Авторcтво: Артеменко Глеб Анатольевич , концертмейстер ГБУ ДО ДДТ «Современник» |
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
Сергей Есенин
В наш век высоких цифровых технологий, обилия информации, интернета и телевидения информационное пространство перенасыщено. Человек может удовлетворить свои потребности в музыкальных впечатлениях, просто включив запись любой музыкальной композиции, выбрать запись любого традиционного инструмента – гармони, скрипки или целого оркестра. Цифровые технологии дают возможность познакомиться с различными исполнителями традиционной музыки, услышать различные манеры исполнения и наигрыши в любой момент времени. Отчасти, благодаря такой доступности музыкального материала, теряется ценность сиюминутного момента исполнения и обесценивается фигура музыканта - «игрока» на музыкальном инструменте.
Если мы обратимся к жизни русской крестьянской общины конца 19- начала 20 века, то увидим совершенно другую картину. Человек, владеющий музыкальным инструментом, представлял большую ценность для жизни деревни, неизменно пользовался уважением. Чаще всего для крестьянина не было другой возможности послушать музыку, кроме как пригласить на праздник «игрока», владеющего музыкальной культурой настолько, чтобы заполнить собой музыкальные потребности человека.
Одним из самых популярных музыкальных инструментов в русской деревне конца 19 – начала 20 века является гармонь. Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь, но широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии в начале 19 века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Также некоторые исследователи считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника, именно он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха. Небольшая по размеру и весу гармонь становится достаточно доступным для приобретения и обучения инструментом.
К середине 19 века гармонный промысел охватывает многие губернии России. Постепенно выкристаллизовываются центры локальных традиций изготовления гармоней – кирилловская, саратовская, елецкая, ливенка. Так же складывается своя, самобытная, манера игры, тесно связанная с музыкальными особенностями инструмента.
Чаще всего гармонистами становились люди с хорошим музыкальным слухом, развитым воображением, умеющие особым образом воспринимать окружающий мир. Творческие личности, они имели хорошую музыкальную память и могли подобрать нужную мелодию, составить «наигрыш». Такие музыканты должны были хорошо чувствовать публику и своевременно отзываться на потребности пляшущих или поющих. Со временем талантливый гармонист приобретал свою манеру игры, отличающую его от других гармонистов.
Традиционно основы исполнительского мастерства передавались от более опытного гармониста к ученику, наигрыши передавали «из рук в руки», гармонисты учили мелодии не по нотам, а на слух. Хороший гармонист высоко ценился не только в свой деревне - «слава их на весь район идет, а то и дальше». Во время фольклорных экспедиций информанты рассказывали о исключительных гармонистах-самородках, играющих «от сердца», «с душой», «родившихся с гармонью в руках», которых с большой охотой приглашали на праздники и свадьбы. Часто между гармонистами были свои соревнования, кто лучше играет.
Гармонист собирает в себе множество ролей. Он и музыкант, и вокалист, и плясун, и хранитель традиционной культуры своей общины.
В некоторых областях России, где распространена традиция кулачных, «стеношных» боев, гармонист выступал в роли «заводилы» - одного из лидеров кулачного боя. Именно он дает сигнал к началу состязания (игра «под драку» или «Хулиганского» в Вологодской обл.) и сопровождал игрой весь процесс боя, раззадоривая лихими наигрышами его участников.
«Гармонист играет особую, прерывистую музыку, «мелодию ярости и гнева», и нельзя отделаться от ощущения, что гармошка в его руках представляет собой оружие опаснее трехметровой жердины Павла Павловича. Гармонь превращается не просто в оружие, а, если можно так выразиться, в оружие массового поражения, в низкочастотный битвоусилитель, подзаряжающий ярость дерущихся, оно именно «ярит» людей. Гармонист служит как бы источником специфического одухотворения» - вот точная характеристика М. В. Тарасовой.
Существовали особые правила «общения» с гармонистом во время плясок и игр, о чем можно судить по многочисленным частушкам. Гармониста полагалось благодарить за хорошую игру, его просили весело и с «огоньком» играть на гуляниях.
**
Гармонист, гармонист,
тоненькая шейка.
Если взялся играть,
играй хорошенько.
**
Гармонисту за игру
Я наливочки куплю,
А себе за пение
Коробочку печения.
Если гармонист не справлялся со своими обязанностями, то его могли и обругать, осмеять.
**
Гармонист у нас чудак
Залез с гармошкой на чердак,
Гармониста чудака
Стащили девки с чердака.
Во время пляски девушки могли показать себя перед гармонистом во всей красе и нарочно заигрывать с игроком, петь ему специальные частушки.
**
Гармонист, гармонист,
Не смотри глазами в низ,
Смотри прямо на меня
Завлекать буду тебя.
В фольклорных экспедициях фиксировались сведения о том, что гармонист был завидным женихом, девушки стремились заполучить внимание гармониста, спорили друг с дружкой за него.
**
Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.
Но в тоже время гармонисты в семье были нежеланными мужьями - «зять гармонист - тещины слезы» Им приписывали ленность, праздность, свободный, даже вольный образ жизни.
**
Мой миленок гармонист,
По пузени ремезень,
Ничего делать не хочет,
Лишь играет целый день.
О разработанности образа гармониста в традиционной культуре так же говорит большое количество загадок о гармони и игроке:
**
Хоть не хитрый инструмент,
Но развеселит в момент,
Вам знакомая немножко,
Наша вятская (гармошка)
**
Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармонь)
**
На плече висит ремень,
А под мышкой инструмент,
Деревенский наш артист,
Этот парень (гармонист)
В русской традиционной деревне гармонист заполнял собой основные социально значимые аспекты общинной жизни. Принимал неотъемлемое участие в свадьбах, застольях, больших церковных праздниках. Являлся почетной, уважаемой и значимой фигурой. «Искусство гармонистов – составная часть нашей самобытной национальной культуры. Созданная руками талантливых мастеров, гармонь может исчезнуть. Пришедшие в изобилии на смену традиционным народным инструментам магнитофоны, телевизоры, музыкальные центры стали превращать людей из творцов культуры в её потребителей» (Заслуженный деятель искусств России Е.П. Дербенко, член союза композиторов Российской Федерации, преподаватель Орловского музыкального колледжа).
Список использованной литературы:
1. Васильев Ю.А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю.А.Васильев, А.С. Широков. - М.: Советский композитор, 1986.
2. Дербенко Е. «Гармонь» о развитии профессиональной гармони / Е.П. Дербенко : [Электронный ресурс].
3. Гиппиус Е.В. Интонационные элементы русской частушки. - В кн.: Советский фольклор. Сборник статей и материалов. - М., Л., 1963; 2-е издание // Гармоника: История, теория, практика. - Майкоп, 2000.
4. Линева Е.Э. Деревенские песни и певцы // Этнографическое обозрение, 1903, № 1, кн. 41.
5. Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры - Алма-Аты, 2007.
6. Мирек A.M. Гармоника: Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
7. Мирек A.M. Справочник по гармоникам. - М., 1968.
8. Мирек A.M. И звучит гармоника. - М., 1979.
9. Мирек A.M. Современная концепция появления гармоники в России // Гармоника: история, теория, практика. - Майкоп, 2000.
Поделиться: