Поиск по сайту

Культурно-образовательные практики как способ развития эмоционального интеллекта дошкольников (на примере темы «Бумажные фантазии»)


Авторcтво: Ефремова Людмила Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №93 Выборгского района Санкт - Петербурга


   

Развитие эмоциональной сферы дошкольника – актуальная педагогическая проблема. Проведенные психолого-педагогические исследования показывают, что современные дети дошкольного возраста стали более ранимыми и чувствительными, они не склоны к эмпатии, то есть сопереживанию и сочувствию, не умеют описать словами свои эмоциональные состояния. С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Это дети, о которых в свое время Л.С.Выготский, говорил – они имеют «засушливое сердце». Сегодня принято говорить о слабом развитии эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Необходимость развития эмоционального интеллекта у дошкольников подтверждена и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, в которых говорится о создании условий для «охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
     Уникальным педагогическим инструментом формирования эмоционального интеллекта дошкольников являются художественные культурно-образовательные практики, поскольку они работают со сферой искусства, которое само по себе пронизано эмоциями и чувствами.
     В качестве примера приведем описание культурно-образовательной практики «Бумажные фантазии».

Основная идея данной практики – красоту может создать каждый из нас, и для этого вовсе не нужны дорогие материалы и особые технологии.
В качестве материала, на примере которого детям было предложено освоить эту идею, была выбрана бумага. И это не случайно. Бумага – самый распространенный материал для художественной деятельности с детьми, который способен на волшебные превращения. Бумагу можно легко складывать, мять, скручивать, рвать, но эти простые для взрослых манипуляции для ребёнка очень сложны. Выполняя поделки из бумаги, дети не только раскрывают и развивают свои творческие способности, но и расширяют их, получая новые знания и приобретая навыки моделирования и конструирования. Работа с бумагой – увлекательное занятие для дошкольников с маленького возраста. Такой вид деятельности имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления дошкольников. Невероятную радость ребёнку доставляет тот момент, когда он видит результат своего творчества – игрушку, с которой можно поиграть. Полученный результат своего творчества поднимает самооценку ребёнка, воспитывает самостоятельность, желание фантазировать и придумывать новое.

Адресная группа культурно-образовательной практики – дети старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте вводится конструирование по замыслу, когда каждый ребёнок придумывает свою идею для поделки.

Цель практики – освоение дошкольниками приемов и технологий работы с различными видами бумаги, позволяющих превратить материал в красивое и дарящее радость себе и другим художественное произведение.

Итоговый творческий продукт – совместная инсталляция (или комплекс инсталляций), в которой будут объединены промежуточные творческие работы детей, созданные в различных техниках. Эта инсталляция может быть оформлена как временное выставочное пространство «Музей волшебных превращений».


                 Весь ход практики можно разделить на три этапа

1 этап – мотивационный.

     Вначале необходимо разработать комплект игровых занятий с использованием бумаги для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, и самое важное – вызвать интерес детей к культурному наследию общества посредством развития таких навыков как умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить многообразные эмоциональные состояния.
     Например, на самой первой встрече в рамках культурно-образовательной практики «Бумажные фантазии» детям предлагалось исследовать ненужные листы бумаги (условно - «пачку макулатуры»), которую собрал педагог. В ней оказались листочки абсолютно разного свойства – остатки картонной коробки, школьная тетрадь, газета, глянцевый журнал, оберточная бумага и пр. Организовывалось исследование всех материалов. Обсуждалось: какой кажется разная бумага, если только на нее смотреть? А если ее потрогать, то изменятся ли наши представления о ней? Что изменилось в наших оценках бумаги, когда мы ее потрогали? Какая бумага бывает на ощупь? Есть ли у бумаги запах? Почему одни листы бумаги нам нравятся, а другие вызывают отрицательные эмоции? А что можно делать с разными листами бумаги? Почему одну можно скрутить, разорвать, а другую только сложить? И, наконец, есть ли, по мнению детей, у этой «ненужной бумаги», попавшей в макулатурную пачку, вторая жизнь? Можно ли использовать такую бумагу повторно? Как? При обсуждении педагог принимал все ответы детей, если они были доказаны.           Таким образом, воспитанники подводились к главной проблеме всей культурно-образовательной практики – как превратить бумагу (в том числе и ненужную) в красоту, дарящую радость всем окружающим.

     В дальнейшем, уже организуя творческую работу с различными видами бумаги, задачей воспитателя было создание таких условий, при которых дошкольники смогли бы почувствовать себя волшебниками или мастерами. Часто занятия (мастер-классы) начинались с сюрпризного момента, небольшого спектакля, где участвовали сами дети или персонажи знакомых сказок, просмотра видеоролика о происхождении или превращении бумаги, чтения стихов, загадок и пр. Для поддержки у детей интереса, придумывались необычные задания и игровые ситуации. При этом воспитывающий взрослый не обязывал и не принуждал ребят к выполнению работы, а старался ненасильственно вовлечь их в творческий процесс.

2 этап – продуктивная деятельность.
     

Каждая встреча (занятие) была посвящена освоению техник превращения различных видов бумаги в красивые произведения. Вначале педагог проводил мастер-класс. Необходимо отметить, что образец старшим дошкольникам уже не так важен, как младшим, и его можно заменить и устными инструкциями. Полный показ с уточнениями деталей работы необходим, как правило, только в случаях, если конструкция поделки новая и непонятная детям. Дети в ходе мастер-класса или сразу же после него педагога выполняли творческую работу (индивидуально или коллективно). Каждый действовал в своем темпе, свободно выбирая рабочее место, перемещаясь, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Практическую работу детей сопровождала музыка, которая создавала положительный настрой, помогала лучше представить образ, пробуждала воображение.
     В ходе детского творчества обязательно применялись упражнения на релаксацию, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, повторение правила работы с ножницами, клеем. Педагогу не следует стремиться к быстрому успеху детей и предъявлять высокие требования к ним, так как это может вызвать отрицательную реакцию со стороны детей, и, как следствие, нежелание заниматься тем, к чему их принуждают.
     Для бумажного конструирования использовалась бумага разного качества и цвета. Для техники оригами применялась яркая и плотная, например, бумага для принтера. Чтобы получить лодочку или кораблик, применялась вощёная бумага или пергамент: тогда созданное судно не тонуло в воде во время «торжественного пуска». Для масок дети выбирали плотную бумагу, тонкий картон, обои. Некоторые творческие работы делались из обёрточной бумаги, у которой есть свойство топорщиться, например, из неё создавалось очень красивое дерево. Из обёрточной бумаги получалась объёмная композиция с применением обрывной техники. Из журнального листа изготавливалась сказочная птица: данная бумага эффектно смотрится в композиции. При конструировании из бумаги в поделку обязательно включался так называемый «бросовый материал». Например, втулка от рулона туалетной бумаги превращалась в тело бабочки, гусеницы, ёлочку или в ствол дерева (для кроны дерева можно использовать картонную тарелочку). Картонные спичечные коробки – самый идеальный вариант для создания кукольной мебели, их нужно только обклеить цветной яркой бумагой. Старая картонная коробка использовалась для создания лэпбуков, как основа для картин, атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

     В качестве примера, перечислим тематику детских работ, а также техники и виды бумаг, с которыми работали воспитанники в рамках культурно-образовательной практики «Бумажные фантазии»:


· «Фонарик» (аппликация из полосок, надрезы).
· «Дом», «Машина» (складывание картона пополам и дополнение необходимыми деталями).
· «Снегирь», «Матрёшка», «Платье для кукол», «Самолёт», «Кораблик», «Рыбка» (оригами).
· «Божья Коровка» (крылья оформляются из двух сложенных кругов).
· «Карнавальные маски» (из картона).
· «Ёлочка (нанизывание бумажных деталей на стержень).
· «Театр игрушек» (поделки для театрального уголка).
· «Волшебная птица (хвост оформляется в виде гармошки, украшается цветной бумагой).
· «Коврик» (плетение бумажных полосок).
· «Ёжик», «Попугай», «Тигр» (на основе полосок).
· «Многоэтажный дом»
· «Мухомор», (из цилиндра и конуса, украшение деталями из цветной бумаги).
· «Лошадка», «Санки» (из спичечных коробков).
· «Слоник», «Осьминог» (из салфеток).

3 этап – рефлексивный.
     

По окончании каждого мастер-класса организовывалась временная выставка, где каждому ребёнку предлагается рассказать о своей работе, дать ей название, придумать небольшую историю, пофантазировать, высказать своё мнение. Дети с большим желанием рассказывали о том, что они создали, раскрывая смысл своей поделки. В заключении все работы помещаются на выставочном стенде, где дети демонстрируют родителям своё творчество.
     По итогам всей культурно-образовательной практики создавалась инсталляция из нескольких выполненных детских работ, которая давала обобщенный образ того, во что может превратиться бумага. На открытие этой инсталляции приглашались родители ребят, а также другие члены их семей. И уже сами дети проводили для своих пап и мам, дедушек и бабушек обучающие мастер-классы с ними.
     В ходе реализации практики детям удалось создать настоящие шедевры (примеры некоторых работ см. – Приложение № 1). Их очень порадовали объемные карандаши, сделанные из плотных бумажных полосок ярких тонов. Аппетитно казалась для ребят «Груша», состоящая из множества бумажных долек. Очень эмоционально насыщенной и интересной для детей оказалась творческая деятельность в рамках темы «Дом»: создание таких работ как – «Поляна цветов» (в технике оригами), «Первые цветы» (торцовка гофрированной бумаги), «Теремок» (созданная из пустого бумажного пакета от муки, дополненная крышей и окнами из цветной бумаги).
     Помимо развития эмоционального интеллекта и творческих способностей совместная работа над общим итоговым продуктом сплотила группу и замотивировала детей. У дошкольников возник интерес к работе с бумагой: даже в свободное время они стали творить и обсуждать свои работы с друзьями.


Приложения



Поделиться: