Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Роль игры в экологическом воспитании старших дошкольников с общим недоразвитием речи
«Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка» (В.А. Сухомлинский). «Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно» (Н.И. Сладков). Взаимодействие человека с землей и природой рассматривается как одна из важных проблем современности, что обусловлено быстрым темпом развития промышленности и чрезмерным потреблением природных запасов планеты. Природа не всегда может сама восстановить свои ресурсы и залечить нанесенные ей раны. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли и всей природы в целом, является привлечение внимания людей к решению вопросов охраны окружающей среды. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности ребенка и ценностной ориентации в окружающем мире [2]. Основным источником экологического образования и воспитания детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте является учитель-логопед, который определяет задачи экологического воспитания: – формировать экологические представления и знания, доступные дошкольнику; – развивать умение замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно-следственные связи; – развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного; – воспитывать умение сочувствовать и сопереживать объектам природы; – воспитывать бережное отношение к природе и желание ее охранять [1]. Специфика работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи состоит в том, что учитель-логопед решает комплекс задач – коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи, которые реализуются в соответствии с лексическим принципом. На каждый учебный год подбираются лексические темы, позволяющие одновременно формировать экологические представления и расширять возможности речевого и коммуникативного поведения. Это темы «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад», «Лес. Деревья и кустарники», «Осень. Растительный и животный мир осенью», «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы», «Животные жарких стран и Севера», «Зима. Растительный и животный мир зимой», «Весна. Растительный и животный мир весной», «Лето. Растительный и животный мир летом», «Насекомые», «Человек». Работа с детьми подразумевает собой подбор и использование необходимых направлений и эффективных приемов, методов и форм экологического воспитания. Основные направления работы по экологическому воспитанию реализованы содержательно через игровую деятельность: – сюжетно-ролевые игры на экологическую тематику («Ветеринар», «Звероферма», «Зоопарк», «Лесник», «Фермер», «Садовод», «Дачник», «Пикник», «Следопыт», ««Водитель», «Моряк», «Экскурсовод»); – строительные игры с природным материалом на экологическую тематику («Заповедник», «Зоопарк», «Деревня», «Город», «Корабль», «Звероферма», «Замок из песка», «Крепость из снега», «Снеговик», «Лабиринт», «Бабочка», «Букет», «Осенний лес», «Лебедь», «Птица»); – настольно-печатные игры на экологическую тематику («Когда это бывает?», «Съедобное несъедобное», «Кто где живет?», «Узнай на вкус», «Детки с какой ветки», «Что сначала что потом», «Чей хвост , чья голова?», «Четвертый лишний», «Кто чем питается», «Узнай по запаху, вкусу», «Что растет в лесу?», «Где снежинки», «Кто знает тот отвечает», «Назови растения», «Живая цепочка», «Грибная грамота», «В поле, в саду, в огороде, в лесу, на лугу»); – подвижные игры на экологическую тематику («Корешки вершки», «Воздух, солнце и вода», «Летает не летает», «Солнышко и дождик», «Рыбаки и рыбки», «У медведя во бору», Где мы были?», «Гуси-гуси», Кошки мышки», «Мы идем в волшебный лес», «Деревья» «Превращения», «Ходят капельки по кругу»); – пальчиковые игры на экологическую тематику («У Лариски – две редиски», «Овощи», «Апельсин», «Осень», «Листья», «Пчела», «По грибы», «Вышел дождик погулять», «Кормушка», «Птички-невелички», «Сидит белка на тележке», «В зоопарке мы ходили», «Хозяйка», «1, 2, 3, 4, 5…», «Листик с осинки», «Есть у каждого свой дом»); – речедвигательные игры на экологическую тематику «Капустка», «Овощи», «Урожай», «Яблоня», «Дождик», «Прогулка», «Листья», «За грибами», «Воробей», «Лебеди», «Замри», «Море волнуется», «Волшебник», «На водопой», Строим дом», «Чудесные превращения»); – экологические игры-путешествия («Камни и минералы», «Морские обитателей», «Путешествия по рекам Санкт-Петербурга», «Путешествие семечка», «Путешествие капельки», «Путешествие в лес», «Путешествия в космос», «Путешествия в зоопарк», «Путешествия в сад-огород»); – театрализованные игры на экологическую тематику («Репка на новый лад», «Кто сказал Мяу?», «Под грибом», «Кошкин дом», «По дорогам сказок», «О глупом мышонке», «Путешествия по сказкам разных авторов»); – хороводные игры на экологическую тематику («А ну, коза!», «Вейся, вейся, капустка моя!», «Шла коза по мостику», «В огороде пугало, пугало стоит», «Золотые ворота», «Урожайная», «Ой, блины, блины…», «По малинку в лес пойдем», «Где снежинки», «Шире круг», «Каравай», «Осень спросим», «Карусель», «Снежный ком»); – интеллектуальные игры на экологическую тематику («Вечер вопросов и ответов»; викторина «Живая и неживая природа»; викторина «Съедобное-несъедобное», КВН «Знатоки природы», КВН «Наша планета», «Что? Где? Когда?», КВН «Природа вокруг нас», КВН «Времена года»). В процессе игровой экологической деятельности дошкольников с нарушениями речи применялись в комплексе педагогические и логопедические обучающие задачи, средства, формы и условия: – предложение или обсуждение совместно с детьми экологической темы, сюжета, содержания и правил игры; регулирование взаимодействия между партнерами в игровой ситуации ребёнок-дети, дети-взрослые); организация речевого и коммуникативного поведение в соответствии с правилами игры; – развитие способности через конструирование из природного или строительного материала передавать многочисленные связи, существующие в природе, и на их основе проигрывать и прогнозировать собственные поступки или экологическое поведение других людей; – использование накопленных экологических знаний и представлений, формирование экологического мышления: развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, действующие в природе, развитие умений делать умозаключения о свойствах и качествах предметов и явлений; – применение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой и окружающим миром; воспитание потребности в общении с природой, представителями животного и растительного мира, умения сопереживать им, проявлять чуткость и заботливость; – развитие умений чувствовать и передавать образы родной природы и окружающего мира через собственные кинестетические и кинетические ощущения и движения пальцев рук; – использование экологического поведения, умения контролировать свои поступки, чтобы не причинить вред окружающей природе; – накопление и обогащение экологического опыта, формирование элементов экологического сознания; развитие креативности и критичности, мышления посредством методов игровых образовательных ситуаций и синектики, умений выявлять положительные стороны и недостатки придуманных образов «хорошо-плохо»; – моделирование экологической ситуации «человек-природа», «человек-человек», «животные-природа»; развитие умений проявлять творчество, индивидуальность и личное отношение к родной природе; формирование основ экологической культуры; воспитание любви к русской природе и бережного отношения к ней; – использование русского фольклора и русских традиций как доступного источника наблюдений за природой; формирование осмысленного восприятия явлений и объектов природы посредством фольклорного репертуара; организация увлекательного и занимательного процесса формирования экологического кругозора, знаний и опыта; – закрепление первоначальных экологических знаний и представлений; развитие умений сравнивать, рассуждать, делать простые умозаключения; формирование экологических убеждений и культуры. В нашей коррекционно-развивающей педагогической работе мы использовали все разнообразие средств экологического воспитания, создавая обучающие игровые поисково-исследовательские, проблемные и творческие ситуации, в процессе которых у дошкольников формируются основы экологической культуры на собственном практическом игровом опыте: – проявление познавательного интереса к объектам и явлениям природы и окружающего мира; – развитие элементарных экологических представлений; – развитие желания участвовать в экологически ориентированной деятельности; – проявление потребности контролировать свое поведение и поступки; – воспитание бережного отношения к родной природе и всему окружающему. Литература 1. Макарова Л. Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-uchitelja-logopeda-v-yekologicheskom-vospitani-doshkolnikov-s-onr... 2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 289 с. Поделиться: |