Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Этичное отношение ребенка к живому должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Этичное отношение ко всему живому начинает формироваться еще в раннем детском возрасте и во многом обусловлено ценностными установками и личным примером родителей и близкого окружения ребенка. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что далеко не в каждой семье отношения строятся на таких ценностных основах. Современная семья испытывает значительные трудности в воспитании, что можно объяснить многими причинами, среди которых можно выделить недостаток времени и недостаток психолого-педагогических знаний самих родителей, позволяющих строить отношения в семье на общечеловеческих ценностях. Поэтому школа выступает тем важным институтом образования, который призван укреплять и развивать ответственность детей за свою жизнедеятельность и за окружающий мир в целом. Биоэтика как наука о взаимоотношениях людей друг с другом и с живыми объектами, преобразовывается в реальную практику развития отношений человека с окружающей средой [4]. Культивирование нового сознания по отношению к природе – процесс длительный. Образовательное учреждение призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта постоянной заботы [2]. В этом контексте хотелось бы рассказать о системе работы гимназии в данном направлении. На рис. 1 представлена система работы в области экологического образования и формирования экологического мышления в гимназии № 1 г. Минска. Рис. 1. Система работы по развитию экологического мышления Не секрет, что воспитывающая среда имеет огромное влияние на формирование системы ценностей школьников. Поэтому наше учреждение много лет участвует в конкурсе «Зеленая сказка школьного дома» и является призером данного конкурса (рис. 2). Территория гимназии живописно оформлена цветущими кустарниками, можжевельником, многолетними и однолетними цветочными культурами. Более того, с прошлого учебного года в гимназии проходит акция «Зеленое дерево»: классные коллективы и индивидуальные семьи помогают с посадочным материалом, а часто и с дизайном цветочных композиций. Рис. 2. Реализация проекта «Зеленая сказка школьного дома» Мы осознаем, что экологическое образование ценно своей системностью и последовательностью, в связи с этим его элементы формируют образовательное пространство гимназии на всех ступенях обучения. Учащиеся начальной школы имеют возможность узнать о проблемах защиты животных и растений не только в рамках уроков «Человек и мир», но и во время подготовки к таким конкурсам как «Фестиваль детских экологических инициатив» (рис. 3), «Пространство для жизни защищай, береги, умножай» и «Познание и творчество». С юного возраста будущие граждане Республики Беларусь и мира учатся доносить до слушателей свои идеи о том, как сохранить биоразнообразие планеты. Вопросы спасения бездомных животных, условиях содержания животных в зоопарках, использовании химикатов в обработке огородов – вот те важные вопросы, которые волнуют умы юных гимназистов. Рис. 3. Участники конкурса «Фестиваль детских экологических инициатив» Уже несколько лет наша гимназия как Ассоциированная школа ЮНЕСКО является активным участником Недели по продвижению Целей устойчивого развития [3]. В сентябре 2015 г. Республика Беларусь стала одной из 193 стран, выразивших приверженность Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка – 2030), и приняла обязательства обеспечивать устойчивый, всеохватный и поступательный экономический рост, социальную интеграцию и защиту окружающей среды, а также способствовать обеспечению мира и безопасности на планете [1]. Юные «экологи» и защитники природы принимают активное участие в осуждении проблем мирового океана (составление интеллект-карт) и вопросов загрязнения воздуха в городах (подготовка агитбригады). Рис. 4. Мероприятия в рамках акции «Самый большой урок» Второй год наша гимназия принимает участие в акции «Самый большой урок» (рис. 4). Эта акция неизменно находит живой отклик среди учащихся средней и старшей ступени обучения. Уроки проводятся в один день и объединены идеями устойчивого развития. В этом году этот большой урок прошел 20 сентября. Так, учащиеся 5-х и 6-х классов запускали «самолетики желаний», которые несли идеи о сохранении всего живого. Учащиеся 7-х классов разрабатывали систему правил поведения в отношении окружающей среды. Восьмиклассники обратили внимание на социальные проблемы в обществе и посвятили им презентацию и листовки. Учащиеся 9-х классов провели дебаты о том, какая цель устойчивого развития – самая важная. Учащиеся 11-го класса провели акцию «Нет пальмовому маслу». Они просветили не только учащихся, но и учителей и администрацию о последствиях использования данного масла в пищевой промышленности и призвали внимательнее читать состав продуктов. Таким образом, все учащиеся и педагоги гимназии получили еще одну возможность расширить знания по проблемам гуманного отношения ко всему живому, пересмотреть свои взгляды и оценить свои «экологические» следы на планете. В формировании бережного и этического отношения ко всему живому на земле мы опираемся и на возможности внеурочной активности учащихся. В гимназии реализуется несколько инновационных проектов, связанных с культурой чтения, в частности – проект с российским фондом культуры «Сегодня – дети, завтра – народ». В связи с этим воспитательная работа на примерах литературных произведений и система экологического просвещения дополняют друг друга и призваны привлекать учащихся к обсуждению тем, затрагивающих будущее планеты. Круглые столы, дебаты, конференции, конкурсы плакатов предоставляют тинейджерам возможность не только высказаться и быть услышанным, но и сформировать экологическое мировоззрение, предопределяющее их дальнейшее поведение в отношении жизни на планете. Как известно, подростковый возраст характеризуется тем, что зачастую учащиеся больше доверяют мнению сверстников, чем мнению взрослых. Это побудило нас организовать участие активных гимназистов 7-х и 8-х классов в обучающих занятиях «Экология на пальцах», которые проходили в детском лагере «Лидер». Ребята прошли обучение и приобрели статус информационных тренеров-мультипликаторов. Почувствовать себя реальными «вершителями» судьбы планеты учащиеся гимназии имеют возможность и во время участия в ежегодных конференциях Модель ООН. Комитеты UNEP и UNESCO рассматривают вопросы биоэтики во время своих пленарных заседаний и дебатов. Одна из последних тем – тема ГМО вызвала живые споры. По результатам полемики ребята вырабатывают резолюцию, которая отражает взгляды современной молодежи на проблемы окружающей среды и здоровьесбережения. В реализации целей устойчивого развития мы широко используем возможности клубной деятельности. У нас действуют дебат-клуб (на английском языке), дискуссионный клуб старшеклассников (рис. 5), родительский клуб. Среди проблем, которые ребята обсуждали в этом году на заседании дебат-клуба, вопрос «Кто имеет право распоряжаться жизнью человека и решать его судьбу». Рис. 5. Участники Модели ООН и дебат-клуба за работой Городской конкурс «ЭКОС» – еще один проект, который собирает всех тех, кто думает о завтрашнем дне нашей планеты и неравнодушен к вопросам биоэтики – был разработан нашими педагогами и действует в гимназии более 10 лет. Разрабатывая исследовательские проекты и готовясь к защите, учащиеся близко к сердцу принимают проблемы сохранения животного и растительного разнообразия, природных ресурсов как наследия будущих поколений. Стендовая защита демонстрирует глубокое владение фактами и личностное отношение к обсуждаемым проблемам, что позволяет говорить о высоком воспитательном потенциале мероприятия. Присутствие ученых в качестве членов жюри расширяет перспективы изучения тех или иных тем, позволяет взглянуть на проблемы с другого, профессионального ракурса. Некоторые выпускники гимназии, которые делали свои первые шаги как участники ЭКОСа, продолжили заниматься наукой и посвятили себя экологии, биологии или фармакологии. Система работы гимназии по реализации целей устойчивого развития, организации экологического образования и воспитания была представлена в рамках ежегодного республиканского конкурса по энерго- и ресурсосбережению «Энергомарафон» и получила признание жюри (Диплом II степени). Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что в гимназии растут, обучаются и воспитываются дети, неравнодушные к судьбе Родины и планеты в целом. Однако в школьной программе нет отдельного предмета «Биоэтика»: она «вплетена» в учебные планы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Учителя средней школы пока вынуждены самостоятельно искать методы и формы работы над темой биоэтики, подбирать материал соответственно возрасту. Рис. 6. Защита кейса в рамках сессии Национальной школы-лаборатории по биоэтике, МГЭИ имени А.Д. Сахарова БГУ Подводя итог, хочется вспомнить слова Махатмы Ганди: «Хочешь изменить планету – начни с себя». Если каждый из нас, а значит и дети, вслед за нами, будут этично и заботливоотноситься к окружающему миру, мы придем к новым нравственным высотам и сможем сделать этот мир безопасным и процветающим. Литература 1. Беларусь на пути достижения целей устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/e34/e34be0ef972c134ac680a898dad22071.pdf 2. Гюлушанян К.С., Газина О.М., Бабич И.А. Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования // Сибирский педагогический журнал. – 2007 [Электронный ресурс]. URL: 3. Национальный доклад Республики Беларусь об осуществлении повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/16357Belarus.pdf 4. Швец И.М., Добротина Н.А., Веселов А.П. Педагогика и биоэтика: проблемы взаимоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012, № 4 (1), с. 34–40. Поделиться: |