Авторcтво: Иванова Оксана Валерьевна, учитель ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Актуальной проблемой современного общества в целом и российского образования в частности, является проблема отсутствия полноценной читательской деятельности, а следствием этого является неумение работать с информацией. Однако ФГОС ООО нового поколения читательскую компетенцию, работу с информацией и преобразование информации определяет фундаментом всего последующего образования. Помочь овладеть различными видами работы с информацией поможет работа над смысловым чтением. Практика работы в школе показывает, что дети часто затрудняются работать с текстом не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звене.
В современном обществе умение читать не может сводиться к овладению техникой чтения. Теперь мало прочитать, т. е. озвучить — необходимо понять, что почитал. Какую информацию обучающийсяизвлек из прочитанного и как ее может интерпретировать, использовать [1].
ФГОС начального общего образования относят «овладение навыками смыслового чтения в школе различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
Под смысловым чтением в школе во ФГОС понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. По сути, в данном определении заложен перечень основных умений, которые постепенно должны осваивать учащиеся в начальной школе.
Смысловое чтение требует от учащихся овладения различными видами работы с информацией. А это, в свою очередь, приводит к необходимости развития умений работы с различными текстами [2].
Проблемы, связанные с пониманием и переработкой информации при работе с различными видами текста, связаны с поверхностным пониманием прочитанного. Трудности восприятия научно-популярного материала обусловлены наличием в нем числовых данных, названий географических объектов, не знакомых учащимся слов, значение, которых надо понимать из контекста.
Трудности восприятия художественного текста связаны с бедностью словарного запаса, непонимания средств выразительности, с дефицитом соприкосновения с «высоким художественным словом» (негативное влияние прессы, общения в социальных сетях и т. д.) [3].
Многие учащиеся, лишь вербально считывающие материал, зачастую не понимая смысла прочитанного, не готовы работать с материалами, не знакомыми по форме и содержанию, справляться с отвлекающей информацией.
Практика работы в школе показывает, что дети часто затрудняются работать с текстом не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звене.
Для формирования навыков смыслового чтения текстов у учащихся начальных классов появилась необходимость ввести в практику работы начальной школы программу «Учусь работать с текстом».
Цель курса: формирование умений работы с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), умений извлечения из текста требуемой информации и ее обработки, развитие речевого внимания к языковой стороне текста.
Содержание программы включает следующие темы:
1. Вводное занятие. Культура речевого поведения.
2. Текст — это…? План действий при работе с текстом.
3. Учимся работать со словом. Звук. Ударение.
4. Лексическое значение. Многозначные и однозначныеслова. Прямое и переносное значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы (их виды). Учимся работать со словарем.
5. Учимся работать с предложением. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
6. Повествовательное предложение. Тон. Пауза.
7. Вопросительное предложение. Диалог. Монолог.
8. Побудительное предложение. Обращение.
9. Текст. Выделяй главное.
10. Выделение существенной информации из текста.
11. Основная мысль.
12. О чем говорит заглавие?
13. Распознавание и формулирование основной мысли текста.
14. Тема текста. Заглавие.
15. Герои текста. Главный герой.
16. Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы).
17. Опорные слова.
18. Учимся составлять план текста.
19. Какие бывают тексты? Определение типа текста.
20. Текст-описание.
21. Пишем изложение — описание.
22. Пишем сочинение-описание по прочитанному тексту.
23. Пишем сочинение-описание по картине.
24. Текст-повествование.
25. Пишем изложение-повествование.
26. Пишем сочинение-повествование по прочитанному тексту.
27. Пишем сочинение. 28. Знакомимся с текстом-рассуждением.
29. Как начать рассуждение? Тезис. Подтверждение тезиса фактами
из текста.
30. Какие бывают стили речи? Определение стиля текста.
31. Учимся работать с текстом стихотворения. Рифма. Ритм.
32. Учимся работать с научно-познавательным текстом.
33. Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. Понимание информации, представленной в виде диаграмм.
34. Итоговая комплексная работа на основе единого текста.
Текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, т. е. информации. В программе обращено внимание на следующие умения: получение, поиск, фиксация информации; понимание и преобразование информации; применение и предоставление информации; оценка достоверности получаемой информации; наблюдение над языковой стороной текста. Построение программы построено по принципу «от элементарной частицы к общему понятию», т. е. работа ведется сначала на уровне звука, далее — слово, текст. И «апогеем» владения словом — умение составлять собственное развернутое
высказывание.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребенку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт, и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Библиографический список
1. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По
результатам международного исследования PISA‑2000. — М. : Логос, 2004.
2. Воюшина М. П. Методические основы языкового образования и
литературного развития младших школьников: пособие для студентов
факул. нач. обуч. и учит.нач. классов / под ред. Т. Г. Рамзаевой. — СПб. :
Спец. лит-ра, 1996.
3. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический
феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы
исследования): монография. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007.
Поделиться: