Поиск по сайту

Актуализация педагогического потенциала района в ходе культурно-образовательной практики


Авторcтво: Гаврилова Оксана Ивановна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 112 Выборгского района г. Санкт-Петербург, Щербак Зинаида Францевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 112 Выборгского района Санкт-Петербург


     

 Красоту увидеть в некрасивом,

   разглядеть в ручьях разливы рек…

   кто умеет в буднях быть счастливым,

   тот и впрямь счастливый человек!

                                                 Э. Асадов


       

В бешеном темпе жизни взрослые и дети часто не замечают того, в каком городе они живут, что их окружает каждый день. Объекты культурного наследия становятся для жителей просто очередными ориентирами при перемещении по городу, а их значимость оценивается исключительно с позиции практической (утилитарной) ценности. Поэтому важной педагогической задачей, стоящей перед ДОУ, является воспитание у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающим его памятникам, паркам, мостам, зданиям. А для этого ребёнок должен взглянуть на то, что его окружает, совершенно по-новому, «широко открытыми глазами».

        Взглянуть по-новому – это …

            …. пристально и детально, сосредоточившись на тех элементах, которые раньше не замечал;

            … коллективно, вместе с друзьями, родителями, воспитателями и другими заинтересованными лицами;

            …. в новом историко-культурном контексте, когда в центре внимания оказывается не только биографии объекта (когда, кем и для чего создан), но специфика его бытования (почему он возник, как работает, почему именно так, как связан с городской средой в целом);

            … с новой целью – чтобы понять себя, свое отношение к окружающему миру.

Именно поэтому освоение ближайшей к ребенку социокультурной среды целесообразно организовывать через активную исследовательскую деятельность, посредством культурно-образовательных практик.

В нашем дошкольном образовательном учреждении была реализована одна из таких практик на ему «Хочу всё знать». Данная практика была связана с изучением городской анималистической скульптуры (то есть, героем которых были животные).

Адресная группа: старший дошкольный возраст.

        Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе в ДОУ: в рамках изучения петербурговедения, тема «Мой район».

        Ведущая идея: героями могут быть не только люди, но и животные; они верно служат человеку и порой готовы помочь ему выжить в сложных условиях.

        Проблемный вопрос: зачем ставят памятники животным?

        Цель: содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения детей к городской анималистической скульптуре.

Особенности организации практики: работа 2-х педагогов одновременно, занятия по группам, с использованием информационно-коммуникативных технологий и привлечением родителей (для прохождения маршрута выходного дня).

Необходимое оборудование: фотография, видео слайды, распечатки постаментов и скульптур животных в различных позах, клей–карандаш, фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы формата А4.

Ход организации практики:

     1.Совместная деятельность

Педагоги с помощью мультимедийной техники демонстрируют детям на большом экране фотографию девочки из группы по имени Малика с кроликом, которую она принесла на занятие. (Приложение № 1.) Детям задаётся вопрос: «Для чего люди фотографируются?». В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что фотография – это способ сохранить в памяти кого-то или что-то (важное событие). Предлагаем дошкольникам поразмышлять о том, как еще можно сохранить в памяти образ человека?

Принимаем все ответы детей, если они доказаны (например, формами сохранения памяти могут быть видеозапись, картина, памятный предмет, сочиненная песня или стихотворение о ком-то или о чем-то, памятник и пр.).

Напоминаем о фотографии, с которой начали занятие. В память о некоторых животных (том же кролике, зайчике) люди поставили памятники. Педагог задаёт вопрос: «Где в нашем городе вы видели изображение зайчику?». После ответов детей просит обратить внимание на фото, проецируемое на экран. (Приложение № 2). Обсуждаем, как вы думаете, почему этому животному установлен памятник? А каждое ли животное может удостоиться увековечивания в памяти людей? Педагог принимает все ответы детей и помогает сделать вывод, что не все животные могут удостоиться чести быть увековеченными в скульптуре.

     2. Игровая пауза.

Предлагаем детям поиграть в игру «Я – скульптор». Дети делятся на две группы: 1 группа – скульпторы, 2 группа – скульптуры (фигуры). Ребята должны в парах договориться об изображаемом животном, а воспитатели по позам и мимике должны догадаться, какое животное «скульптор» изваял. Под спокойную мелодию ребята поочерёдно изображают задуманные ими скульптуры животных. Воспитатели задают вопросы «скульптору»: «Какое животное он изобразил? Почему выбрал именно это животное? В каком материале выполнил свою скульптуру?» (Приложение № 3).

     3. Исследовательская деятельность.

Педагоги предлагают детям рассмотреть следующее изображение на мультимедийном экране. Это – памятник блокадной кошке на ул. Композиторов, д. 4. (Приложение № 4). Задаются вопросы по скульптуре: «Ребята, что вы видите? Что происходит? Кто герой этого памятника? Что вы можете сказать о материалах, которые использовались при создании объекта? Что вы можете сказать о месте, где он находится? Как вы думаете, а что кошки могли сделать такое героическое, что им поставили памятник?». Принимаем все ответы детей, если они доказаны. При необходимости рассказываем детям историю о том, как в годы блокады кошки помогли спасти город.

Педагоги предлагают дошкольникам рассмотреть ещё один слайд с памятником, расположенным в нашем Выборгском районе. (Приложение № 5). Это – памятник Военным дрессировщикам, установленный в парке Сосновка. Дошкольникам предлагается обсудить следующие вопросы: «Что вы видите? Что происходит? Что вы можете сказать о том, кому установлен памятник? А кто герой этого памятника – человек или собака? А что могла сделать собака, что ей тоже был установлен памятник?»

Педагоги принимают все ответы детей, если они доказаны. При необходимости рассказываем детям о том, как помогали военным собаки в годы войны.

     4. Арт-площадка.

Предлагаем дошкольникам поразмышлять, кому бы из животных они поставили памятник. Далее организуем работу детей с заранее подготовленными материалами (заготовлены картинки кошек, собак и др. животных в разных позах и экспрессии) для создания «проекта» памятника (в форме коллажа с изображением скульптуры животного). Рекомендуем детям подойти к столам и выбрать себе изображение героя (скульптуру) и форму постамента. Дошкольники могут также воспользоваться карандашами и что-либо дорисовать, если захотят украсить свой коллаж.

Детям дается время на выполнение работы.

     5. Рефлексия.

     Подводим итог практики. Организовываем выставку работ. Предлагаем нескольким ребятам рассказать о своих коллажах. Обсуждаем: почему они выбрали именно это животное? Почему выбрали именно это изображение (животное именно в такой позе, с таким характером)? Почему был выбран такой постамент? И как бы они назвали свою скульптуру? Где бы вы её установили?

     В конце занятия подводим итоги: делаем вывод о том, что скульптуры устанавливаются не только людям, но и животным. Памятники животным – это не только украшение города, но и память об их часто незаметных или неизвестных подвигах.


Приложение


                             Литература:

    1. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Дошкольник в городском пространстве: комментарий к культурно-образовательной программе «Город на ладошке» // Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель: научно-методический сборник. – СПб., СМИО-Пресс, 2006. С. 34-42.

    2. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / сост. Е. В. Плюхин, А. Г. Раскин. – Л, 1999.

    3. Памятники Санкт-Петербурга / сост. В. Н. Тимофеев, Н. Н. Ефремова, Ю. М. Пирютко. – СПб., 2002. 4. Сайт «Мудрые высказывания о жизни» http://allcitations.ru/mudrye-vyskazyvaniya-o-zhizni.html

Поделиться: