Авторcтво: Лютянская Наталья Львовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Как важно в нашей жизни, когда каждый второй смотрит в экран своего гаджета, найти время и тему для живого общения. Для детей это – жизненная необходимость, единственная возможность развить монологическую, диалогическую, экспрессивную речь. Мне как специалисту часто приходится слышать от родителей на консультациях, что у них совсем не хватает времени на общение с детьми, на закрепление логопедических навыков, повторение пройденного на занятиях у логопеда материала. В качестве возможного способа решения обозначенной проблемы семьям была предложена культурно-образовательная практика «Игры в любой точке города».
Идея практики проста: в игры на развитие речи можно поиграть в любую минуту свободного времени взрослого – во время приготовления обеда, похода в магазин, поездки на транспорте, прогулки на площадке и т.д. Для этого нужно всего лишь обратить внимание на предметно-пространственную среду, которая окружает ребенка в тот или иной момент. Обстановка квартиры, наполнение городского пространства, интерьеры социального учреждения (магазин, почта, парикмахерская) или учреждения культуры (кинотеатр, музей, развлекательный центр) позволяют не только найти тему для разговора, но и сюжет для совместных игр.
Культурно-образовательная практика «Игры в любой точке города» носила детско-взрослый характер. Текст задания давался мамам и папам, но образовательные эффекты касались детей дошкольного возраста. Все игры, в которые предлагалось поиграть всей семьей, имели одну общую особенность – они были логопедическими.
Адресат практики: данная культурно-образовательная практика подойдет для детей абсолютно любого возраста, более того, это будет полезно и результативно для детей с ОВЗ и остро необходимо для детей с задержкой развития и детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель практика: развитие коммуникативного опыта дошкольников через вовлечение в образовательный процесс родителей.
Задачи (образовательные):
- коррекция речи;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие умения слушать другого;
- развитие умения строить высказывание полными предложениями;
- развитие познавательного интереса к совместной с родителями игре;
- формирование фонематических представлений;
- развитие связной монологической и диалогической речи;
- развитие творческих способностей детей;
- установление тесных семейных отношений.
Одновременно в ходе данной практики решались и задачи, связанные с установлением социального партнерства. Родители также приобретали новый педагогический опыт, а именно: учились играть с детьми, мотивировать их к творчеству, придумывать содержание игр, но главное – уточняли и корректировали свои взгляды на процесс образования собственного ребенка.
Проблема практики: как можно играть там, где играть нельзя? В качестве места для проведения игр в самой первой практике выбиралось пространство магазина.
Ход практики:
1 этап: предварительная работа
Перед выходными с детьми проводилась беседа о том, что такое игра и почему люди играют. В конце разговора педагог подводил детей к мысли, что не все пространства города дают возможность организовать игру. Воспитанники обсуждали: где в городе играть можно, а где нельзя. Приходили к выводу, что играм нет места на проезжей части, на стройплощадках, в ряде социальных учреждений, одним из которых является магазин. Педагог предлагал детям изменить свою точку зрения на магазин как место игр, а для этого – отправиться в выходные с родителями в один из магазинов и …. поиграть там.
Предварительная работа с родителями заключалась в том, что мамам и папам в устной форме объяснялась суть практики, а также ее главный итог: в результате «игры в магазине» дети и взрослые должны были придумать свою игру в этом же пространстве, которая не будет нарушать ритм работы учреждения. Также родители получали распечатанные дидактические материалы, специально разработанные педагогом.
2 этап: организация игр в пространстве магазина (в рамках «Нескучного выходного»).
Дидактические материалы для родителей:
Магазин – вполне подходящее место для игры и развития! Безусловно, бегать и шуметь здесь нельзя. Но организовать «тихие» развивающие игры, без ущерба для вашего времени, возможно. Попробуйте поиграть с ребенком в несколько предложенных ниже игр и придумайте вместе с ним еще одну игру, которую можно предложить другим родителям и ребятам. Надеемся, что вернувшись в понедельник в сад, ваш ребенок сможет рассказать об этой игре друзьям и педагогам.
Игры в магазине: практический материал
1. Игра «Один-много»
Цель: формирование грамматического строя речи
Оборудование и материалы: не требуется.
Ход игры: Говорим про то, что видим. Взрослый говорит слово, ребенок изменяет его, потом меняются.
Пример: фрукт-фрукты, йогурт-йогурты, сок-соки, шоколадка-шоколадки, майка-майки, носок-носки, медведь-медведи, машина-машины.
2. Игра «Найди продукт по описанию»
Цель: развития мышления, обогащение словаря.
Оборудование и материалы: не требуется.
Ход игры: взрослый дает 2-3 слова подходящих к описанию продукта, ребенок пытается угадать; взрослый добавляет к описанию слова, если ребенок не может угадать.
Пример: желтый, кислый – (лимон) - овальный, фрукт; сладкое, холодное – (мороженое) – сделано из молока и сахара, любят дети, бывает в шоколаде.
3. Игра «Собери товары на заданный звук» (от 5 лет)
Цель: формирование фонематического анализа и синтеза
Оборудование и материалы: детская тележка
Ход игры: ребенок собирает только товары на определенный звук (ребенку мы можем сказать слово «буква», но в задании произносим звук)
4. Игра «Какой? Какая? Какие? Какое?»
Цель: Формирование грамматического строя речи.
Оборудование и материалы: не требуется.
Ход игры: Говорим про то, что видим. Взрослый задает вопрос, ребенок отвечает.
Апельсин какой? Круглый, оранжевый, твердый
Компот из слив какой? Сливовый, жидкий
Масло из сливок какое? Сливочное.
Вариант 2: роль ведущего может выполнять ребенок, а взрослый называет прилагательные, обогащая, таким образом, пассивный словарь ребенка.
5. Игра «Найди товар по местоположению»
Цель: закрепление или формирование пространственных представлений, развитие мышления.
Оборудование и материалы: не требуются.
Ход игры: взрослый дает задание найти продукт на второй полке снизу – возможно там будет их много, можно назвать любой, важно, чтобы он находился в заданном месте.
Вариант 2: с 6 лет задание модно усложнить, задавая параметры справа-внизу, слева-вверху, слева от пряников, справа от яблочного сока.
6. Игра « Поймай букву» (любое местоположение)
Цель: Формирование фонематических представлений.
Оборудование и материалы: не требуются
Ход игры: Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук в слове.
Пример: Ловим звук «А»: Апельсин, бАнАн, Арбуз, кошкА
ВАЖНО! Не брать сложные слова для ребенка дошкольного возраста. Не подойдут слова, в которых есть мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные, безударные гласные, слова с йотированными гласными и любые другие слова, в которых произношение не совпадает с написание. Например,слово корова (кАрова).
3 этап – подведение итогов, заключительный
Когда дети возвращаются с выходных, то в группе (или на занятии у логопеда) организуется «Фестиваль игр в магазине». Ребята учат друг друга тем играм, которые они придумали вместе с родителями.
Подобные культурно-образовательные практики были также разработаны и по другим локациям – кухне квартиры, автобусной остановке, игровой площадке, скверу. Они проводились в течение полутора месяцев в выходные дни по той же самой схеме, что обозначена выше.
Все участвовавшие в практиках родители отметили, что подобные игры помогли им научиться качественному общению с детьми и перейти на уровень осознанного водительства. Они также констатировали, что практика «Игры в любой точке города» помогла ребенку избавиться от дефицита внимания со стороны значимых взрослых. А педагоги в ходе таких «нескучных выходных», когда дети и родители играли в различные словесные игры в разных точках города, смогли решить целый ряд психомоторных и логопедических проблем воспитанников.
Список литературы:
1. Антопольская Т. А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская, С. С. Журавлева// Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. - 2014. - №4 (32). - С.178-194.
2. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004.
3. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л. С. Выготский // Психология личности: хрестоматия. – Самара, 1990.
Поделиться: