Авторcтво: Стецкевич Анна Михайловна, методист ИМЦ, учитель ГБОУ СОШ №89 Калининского района Санкт-Петербурга |
Международная образовательная ассоциация дебатов IDEA создана в 1993 году для того, чтобы организовывать и развивать дебаты, а также связанные с ними формы деятельности. В настоящее время Дебаты широко распространены в университетах и школах в Западной Европе, США, Японии и Юго- Восточной Азии. В международную образовательную ассоциацию «Дебаты» (IDEA) входит 57 стран, в том числе и Россия. В России программа "Дебаты" развивается с 1994 года. В настоящее время в нее включены школы из более 40 городов России.
Технология «Дебаты» предполагает активное включение самого ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, а также совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых. Социализирующее значение курса выражается в приобщении учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Один из дней –
суббота. Целесообразно, в субботу проводить смену обычной деятельности на занятиях: устраивать совместные походы учащихся в библиотеку, просмотр видеозаписей дискуссий, проводить конкурсы на лучшую тему, организовывать поиск информации в СМИ и сети Интернет. Другой день проведения занятий - понедельник. В этот день проходит разработка кейсов стороны утверждения и отрицания, подготовка индивидуальных речей спикеров, работа над стилем спикеров, работа над информационными запросами.
Особенностями программы курса является то, что она с одной стороны основывается на знаниях, полученных учащимися в ходе изучения обязательной программы обществознания и истории, а с другой стороны активизирует познавательную деятельность школьников, расширяя тем самым рамки обязательного курса. Работа в команде позволяет повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся, подготовка к соревнованиям способствует самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности, что создает положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.
Занятия проводятся в группах. В процессе работы используются различные формы организации занятий:
1) объяснительно-иллюстративные метод обучения, когда учащиеся овладевают основами логического построения речи при анализе источников информации и живых речей выступающих, просмотр видеозаписей дискуссий совместно с педагогом;
2)частично-поисковый метод, когда учащиеся ищут необходимую информацию в СМИ, сети Интернет по определенным темам при подготовке
3) исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно готовят материалы к чемпионату
В большинстве стран мира дебатировать начинают на уровне средних школ – в 7–8 классах, где на первое место ставятся подготовка, преодоление страха выступления и приобретение навыков именно командной игры.
Большое внимание уделяется созданию атмосферы командного духа на занятиях, так как чувство сплоченности, в дальнейшем, позволяет учащимся быстро реагировать на аргументы противника и выстраивать четкую линию защиты своего тезиса.
Во Всемирном формате школьных дебатов участвуют две команды. Одна команда обязана утверждать, что резолюция истинна. Эта команда называется «утверждением» (affirmative) или иногда «правительством» (proposition). Другая команда обязана утверждать, что тема не истинна или ложна. Эта команда называется «отрицанием» (negative) или иногда
«оппозицией»(opposition). Команда состоит из трех человек, которых принято называть спикерами. Каждый из спикеров выполняет свою роль в ходе игры. Но, так как во Всемирном формате школьных дебатов, в отличие от дебатов Карла Поппера нет тайм-аутов между речами спикеров, то их действия и речи должны быть согласованы между собой в режиме «реального времени» и демонстрировать реакцию на позицию оппонента. Представляется возможным заготовить дома аргументы критерии и правильно выстроить свой кейс, но невозможно полностью предугадать всю аргументацию оппонента.
Особенностями программы курса является то, что она с одной стороны основывается на знаниях, полученных учащимися в ходе изучения обязательной программы обществознания и истории, а с другой стороны активизирует познавательную деятельность школьников, расширяя тем самым рамки обязательного курса. Работа в команде позволяет повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся, подготовка к соревнованиям способствует самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности, что создает положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.
Занятия проводятся в группах. В процессе работы используются различные формы организации занятий:
1) объяснительно-иллюстративные метод обучения, когда учащиеся овладевают основами логического построения речи при анализе источников информации и живых речей выступающих, просмотр видеозаписей дискуссий совместно с педагогом;
2) частично-поисковый метод, когда учащиеся ищут необходимую информацию в СМИ, сети Интернет по определенным темам при подготовке
3) исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно готовят материалы к чемпионату.
В большинстве стран мира дебатировать начинают на уровне средних школ – в 7–8 классах, где на первое место ставятся подготовка, преодоление страха выступления и приобретение навыков именно командной игры. Большое внимание уделяется созданию атмосферы командного духа на занятиях, так как чувство сплоченности, в дальнейшем, позволяет учащимся быстро реагировать на аргументы противника и выстраивать четкую линию защиты своего тезиса.
Во Всемирном формате школьных дебатов участвуют две команды. Одна команда обязана утверждать, что резолюция истинна. Эта команда называется «утверждением» (affirmative) или иногда «правительством» (proposition).Другая команда обязана утверждать, что тема не истинна или ложна. Эта команда называется «отрицанием» (negative) или иногда
«оппозицией»(opposition).
Команда состоит из трех человек, которых принято называть спикерами. Каждый из спикеров выполняет свою роль в ходе игры. Но, так как во Всемирном формате школьных дебатов, в отличие от дебатов Карла Поппера нет тайм-аутов между речами спикеров, то их действия и речи должны быть согласованы между собой в режиме «реального времени» и
демонстрировать реакцию на позицию оппонента. Представляется возможным заготовить дома аргументы критерии и правильно выстроить свой кейс, но невозможно полностью предугадать всю аргументацию оппонента.
Поэтому, так важно включать в занятия не только общие моменты подготовки к дебатам, такие как: поиск информации, проведение мозговых штурмов, работа с определениями, но игровые моменты, способствующие созданию командной атмосферы. Необходимо учитывать, что учащиеся, объединенные в одну команду, могут быть из разных классов и даже из разных параллелей. Поэтому используются психологические игры, направленные на знакомство и сближение. Игровая разминка «Мяч» используется в начале первого года обучения. Все учащиеся встают в круг, в руках у ведущего мяч. Ведущий называет свое имя, добавляет еще несколько фактов о себе (что я делаю в свободное время…), и кидает мяч другому участнику. Участник называет свое имя, рассказывает о себе и т.д. Мяч должен побывать у каждого участника один раз, передается в произвольном порядке.
Игровая разминка «Все вы знаете, что ..» (проводится при условии наличия учащихся из одного класса) используется в начале первого года обучения.
Каждому участнику необходимо представить своего одноклассника по формуле: «Все вы знаете, что Саша Степанов…, но мало кто знает, что он…»
Игровая разминка «Пальцы» может использоваться на протяжении всего первого года обучения. Участники расселись по кругу. Каждый сжимает пальцы в кулак и, по команде ведущего, «выбрасывает» пальцы. Группа стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели. Игровая разминка «Молекула» используется в начале первого года обучения Упражнение проходит в энергичном темпе. Участники передвигаются по площадке. Они - отдельные “атомы”. Атомы находятся в броуновском движении: могут сцепляться и присоединяться друг к другу или отсоединяться. Задача всех участников образовать “молекулы”.
Игровая разминка «Хвостики» может использоваться на протяжении всего первого года обучения. Участники образуют две команды. Каждому участнику сзади закрепляется «хвостик» (свисающая до земли веревочка). Не трогая «хвостиков» руками, нужно обесхвостить команду противника.
Игровая разминка «Качание» может использоваться на протяжении всего первого года обучения. Участники (страхующие) встают в круг, доброволец становится в центр круга
и закрывает глаза. Доброволец начинает падение прямым корпусом в сторону любого страхующего, страхующий подхватывает его и возвращает вертикальное положение. По мере готовности страхующие увеличивают диаметр круга.
Игры, непосредственно направленные на улучшение взаимодействия в команде и подготовку к дебатам. Игра «Угадай имя» может использоваться на протяжении всего первого года обучения
Ход игры: Распределите участников на группы так, чтобы каждая группа имела равное количество участников (больше двух). Обычно игра проходит лучше, когда в группе от 4-х до 6-ти человек. Пусть каждый член группы напишет десять имен на маленьких кусочках бумаги и сложит каждый кусочек пополам. Имена не должны быть вымышленными – они должны в действительности принадлежать достаточно известным людям. Опустите все листочки с именами в контейнер. Разделите группу на пары. Каждая пара становится командой. Игра будет более удачной и интересной, если игроки будут распределены на команды после того, как они напишут имена. Случайным образом определите очередность. Передайте контейнер с именами игроку одной из команд. Этот игрок берет одну бумажку из контейнера и пытается
подсказать напарнику имя, написанное на ней. Однако он или она не могут говорить какую-либо часть имени. У игрока есть одна минута, чтобы подсказать его или её напарнику имя. Если участники команды правильно определяют имя, то игрок выбрасывает этот листочек и вытаскивает из контейнера другой. По истечении минуты, игрок возвращает неугаданное
имя в контейнер и передает его выбранному игроку из команды №2. Процесс продолжается. Игроки одной команды должны поочередно спрашивать и отвечать. Игра заканчивается, когда больше не остается листочков в контейнере. Побеждает та команда, у которой больше правильно угаданных имен, чем у других команд.
Безусловно, самой важной составляющей команды является ее мотивация на участие в игре, желание развиваться, учиться, раздвигать горизонты. Поэтому необходимо предлагать учащимся интересные и актуальные темы для обсуждения и постоянно совершенствовать дебатёрские навыки.
Примеры актуальных тем для учащихся старшей школы:
Темы сформулированы так, что начинаются со слов «ЭП» (ЭП – эта палата ) или «ЭПСЧ» (ЭПСЧ – эта палата считает, что), подчеркивая то, что даже в школьных дебатах обсуждение ведется в гипотетической палате парламента.
ЭПСЧ отрицание Холокоста должно быть объявлено преступлением
ЭПСЧ мы слишком много заботимся о преступниках и недостаточно – о жертвах.
ЭПСЧ пьяных водителей необходимо пожизненно лишать водительских прав.
ЭПСЧ несовершеннолетние преступники должны быть строго наказаны.
ЭПСЧ мы должны сожалеть о влиянии Голливуда.
ЭПСЧ сильная диктатура лучше, чем слабая демократия.
ЭПСЧ экзамены должны быть заменены другими формами оценки знаний.
ЭПСЧ посещение школы должно быть добровольным.
ЭПСЧ школам должны запретить отбирать учеников по уровню их академических способностей.
ЭПСЧ институт брака устарел.
ЭПСЧ мир стоит на пути столкновения цивилизаций.
ЭПСЧ экономические санкции предпочтительнее войны.
Поделиться: