Авторcтво: Атаева Жанна Михайловна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Освоение приема «Теневой театр» позволяет оригинально и нестандартно решить сценическое воплощение любого литературного материала. Включение в постановку элементов теневой игры актерской или с применением теневой куклы – это один из художественных приемов, способный сделать работу над сценическим произведением интересной, захватывающей, вовлекающей в процесс всех участников: и педагога, и учащихся.
Данная методика апробирована на материале народных и авторских сказок (Ф. Кривина, С. Писахова, В. Васильковской) в работе с учащимися театральной студии «Театрон» с группой 3 года обучения (7-8 кл). Учащиеся занимаются по образовательной программе «Театр плюс», имеют базовые знания по театральным дисциплинам и опыт участия в различных сценических постановках (инсценировки, миниатюры, литературные композиции, малая форма спектакля). Так же учащиеся обучаются этюдному методу работы над ролью и ведут дневники наблюдений.
В разработке занятия представляется инсценировка на примере сказки Валентины Васильковской «Форточка». В течение одного занятия происходит знакомство с постановочным материалом и выстраивается 1 фрагмент (сцена) инсценировки.
Во время занятия для подготовки учащихся к творческому процессу и погружению в рабочую атмосферу применяются различные упражнения по речи и пластике, на создание рабочего самочувствия. Все упражнения и задания представлены в Приложении. Так же в приложении представлена историческая справка «Театр теней: история и современность».
Тема занятия: «Теневой театр. Элементы теневого театра в инсценировке сказки В. Васильковской «Форточка».
Цель занятия: Применить прием теневой игры в постановке инсценировки сказки.
Задачи:
Образовательные
1. Дать основные теоретические понятия по теме «Плоскостная теневая кукла»;
2. Познакомить с приемом воплощения роли через теневой театр;
3. Применять этюдную форму создания роли в сказке с использованием теневой куклы и пластики тела;
4. Анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику действия.
Развивающие
1. Развивать навыки актерского существования через работу с тенью;
2. Развивать способность к перевоплощению через «включение» воображения;
3. Формировать способности к импровизации;
4. Развивать умения взаимодействовать с партнером;
5. Применять речевые навыки в работе над инсценировкой;
6. Развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
Воспитательные
1. Формировать навыки коммуникативной компетентности;
2. Формировать умение принимать идеи партнера;
3. Применять жизненные наблюдения в работе над инсценировкой;
4. Формировать художественный вкус посредством работы над авторским литературным материалом (сказками).
Ожидаемый результат: Органичное пластическое существование в теневом театре инсценировки фрагмента сказки. Выполнение учащимися приемов работы с плоскостными теневыми предметами.
Методы обучения:
Элементы адаптивной системы поведения (А.С. Границкая),
Технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов).
Элементы системы К. С. Станиславского
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, ширма, прожектор, набор бытовых предметов и плоскостных кукол (предметов) на тросточках, элементов костюмов (плащ, шляпа, бант).
Продолжительность занятия: 60 мин
Возраст учащихся: 13-14 лет
Количество учащихся: 10-12 человек
Степень подготовки учащихся: иметь базовый навык сценического взаимодействия. (Уровень освоения образовательной программы «Театр плюс» - 3 год обучения)
Ход занятия
Введение
Организационный момент (2 минуты) Тема занятия. Настрой на занятие с целью ввести обучающихся в творческий процесс создания теневой истории в контексте сказки Валентины Василевской «Форточка».
Разминка (8 минут) Выполнение подготовительных упражнений на создание рабочего
самочувствия.
Упражнение в творческом полукруге «Эмоциональный лифт».
(Комплекс упражнений представлен в Приложении №1, на выбор педагога, соответственно уровню группы учащихся).
Выполнение упражнений на подготовку
- речевого дыхания
- артикуляции: упражнения «Лопаточка», «Трубочка», «Иголочка», «Лошадь», «Вкусное варенье», «Укол зонтиком», «Конфетка».
Выполнение упражнений на подготовку пластического аппарата: «Замороженные», «Ртутный шарик».
Выполнение упражнений на развитие пластики рук:
Упражнения: «Красим забор», «Волна», «Стена», «Гребля», «Птицы», «Канат».
Основная часть
Теоретическая часть (10 минут) Работа над инсценировкой сказки В. Васильковской «Форточка» с применением элементов теневого театра. (Приложение № 2)
Знакомство с понятием «Теневой театр. Плоскостная теневая кукла. Теневая пластика.» (Приложение № 4)
Чтение сказки Валентины Васильковской «Форточка».
Определение идеи произведения и цели постановки.
Определение сцен с применением плоскостной теневой куклы и существовании в теневом театре.
Выявление характеров персонажей.
Распределение ролей в подгруппах по пластическому признаку:
Форточка юная. Форточка взрослая, Ветерок Бесшабашный, Ураганный Ветер, Окна, Крючок, Стекольщик и т.д.
Выбор Рассказчика (Рассказчиков).
Практическая часть (35 минут) занятия строится:
1. Выполнение индивидуальных пластических заданий в теневом театре
2. Знакомство с плоскостными теневыми предметами (куклами).
3. Проба работы с предметами в теневом театре.
4. Этюдные пробы фрагмента (сцены) инсценировки с текстом сказки (читает Рассказчик).
В практической части занятия учащиеся выполняют задания:
на существование в теневом воплощении:
- «разговор» с собственной тенью
- выполнение упражнений на пластику рук («Волна», «Птицы»)
- существование в определенном характере персонажа из сказки по выбору (походка, манера двигаться)
- на работу с плоскостными теневыми предметами (куклами):
- «вдохнуть» жизнь и характер в предмет
- взаимодействие предметов
- действие в сюжете сказки.
- на соединение существования в тени предмета и человека.
Далее применяется этюдный метод поиска решения сцены (Приложение № 3) инсценировки. Группа делится на 2 подгруппы и одновременно придумывают способ существования персонажей в предлагаемых обстоятельствах инсценировки. В работу берется одна сцена постановки (придумывают начало истории с применением плоскостных теневых фигур и используя теневую пластику актера. Чтец читает сказку, группа выстраивает действие):
1 сцена – История Форточки.
2 сцена – Встреча с Ураганным Ветром.
3 сцена – Разбитое сердце.
Финал
Учащиеся разбирают набор заготовок плоскостных предметов (кукол) для теневой инсценировки сказки: Кукла на тросточке – образ форточки; Шляпка, длинная юбка; Бантик на тросточке; Ветерок в легком балахоне; Ураганный Ветер; Рамки фотографические – 8 шт. – окна; Веревка – крючок; Кукла – Стекольщик.
*Предметы теневого театра могут использоваться как в данном наборе, так и в другой комплектации – в зависимости от фантазии и характера построения действия.
Этюды включают в себя: выстраивание логики и последовательности действий в предлагаемых обстоятельствах, выявление характеров и построения взаимодействия героев, соотнесение звучащего текста и действия.
В. Васильковская
«ФОРТОЧКА»
1 сцена
Жила-была Форточка. Каждый день хозяйка открывала ее, чтобы проветрить новый дом. Форточка тихо качалась из стороны в сторону и пела:
- Скри-и-и! Скри-и-и!
Шло время. Дом старел. И Форточка становилась старше… И, как все взрослые форточки, она мечтала о большой любви. Она не знала, что это такое, но представляла, что это – что-то необъятное, сильное, горячее!
2 сцена
Как-то раз, знойным летом, пронесся мимо Ураганный Ветер. Это был не тот, Бесшабашный Ветерок, который болтался вокруг нее каждый день и шептал всякую ерунду.
Ураганный Ветер схватил Форточку, обвил горячими струями воздуха… Рвал и метал во все стороны…
Бедная юная Форточка! Сердце ее дрогнуло – это он!
- Я люблю! Люблю! – уже не пропела, а громко прокричала она…
Ее хрупкое стеклянное сердце дрогнуло и разбилось на мелкие кусочки.
3 сцена
У всех соседних окон глаза стали квадратными от неслыханной наглости Ураганного Ветра. Они быстро закрыли свои форточки на замки и, гневно поскрипывая, смотрели на то, что творит Ураганный Ветер.
А Ветер? Что Ветер… Полетел дальше…
Форточка уже не качалась и не пела свою песенку:
- Скри-и-и! Скри-и-и!
Сердце ее было разбито…
Финал
Утром следующего дня пришел стекольщик и вставил в Форточку новое стекло. И приколотил к окну крючок, а к Форточке – петлю. Теперь она была крепко прицеплена крючком к окну… Никакой Ветер больше никогда не разобьет ее хрупкое стеклянное сердце…
Таким образам, за одно занятие возможно выстроить действие одной сцены (фрагмента) инсценировки и представить несколько вариантов сценического решения.
Наиболее органичный и оригинальный вариант в дальнейшем может стать частью инсценировки сказки «Форточка».
В конце практического занятия происходит показ фрагмента инсценировки. Каждая группа представляет действенный отрывок инсценировки в теневом воплощении.
Заключительная часть
В конце занятия происходит обсуждение, анализ занятия. (5 минут) Учащиеся могут высказаться на тему:
- Что удалось воплотить из задуманного?
- Насколько занимателен и понятен сценический материал?
- Что усвоилось из техники владения теневыми куклами или предметами, насколько это сложно или просто?
- Как сочетается существование в теневом театре с внутренним монологом персонажа? и т.д.
В финале учащиеся получают домашнее задание: нарисовать творческий отклик на свою роль или роль партнёра.
Библиография.
• Границкая А.С. Научись думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991
• Грибова Е.Г. Таинство теневого театра или искусство управления тенью. М.: Учебное пособие. 2018
• Иванов И. П. Технологии коллективной творческой деятельности. -М.: Просвещение, 1995
• Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М., Всероссийское театральное общество, 1970.
• Кудашев. Т., Руки мастера. – М., Просвещение, 1970.
• Плоткин В.И. Театральное творчество детей: Учебное пособие. -СПб., УКиИ. 2002.
• Корогоский З.Я. Начало. Издательство «Советская Россия» -Москва — 1973.
• Смирнова Л.П. Риторическая азбука. – С-Пб, Университет культуры и развития искусств, 2000.
• Станиславский К.С. Работа актёра над ролью. –М., ВИГРИУС, 2006.
Поделиться: