продолжить изучать эту тему?

VI. Рефлексия.

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Сегодня вы попробовали себя в роли вещей, и я думаю, у вас всё получилось.
Игра-упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Учащиеся прощаются согласно тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие), с которым покидают занятие, стараясь как можно точнее передать свое эмоциональное состояние.
Всего вам доброго! До свидания!

Поделиться: