Авторcтво: Шумилова Марина Александровна, воспитатель, Горбунова Елена Валентиновна, воспитатель МБДОУ "Колосок", пос. Борисоглебский |
У Aлександра Cеменовича Шишкова есть немало произведений, адресованных детям: сказки, рассказы, басни, песни, сценки. Когда мы читаем их детям, убеждаемся, что его живое слово благотворно воздействуют на ребенка: развивает умственные способности, нравственные качества и эстетическую восприимчивость. Очевидна назидательность его произведений, их духовно-нравственная направленность.
Как мы впервые обратились к произведениям А.С.Шишкова? Шел дождь, ребята не могли выйти на прогулку. Дети сказали, что им не нравится хмурая погода, дождь, да и само время года - осень! Что сделать, чтобы переубедить ребят? Мы решили познакомить воспитанников с рассказами А.С. Шишкова «Надо быть довольным всему тому, что дает нам природа» и «Четыре времени года».
Ребенку третьего тысячелетия необходимо помочь не только получить информацию на занятиях по развитию речи, когда ставим целью обогатить их активный словарь, учим строить связные рассуждения, но и - находить прямой и скрытый смысл художественного произведения, извлекать из него жизненные уроки. А без обращения к ключевым словам, их смыслам, трудно донести до детей нравственную суть произведения, пробудить желание задуматься о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Во время работы с текстом нам важно было еще раз убедиться самим и убедить детей в том, что все времена года и различные явления природы хороши по-своему, что надо терпеливо переносить какие-то неудобства, видеть в них и хорошие стороны, «Надо быть довольным всему тому, что даёт нам природа», - как пишет А.С.Шишков. Мы организовали нашу работу по осмыслению рассказов А.С.Шишкова в соответствии со следующим планом:
1. Подобрали тексты в соответствии с выявленной проблемой (недовольство тем, что наступила осень, идет дождь).
2. Подготовили детей к восприятию текста: провели наблюдение в природе, рисование «Дары осени».
3. Познакомили родителей воспитанников с содержанием рассказов А.С.Шишкова и попросили о содействии в дальнейшей работе по осмыслению их содержания.
4. На занятиях по развитию речи прочитали (выявили первичное восприятие текста детьми) и обсудили содержание рассказов в форме беседы: вопросы детей, вопросы к детям; сопоставление, проведение аналогий, рассуждения.
5. Выявили ключевые слова, провели соответствующую возрастным особенностям словарную работу по разъяснению незнакомых и малопонятных слов. Составили тематический словарик. Провели дидактические и подвижные игры на тему ключевых слов текстов А.С.Шишкова.
6. Осуществили продуктивную деятельность: создание оригинальных текстов детьми совместно с родителями, изготовление книжек-самоделок, коллажа.
7. Подвели итоги работы, определили перспективы.
Поясним шаги по осмыслению текстов с детьми и их родителями. В начале работы необходимо было выявить отношение детей к обсуждаемой теме до прочтения текста в их непосредственных рассуждениях. И потому, до прочтения рассказа «Надо быть довольным всему тому, что дает нам природа», мы предложили воспитанникам принять участие в дидактической игре, в ходе которой каждый ребенок получил возможность высказать свои впечатления о содержании картинок, на которых изображены природные объекты и явления. (Например, - крапивы, осы, дождя и т.д.)
Как мы и предполагали, дети, рассматривая картинки, чаще всего отмечали отрицательные стороны в предлагаемых сюжетах и указывали в первую очередь на них. Приведем некоторые рассуждения детей. «Крапива мне не нравится. Она больно жжётся. После нее появляются красные прыщи нам коже. Можно сказать, что она злая. Её надо скосить косой». «Осы очень злые и опасные. Их лучше обходить стороной. Могут так искусать, что попадешь в больницу. Они любят мед, но никого к нему не подпускают». «Идет дождь. Нельзя гулять. На улице будет грязно и сыро. Мама не отпустит гулять в такую погоду». «Птицы клюют наши вкусные ягоды». И подобные тексты.
Нельзя осмыслить текст с детьми без предварительной работы. Потому мы обратились к личному опыту детей, старались обогатить их представления: организовали наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, провели дидактические и подвижные игры, предусмотрели творческие задания.
При подготовке к осмыслению рассказа А.С. Шишкова «Надо быть довольным всему тому, что дает нам природа» воспитатели наблюдали с детьми на прогулке красоту осенних деревьев, провели дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус». Различные игровые ситуации мы использовали для того, чтобы потренироваться – как можно применить нравственное правило на практике. Например, провели дидактическую игру «Плохо – хорошо», которая формирует умение детей находить положительные стороны в объектах и явлениях живой природы.
Дети рассматривали вместе с воспитателями и обсуждали картины известных художников о сборе урожая, жатве, такие как «Яблоки и листья» И. Е. Репина, «Жатва» А. А. Пластова, «Сбор яблок» К. Юона и другие. Промежуточным итогом работы стало создание детьми живописных творческих работ на тему «Щедрый урожай». Мы совместно с детьми пришли к выводу, что осень – красивое время года. Осень богата плодами и она щедро дарит их людям.
Когда у дошкольников было сформировано устойчивое положительное отношение к осени, - они представили образ осени светлый, плодоносный, щедрый, - мы перешли к особенно важной работе – выявлению сути, нравственного смысла ключевых слов. Осмысление ключевых слов текста мы проводили с помощью игрового приема «Переводчики». Непонятное слово или фразу мы вместе переводили, т. е. называли по-другому, таким образом доводили до сознания детей смысл слова в доступной для них форме. После чтения рассказа и непродолжительной беседы определили ключевые слова (задали вопрос: как можно назвать рассказ?). Познакомили с авторским названием, а затем выявили с помощью словарей смыслы слов «быть довольным», «хотеть», «желать», «терпение».
Оказалось, что ДОВОЛЬСТВО – это «состояние внутреннего покоя, спокойствие, отсутствие страха, неуверенности, раздражения, т.е. согласия с высшей волей, от тебя не зависящей». (Семенцов В.В.)
ТЕРПЕНИЕ — добродетель, спокойное перенесение боли, беды, неприятности, несчастья, неудобства в собственной жизни. (См. список использованной литературы в конце статьи).
Слово ЖЕЛАТЬ - хотеть, стремиться к чему или призывать. (См. список использованной литературы в конце статьи).
ХОТЕТЬ – по предположениям ряда этимологов, происходит от древнего корня *swe-: *swo-: *swō- «присваивать, делать своим» - того же, что в слове свой». (Семенцов В.В.)
Отметим, что после освоения детьми избранной темы рассуждения воспитанников существенно изменились – дети увидели «другую сторону медали». Приведем примеры (цитируем в сокращении) суждений детей. «Птицы очень полезны. Они уничтожают насекомых-вредителей. Если они клюют ягоды – это тоже хорошо, потому что если косточка упадет на землю, то из нее вырастет новое дерево». «Я люблю наблюдать за птицами, за тем, как они себя ведут, заботятся о своих птенцах, и люблю слушать их веселые песни». «Сначала я думал, что волки злые, ненужные животные. Но мама мне объяснила, что волки – санитары леса и в природе нет плохих и ненужных животных». «Дождик поливает сразу все растения кругом: траву, деревья, цветы. Питает землю водой…» «Хоть крапива с виду и злая, но она очень полезная. Она лечит раны. Животные любят есть крапиву. Мама сварила суп из крапивы. Он был вкусным. Крапива все болезни вылечит!»
В нашей работе особенно важна была творческая часть. Например, коллективное создание детьми и их родителями коллажа «Будем довольны всему тому, что дает нам природа». В ходе предварительной работы родители с детьми подбирали для него материалы, принесли записанные рассказы детей о разнообразных явлениях природы, нарисованные или вырезанные картинки.
А в ходе осмысления рассказа «Четыре времени года» был проведен мастер-класс с участием родителей «Мы книжки хорошие делаем сами»…» по изготовлению книжек-малышек «Мое любимое время года». Цель мастер-класса: способствовать развитию творческого воображения детей и родителей через составление сказок и рассказов по отдельным словам, избранным детьми. Результаты нас порадовали: дети совместно с родителями выбрали наиболее значимые слова, составили с ними словосочетания и предложения. Завершенный рассказ дети проиллюстрировали. (См. приложение к статье).
Приведем примеры текстов, составленных детьми совместно с родителями, причем выбор слова и сюжет принадлежат детям.
«Горка. Мальчик сказал горке о том, что она белоснежная, большая и скользкая.
А горка поблагодарила мальчика за то, что он ее лепил лопатой, разравнивал комочки, вырубал ступеньки и поливал ее водой из лейки».
(Мальчик, 5 лет). Ключевое слово – «благодарность».
«Беседка и сугроб.
Сугроб сказал беседке: «Какая ты резная, красивая! Беседка говорит: «Какой ты огромный!
И ты закрыл мою красоту от людей».
(Мальчик, 6 лет.) Ключевое слово - «красота».
«Лето. Береза – самое красивое дерево. Ее ствол напоминает пятнистую юбку, а листья – кудряшки.
Она похожа на высокую девушку. Березовые рощи всегда светлые. В них приятно гулять.
А еще мне нравится березовый сок. У него необычный приятный вкус.
Вкусно и полезно. Некоторые люди берут березовый сок не в магазине, а с дерева.
Так он становится еще полезнее. Береза – очень щедрое дерево».
(Мальчик, 6 лет.) Ключевое слово – «береза».
Мы еще раз убедились, насколько важно взаимодействие воспитатель – ребенок - родитель. Так при работе с произведением «Четыре времени года» был проведен мастер-класс с участием родителей «Мы книжки хорошие делаем сами…» по изготовлению книжек - малышек «Моё любимое время года». Цель мастер-класса: способствовать развитию творческого воображения детей и родителей через составление сказок и рассказов по отдельным словам.
Результаты, которых мы пытались достигнуть, осваивая применение корнесловно-смыслового подхода, нас порадовали: дети, совместно с родителями, выбрали понравившиеся им слова, затем составляли с этими словами словосочетания и предложения. Таким образом, получился рассказ, а дети затем проиллюстрировали его.
Донести до сознания детей то или иное нравственное понятие, правило, осмыслить его помогает, прежде всего, выявление сути ключевого слова текста, его живой образ. Система работы по данной теме, обращение к произведениям А.С.Шишкова, по нашим наблюдениям, помогли воспитанникам и их родителям научиться больше обращать внимание на то, как красиво и премудро устроен мир природы, а на прогулке, при встрече с каким-либо природным явлением, отмечать его достоинства.
Комментарий методиста Светланы Ференцевны Щукиной: Поясним последний текст шестилетнего мальчика о березе (текст «Лето») и наметим перспективу работы с этим ребенком. Здесь интересно его наблюдение о том, что «березовые рощи всегда светлые». А слово «береза» и «брезжить», «белый» - исторически являются однокоренными. И можно порадоваться за мальчика, потому что он интуитивно поставил рядом эти два родственных слова, и ему можно сказать об этом. Особенностью текста является и то, что в нем «проросло» слово «щедрый», с которым воспитатели знакомили детей, когда говорили об осени. Это слово ребенок запомнил, и оно вошло в его активный запас. А вот слово «лето» не соответствует содержанию текста. Видимо, ребенок выбрал лето как предпочитаемое время года, а береза ассоциировалась у него с этим временем. Но что ж – нет предела совершенству!
Так что от ключевых слов рассказов А.С.Шишкова «хотеть», «желать», «довольство», «терпение» можно в недалеком будущем с этими детьми перейти к коллективному и индивидуальному осмыслению избранных воспитанниками личностно значимых для них слов «благодарность», «красота», «щедрость», подобрать к ним соответствующие возрасту тексты и обдумать виды деятельности.
Приложение: пример текста книжки-малышки «Моё любимое время года»
Список литературы:
1. Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова А.С. том 1: Собрание детских повестей. С.-П., 1834 г.
2. В.В. Семенцов «Корнесловно – смысловой подход в образовании». Царское село, 2016 г.
3. А.С.Шишков «Славяно-русский корнеслов». С.-П., 2012г.
4. В.В. Семенцов «Корнесловные основы современного образования: от значения к смыслам. Сборник учебно-методических материалов», С.-П., 2013г.
Интернет – ресурсы:
1. Семенцов В.В. Интернет – словарь «ГЛАГОЛЪ»:
WWW.PERVOBRAZ.RU
2. Макс Фасмер «Этимологический словарь»
3. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Поделиться: