Авторcтво: Полянская Я.А., Читинский государственный университет |
Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.
Великая Отечественная война - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны. Вторая мировая война имеет всемирно-историческое значение. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной – важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.
В 2010 году Россия и весь мир праздновали 65 лет со дня победы в борьбе с фашизмом – победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г. А что общество 21 века знает о Второй Мировой, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения. К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко немногие. Именно поэтому тема статьи является, на мой взгляд, актуальной в
современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего
человечества событии.
Для понимания исторической памяти необходимо иметь в виду её двойственное содержание. Это, во-первых, память, которая является «живой», то есть непосредственная память народа. Её хранителями выступают: семья, нации, государство; отдельный член общества. Каждый второй из ныне живущих россиян знает о войне из свидетельств её участников-своих близких, из оставшихся от них писем, историй с фактами и событиями о войне, а также то, как она происходила, включая документы, фотографий, вещи, которые более действенно доносят до народа всю красочность, конкретику и многообразие. Во-вторых, это память, которую население получает из исторической литературы, телевидения, кинофильмов и т.д. Здесь факты, процессы и события более систематизированы и обобщены. В-третьих, это оценочный компонент, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания о них, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия.
К сожалению, на современном этапе стоит говорить о том, что память народа о Великой Отечественной войне ослабевает и растворяется.
Этому служат различные факторы:
а) временные: годы войны и Победа все больше отдаляются по времени. С момента окончания, Второй Мировой прошло уже 65 лет;
б) политико-идеологические, связанные с негативной оценкой многих аспектов Отечественной войны, особенно с начала трансформации общества;
в) естественные(и противоестественные): с каждым годом Россия теряет тех, кто с честью и достоинством защищал нашу Родину, тем самым народ
теряет бесценную, «живую» память о войне.
По мнению М.В. Соколовой, с естественным уходом людей современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более
насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего. То есть историческая память со временем ещё больше политически и идеологически актуализируется.
[1] Действительно трудно не согласиться с данным мнением, так как на сегодняшний момент память о Великой Отечественной войне представляет собой систему как правдивых и истинных, так и ложных, искажённых знаний, представлений, понятий, образов и т.д.
К сожалению, в связи с тем, что ряды ветеранов с каждым годом редеют, информация о Великой Отечественной войне берётся из многообразных источников. В табл. 1 указаны все возможные источники, которыми пользуется современное общество, чтобы больше знать о Второй Мировой войне. Одной из причин, влияющих на неоднозначное понимание и представление общества о войне, являются СМИ. Примерами тому могут служить «положительные» оценки тех, кто во время войны действовал на стороне гитлеровцев против СССР. Это Степан Бандера глава организации украинских националистов; генерал Власов, который сотрудничал с нацистами и возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и «Русскую освободительную армию» (РОА); командующий карательной дивизией в Белоруссии группенфюрер СС фон Панвиц и многие другие. При этом необходимо отметить тот факт, что в наибольшей степени последствия разрушительной информационной кампании проявляются умолодёжи.
Также к одному из негативных примеров можно отнести неоправданную информацию о том, что СССР ни каким образом не может относить себя к стране, которая завершила, выиграла войну с фашистской Германией.
Был проведён социологический опрос, целью которого было выяснить у общества, искажается ли история, Второй Мировой войны в некоторых публикациях, радио и т.д. Результаты таблицы приведены ниже.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что по мнению, непосредственных участников войны, а это респонденты( 60 лет и выше) считается, что СМИ, радио, газеты искажают информацию.
На мой взгляд, именно поколению того времени можно с уверенностью доверять, так как эти люди видели «войну в глаза» и могут с уверенностью сказать, где правда.
Д.А. Медведев, обращаясь к ветеранам в Московском Кремле по случаю вручения юбилейных медалей к 65 в Великой Отечественной войне подчеркнул: «Истина заключается в одном непреложном факте:
именно советский народ, именно Красная Армия выиграла войну, что бы там ни писали в различных книжках, ни говорили на исторических диспутах, которые преследуют свои конъюктурные цели». И подчеркнул:
«Наша задача всех поколений российских граждан, задача Российского государства сохранить память о Великой Отечественной Войне».Действительно трудно не согласиться с поставленной задачей президента о необходимости сохранить светлую память о войне, но и, помоему мнению, просто необходимо суметь передать будущему поколению ценность того, что россияне живут под «мирным небом», благодаря доблестным солдатам, благодаря Красной Армии.
Подводя итоги всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.
Список используемых источников:
1. Соколова М.В. Что такое историческая память// Преподавание истории
в школе. 2008.№ 6.
2. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная Война в
исторической памяти россиян// Социс. 2005.№5.
3.Тавокин Е. П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о
Великой Отечественной Войне// Социс. 2010.№ 5.
4. Саралиева З.С., Балабанов С.С. Отечественная Война в памяти трёх
поколении// Социс.2006. № 11.
5.Тощенко М.В. Историческое сознание и историческая память. Анализ
современного состояния// Новая и Новейшая история. 2001.№ 4.
Поделиться: