Поиск по сайту

Использование методов дистанционно-образовательных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся средней и старшей школы


Авторcтво: Подзорова Ольга Викторовна, учитель технологии ГБОУ школа № 54 Красносельского района Санкт-Петербурга


ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить индивидуальный итоговый проект.

Встают вопросы: когда, где и как учащимся к девятому классу сформировать навыки проектной деятельности? Есть школы, в которых с 5 класса введена обязательная проектная деятельность (индивидуальная, но чаще групповая), есть учителя-предметники, которые используют метод проектов в образовательном процессе. Но в большинстве случаев школьники не владеют достаточными навыками работы с проектами.

В предметной области «Технология» большое внимание уделяется проектной деятельности. Проектная деятельность - дело хорошее, но организация и оценивание её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у обучающихся. Оценка проектной работы в основном складывается из актуальности и значимости темы, полноты раскрытия, глубины исследования, оригинальности, качества продукта творческого проекта, выразительности выступления, использования средств наглядности (презентации), ответов на вопросы при защите. Но из-за новизны данного рода деятельности учащиеся не в должной степени владеют необходимыми для проектной работы навыками и у учителя возникает необходимость индивидуальной работы с учащимися. Часто бывает, что ученик приносит на проверку или даже сразу на защиту уже распечатанную пояснительную записку. При проверке выясняется большое количество ошибок, недочетов, неправильное оформление. Учитель делает замечания, ученик кивает головой, но уже не исправляет, ссылаясь на то, что нет больше возможности распечатывать. Здесь на помощь приходят методы дистанционно-образовательных технологий.

Федеральный закон «Об образовании» Статьи 13 и 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» обязывает педагога использовать в образовательном процессе информационно – телекоммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.

Под дистанционными образовательными технологиями понимается не только общение учителя с учеником на расстоянии: выполнение заданий онлайн и отправление в электронном виде работ для проверки, но и использование образовательных платформ с целью повышения эффективности образовательной деятельности и повышения качества знаний.

Я, как учитель, технологии сначала начала использовать методы дистанционно-образовательных технологий при подготовке учащихся к олимпиадам по проектной деятельности. Я высылала учащимся методические материалы, электронные ссылки образовательных ресурсов (ЭОР), проверяла пояснительные записки и презентации, писала рекомендации по повышению качества выполняемого

проекта. Используя такую форму как дополнительную к внеурочной работе с учащимися, мы всегда получали призовые места на районе и городе. Это спровоцировало желание использовать данный метод для качественной подготовки всех учащихся по предмету «Технология». По учебной программе в конце каждого раздела учащиеся выполняют задание, состоящее из продукта творческого проекта и технической документации в виде пояснительной записки. Сейчас данный метод успешно реализуется среди учащихся 7 и 8 классов по разработке творческих и профориентационных проектов. В разделе «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» по предмету «Технология» учащиеся создают проект «Мой профессиональный выбор». Для помощи учащимся я предлагаю использовать образовательную инновационную платформу «ШАГ В БУДУЩЕЕ» https://www.sites.google.com/site/mojvybor375/, разработанную учителями 375 школы Красносельского района Санкт-Петербурга, где собрана самая актуальная информация о профессиях и профессиональном образовании. Ученик может поэтапно подойти к осознанному выбору профессионального образования, пройдя тесты по определению своих склонностей и выявлению предрасположенности к определенным видам профессий.

С этого учебного года я использую методы дистанционно-образовательных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности среди учащихся девятых классов. Данные методы используются как дополнительные к внеурочным занятиям по проектной деятельности. Такая форма работы позволяет курировать одновременно более 20 проектов.

В нашей школе учащимся девятых классов предложено самим выбирать тему индивидуального проекта с учетом их интересов и способностей. Для помощи выбора и формулировки темы я предлагаю учащимся сайт ТЕМАГЕНЕРАТОР http://temagenerator.ru/. Это онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов, который предлагает ответить на ряд вопросов, касающихся интересов ученика, на основании которых предлагается на выбор несколько тем проекта. В качестве дополнительного ЭОР учащимся предлагается сайт ОБУЧОНОК https://obuchonok.ru/ На сайте предложен большой выбор тем по всем предметам и классам, очень подробно изложена структура написания исследовательского проекта, можно посмотреть образцы исследовательских работ. Также я использовала материалы сайта при написании рабочей программы по внеурочной деятельности «Проектная деятельность -9 класс»

При работе с использованием элементов дистанционного обучения я выделила следующие положительные стороны:

  • повышение эффективности и качества проектной работы;

  • создание мультимедийных творческих проектов;

  • работа с часто болеющими детьми;

  • развитие способности свободного культурного общения школьников с учителем в переписке.

Иными словами, существуют преимущества использования методов электронного и дистанционных образования.

Преимущества электронного обучения и дистанционных образовательный технологий:

  • получение новых знаний, помощи и консультаций в удобное время, мобильность и оперативность между учителем и учеником;

  • экономия времени, возможность заниматься в каникулярное время;

  • предоставление методического материала дистанционно в файлах, сокращение времени на записи учебного материала в тетрадь;

  • осваивание новых технологий и средств коммуникаций;

  • развитие самодисциплины и самообразования;

  • применение индивидуального подхода с учетом особенности личности, ее способностей и возможностей;

  • мгновенный доступ к электронным ресурсам через ссылки учителя;

  • удобство промежуточного и итогового контроля качества проектной работы;

  • проверка проекта на плагиат!

Наряду с преимуществом использования элементов дистанционного образования существует и недостаток – отсутствие технических средств (нет доступа к Интернет, к программам: Word, PowerPoint);

В связи с этим я использую комбинированный метод. На уроках и внеурочных занятиях происходит нацеливание учащихся на проектную деятельность, раскрытие основных терминов и понятий, объяснение теоретического материала, при возможности с закреплением изучения на практических занятиях. Элементы дистанционного метода я использую в качестве дополнительного образовательного инструмента: рассылки электронно-образовательных ресурсов ученикам; при проверке итогового и промежуточного контроля.

Руководитель проекта не только вдохновляет учащихся, обучает и помогает воплотить задуманное, он помогает раскрыться в своих возможностях и умениях учащимся и нацеливает их на перспективы профессионального образования. Механизм работы над проектной деятельностью с использованием элементов дистанционного обучения помогает развиваться самомотивации ребенка и способствует знакомству с новыми технологиями, что способствует развитию творческого потенциала ученика.

Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под.ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 272с.

  2. Плетенева О.В., Целикова О.В. и др. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.- 134с.

  3. Понамарева Н.А. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках. Планирование, конспекты уроков. ФГОС. – Издательство: Учитель, 2020.-107с.


Поделиться: