Авторcтво: Татьяна Сергеевна Пчелинцева, аспирант кафедры «Дошкольная педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет, Тольятти |
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и способствует развитию и социализации личности обучающихся. В статье рассматриваются сущность и содержание внеурочной деятельности, а также ее организация в школе в различные временные периоды: советский период (1950–1990 годы), постсоветский период (1990–2010 годы) и настоящее время. Описываются формы и принципы организации внеурочной деятельности в эти исторические периоды. Отмечается влияние реформирования образования на содержание и развитие внеурочной деятельности. Дается определение понятиям «внеклассная работа», «внешкольная работа» и «внеурочная работа». Описываются их основные функции и роль в учебно-воспитательном процессе школы. Приводятся особенности и общие принципы внешкольной и внеклассной работы. В статье говорится о том, что в постсоветский период система образования столкнулась с рядом проблем, которые не способствовали развитию внеурочной работы в образовательных учреждениях. Рассматривается организация внеурочной деятельности в настоящее время согласно ФГОС, описываются ее цель, задачи, направления и формы.
Проведенный анализ понятийно-содержательной сущности внеурочной деятельности в различные временные периоды позволил сделать вывод о необходимости разграничения понятий «внеклассная работа», «внешкольная работа» и «внеурочная работа», уточнить содержание понятия «внеурочная деятельность» в настоящее время, доказать необходимость ее организации и развития в школе.
Целью статьи является раскрытие сущности и содержания внеурочной деятельности и ее организации в образовательных учреждениях посредством исследования становления внеурочной деятельности в истории нашей страны. Приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) внесены изменения в целях его приведения в соответствие с Законом «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В частности, в обновленном ФГОС ООО уточнены требования к организации внеурочной деятельности в школе, в рамках которых осуществляется программа воспитания и социализации обучающихся. Однако внеурочная деятельность для современной школы не является новым явлением. В разные временные периоды она была представлена как внеклассная, внешкольная и внеурочная работа [2–6].
В конце 50-х – 60-е годы в нашей стране наблюдался бурный рост науки и техники. Вступление в период развитого социализма обусловило возрастающие культурные и общеобразовательные потребности общества.
Появились новые важные задачи, прежде всего модернизация содержания образования. В 1958 году был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [7]. Основными задачами в области образования в 60–70-е годы были введение в стране всеобщего обязательного среднего образования и переход на новое его содержание [8]. 10 ноября 1966 года было принято Постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», которое определило меры по улучшению материально-технической базы школ и перестройку учебно-воспитательного процесса в целом. Согласно этому постановлению в штате педагогических работников появилась новая должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы. Также были введены факультативные курсы по отдельным учебным предметам, которые учащиеся выбирали по своим интересам и желаниям [9]. Внеклассная работа была частью учебно-воспитательного процесса, направленной на организацию свободного времени учащихся. Она представляла собой организованные занятия, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений и навыков, а также развития индивидуальных способностей учащихся [5]. Внеклассную работу организовывали пионерские, комсомольские организации и другие органы детского самоуправления при помощи педагогов и вожатых [6].
Формы организации внеклассной работы были весьма разнообразны. Они включали в себя: кружки (драматические, танцевальные, фото- и радиокружки, а также кружки по различным предметам); лектории (лекции на общеполитические темы, по вопросам развития науки и техники, искусства и литературы); утренники и тематические вечера; предметные недели; встречи с приглашенными в школу гостями; смотры, конкурсы, олимпиады; спортивные секции и др. Большую роль в жизни школ играли музеи, выпуски собственных журналов газет, клубы любителей книг. Во внеурочное время организовывали общественно полезный труд учащихся: ремонт школьного оборудования, оформление кабинетов, работу по уборке и озеленению пришкольной территории, сбор макулатуры и металлолома. Внешкольная работа осуществлялась специальными учреждениями дополнительного образования вне школы, такими как профсоюзы при крупных предприятиях, дома и дворцы пионеров. Существовали также внешкольные учреждения узкого профиля: детско-юношеские спортивные и музыкальные школы, клубы юных натуралистов при домах техники, детские библиотеки и пр. Физкультурно-спортивная внешкольная работа проводилась со школьниками на специальных детских стадионах, созданных при стадионах взрослых. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию учащихся в домах художественного воспитания. К внешкольным учреждениям относились и пионерские лагеря, а также лагеря труда и отдыха. Основными функциями внешкольной работы были побуждение у учащихся интереса к различным областям и видам деятельности, раскрытие индивидуальных способностей, развитие познавательной активности, профессиональная ориентация, организация досуга школьников [10].
В советский период внеклассная работа и внешкольная работа являлись неотъемлемой частью прежде всего воспитательного процесса. Реализации воспитывающей функции школы уделялось особое внимание. По мере укрепления и развития советской школы вся воспитательная работа стала обогащаться новыми идеями, формами, средствами и методами воспитания [11]. К 80-м годам выработались общие принципы организации внешкольной и внеклассной работы, хотя каждый из этих видов деятельности имел свои особенности. Наиболее общими принципами, характеризующими специфику внешкольной и внеклассной работы, являлись:
1) принцип добровольности (каждый учащийся вправе сам выбирать форму и направление занятий с учетом личных интересов и желаний);
2) принцип инициативы и самодеятельности (если какое-либо дело подсказано старшими, школьниками, оно воспринимается как собственная инициатива);
3) принцип всеобщего охвата учащихся как обеспечение единства, преемственности и взаимодействия; 4) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выборе содержания и форм внешкольной или внеклассной работы.
Отечественная школа в советский период достигла огромных успехов. Однако с 1960-х годов система образования СССР практически не менялась и становилась все более единообразной, унифицированной. Все чаще возникала потребность в новых идеях, импульсах, реформах. В 1988 году Всероссийским съездом работников образования были разработаны следующие принципы: демократизация образования, народность и национальный характер, гуманизация и гуманитаризация образования, дифференциация и деятельностный характер образования, его непрерывность. Однако к 90-м годам темпы развития образования заметно снизились. Состояние экономики в стране не позволило реализовать новую образовательную реформу и обеспечить ее необходимыми финансовыми и материальными ресурсами [12]. Первым указом президента Б.Н. Ельцина в 1991 году был Указ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», направленный на улучшение системы образования и материального благосостояния учителей. На основании Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования и «Программы развития воспитания в системе образования России 1999 – 2001 г.г.» была разработана программа развития воспитания, которая определила следующие задачи: создание условий для развития духовных и физических сил учащихся (путем расширения сети дополнительного образования и вовлечения учащихся в кружки,студии, спортивные секции, клубы, творческие объединения); воспитание активной творческой личности в эстетическом и экологическом, военно-патриотическом и гражданском, духовно-нравственном и трудовом направлениях; развитие отдельной личности, ее самоопределение и самореализация, помощь в выборе жизненной позиции; охрана прав и здоровья учащихся. При реализации программ воспитания педагоги руководствовались принципами, предложенными рядом современных авторов [13–18]. Появился новый термин «внеурочная (внеучебная) работа» как составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [19]. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадали с направлениями, формами и методами дополнительного образования учащихся. Внеурочная работа считалась неотъемлемой частью воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [20]. Суть внеурочной работы определяласьдеятельностью учащихся, организованной учителем так, что творчество и инициатива школьников выступали на первый план.
К концу ХХ столетия внеурочная работа рассматривалась и как внеклассная, и как внешкольная. Внеклассная внеурочная работа организовывалась в стенах школы, а внешкольная – на базе учреждений дополнительного образования. Реформирование образования способствовало развитию внеурочной работы и подразумевало применение деятельностного, дифференцированного и культурологического подходов, руководство принципами гуманистического воспитания и природосообразности. Однако низкое финансирование и обеспечение материальными ресурсами школ, устаревшее оборудование и помещения многих учреждений дополнительного образования не позволили этому направлению выйти на новый уровень развития. Массово закрывались клубы, секции, дома пионеров и искусств. Успеху реформы образования не способствовала и нестабильность состава правительства, частая смена министров образования [11].
В настоящее время внеурочная работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Внеурочная деятельность регламентируется требованиями ФГОС и организуется на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана. Согласно ФГОС, внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [1]. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, строится на добровольной основе обучающихся, способствует социализации и развитию личности.
Цели внеурочной деятельности:
- содействие в достижении планируемых результатов обучающихся, соответствующих основной образовательной программе;
- развитие у обучающихся личных интересов, привитие духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- снижение риска утомляемости обучающихся.
В соответствии с целями внеурочная деятельность ставит перед собой следующие задачи: обеспечить комфортную среду обучающимся в школе; обеспечить эмоциональный и физический отдых детей; создать все необходимые условия для развития у обучающихся личных интересов, привития духовно-нравственных и культурных ценностей. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное; физкультурно-спортивное и оздоровительное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
К
видам внеурочной деятельности относятся: познавательная, игровая, трудовая (производственная), досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность, художественное, социальное, техническое творчество, проблемно-ценностное общение. Каждый вид внеурочной деятельности направлен на достижение воспитательных результатов.
Формы проведения внеурочной деятельности различны: экскурсии, кружки, круглые столы, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Право выбора той или иной формы остается за образовательной организацией, осуществляющей внеурочную деятельность. Немаловажным для реализации внеурочной деятельности является обеспечение образовательной организации (научно-методическое, материально-техническое, информационное). Внешние связи и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, партнерство с учреждениями искусства, культуры и спорта, взаимодействие с родителями также способствуют эффективной реализации внеурочной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность нацелена не только на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, но и на формирование учебной мотивации. Внеурочная деятельность расширяет образовательное пространство, создает условия для развития учащихся, обеспечивая поддержку и сопровождение ребенка.
Анализ понятийно-содержательной сущности внеурочной деятельности в разные временные периоды дает возможность сделать следующие выводы:
1) в 1960–1990 годах использовались понятия «внеклассная работа» и «внешкольная работа» (внеурочную деятельность школьников классифицировали по месту ее проведения);
2) в 90-е годы появился термин «внеурочная работа», которую отождествляли с внеклассной работой (внеурочную деятельность классифицировали по времени проведения);
3) в 2000-е годы внеклассную работу уже не отождествляют с внеурочной, так как некоторые учебные занятия проводятся вне класса, например окружающий мир или физкультура. В ФГОС внеурочная деятельность определяется как «учебная деятельность» и «внеучебная деятельность». Причем, внеучебная деятельность полностью относится к внеурочной деятельности. Некоторую учебную деятельность тоже можно отнести к внеурочной, так как многие кружки и факультативы призваны решать конкретные учебные задачи.
Таким образом, в настоящее время под внеурочной деятельностью подразумевают любую организованную учителем самостоятельную деятельность школьников либо организованную самим обучающимся самостоятельную деятельность во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане.
Несмотря на то что российское образование в постсоветский период претерпело сложные этапы реформирования, благодаря усилиям учителей и общественности школе удалось не только выжить, но и вступить в новый этап своего развития. Организация внеурочной деятельности была и остается одной из основных задач, стоящих перед педагогами. Именно многообразие направлений внеурочной деятельности, ее форм проведения характеризует современную школ и открывает возможности для развития личности обучающихся, позволяет развивать способность применять полученные знания в различных реальных ситуациях. Это, в свою очередь, обеспечивает социализацию детей, делая их успешными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014
г. № 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915).
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
3. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975. 425 с.
4. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М.: Наука, 1918. 322 с.
5. Педагогический словарь / под ред. И.А. Каирова. М.: Акад. пед. наук, 1960. Т. 2. 766 с.
6. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова. М.: Сов. энцикл., 1964. Т. 1. 832 с.
7. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР: принят Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов, 1917–1973. М.: Педагогика, 1974. С. 53–61.
8. Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. Курган: Курганский университет, 2000. 209 с.
9. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы: от 10 ноября 1966 г.: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов, 1917–1973 гг. М.: Педагогика, 1974. С. 76–78.
10. Невзоров М.Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике сер. 50-х сер. 60-х гг. : дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 1989. 187 с.
11. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1959. 320 с.
12. Козловская Г.Е. Российское образование в постсоветский период, 1991–1999 гг. : дис. ... д-ра истор. наук. М., 2003. 430 c.
13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. 80 с.
14. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. М.: КАРО, 2007. 160 с.
15. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997. 352 с.
16. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. СПб.: Книга по требованию, 2010. 288 с.
17. Газман О.С. В школу с игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
18. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
19. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 336 с.
Поделиться: