Авторcтво: Дубинина Татьяна Николаевна, учитель, Дядюн Татьяна Владимировна, педагог МБОУ гимназии №177, Екатеринбург |
Идея создания гимназии на базе школы № 177 в 1992 году явилась следствием ярко выраженного социального заказа – желания родителей, детей, общественности, педагогов, Администраций города Екатеринбурга и Чкаловского района организовать учреждение, обеспечивающие детям нового крупного микрорайона «Ботанический» высококачественное среднее образование, открывающее им доступ к высшему образованию.
Гимназия – учреждение, обеспечивающее подготовку учащихся к творческому интеллектуальному труду, реализующее, тем самым, право детей, имеющих повышенные образовательные потребности, на удовлетворяющее эти потребности качественное образование [1]. В соответствии с этим определяется и модель образования в гимназии, которая предполагает интеллектуальное совершенствование личности, т.е. формирование у обучающихся менталитета, адекватного уровню знаний современного общества.
В задачи гимназического образования входят формирование научных знаний о человеке, обществе, истории культуры и цивилизации; обучение методологии познания, создание предпосылок для включения молодого поколения в социально-экономические процессы развития страны и мировой цивилизации, утверждение в их сознании приоритета общечеловеческих и экономических ценностей.
Со дня основания гимназия работает в инновационном режиме. С 2011 года коллектив гимназии является членом Федеральной экспериментальной площадки – сети инновационных школ Уральского отделения Российской академии образования. Сегодня, в период глубоких перемен, связанных с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской федерации», с введением Федеральных образовательных стандартов второго поколения, гимназия не только идет в ногу со временем, а работает в режиме опережающего развития. Эффективно внедряются инновационные проекты, обеспечивающие личностное развитие обучающихся - «Интеллектуально-творческий фестиваль «Одиссея разума», мониторинг качества результатов образования - «Экватор гимназического образования», проект по гражданско-патриотическому воспитанию - «Гимназист. Уралец. Россиянин», по профилизации - «Непрерывное образование: формирование модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия гимназии № 177 с Радиотехническим Институтом – РТФ УрФУ», по профессиональному развитию педагогов - «Компетентный учитель – успешный гимназист».
В 2012 году, на основании анализа имеющихся условий, коллектив гимназии принял решение ввести в действие ФГОС основного общего образования в экспериментальном режиме. Оснований для реализации новых стандартов на втором уровне образования в гимназии было достаточно, в том числе, имелся многолетний опыт интеграции общего и дополнительного образования, в частности обеспечивающий вовлечение учащихся в проектную деятельность. В 90-ые годы в российское образование пришли новые технологии, царил дух творчества и новаций. Создавая школу, коллектив единомышленников принял идеи научной школы Л.С. Выготского и системы развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова. Оценив высокий уровень значимости для развития личности метода проектов, педагоги гимназии взяли в свой арсенал проектную технологию.
Серьезным толчком для развития проектной деятельности в гимназии стал фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала», где учащиеся и педагоги гимназии в рамках научно-практической конференции, проводимой на разных уровнях, могли в полной мере реализовать свой научно-исследовательский потенциал. Вместе с тем, данная деятельность оформилась в 1996 году в научное общество гимназии «Одиссея разума», членами общества имеют право быть все субъекты образовательного процесса: обучающиеся с 1 по 11 класс, учителя, педагоги дополнительного образования. Площадка научного общества гимназии «Одиссея разума», по сути, и является основанием для интеграции общего и дополнительного образования.
Любая деятельность человека обязательно должна быть востребована обществом, должны быть в полной мере оценены её результаты. Соответственно возникла потребность в расширении сети сотрудничества в данной области. Сегодня более 30 организаций поддерживают гимназию в данном направлении и способствуют развитию проектной деятельности, среди них ведущие вузы города Екатеринбурга, учреждения культуры, центры дополнительного образования, общественные организации. В 2006 году на базе гимназии зародилось Свердловское региональное отделение Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего». Гимназисты – члены научного общества «Одиссея разума», не только активные участники проектов Малой академии наук, но являются разработчиками проектов и организаторами лидерских сборов.
Постепенно в гимназии сформировалась среда, обеспечивающая стойкий интерес к исследовательской и проектной деятельности, задающая нормы и средства осуществления этой деятельности, развивающая внутреннюю исследовательскую позицию обучающихся и педагогов.
Под исследовательской позицией мы понимаем выработанную способность осознавать проблему, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, умение проходить основные этапы исследования (проектирования):
• ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
• проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);
• определение средств (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);
• планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования);
• сбор материала или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);
• анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
• рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными);
• деятельность (создание проектного продукта, способствующего или позволяющего продвинуться в решении проблемы).
За последние десятилетия в нашей стране учебно-исследовательская деятельность обучающихся так или иначе вошла в практику многих образовательных учреждений. О роли и значимости проектной деятельности написано огромное количество научных и методических разработок. В данной работе мы отразим опыт конкретного общеобразовательного учреждения. Традиции реальных социальных систем не всегда продуктивны в другом образовательном пространстве, но, тем не менее, позволим выступить в качестве «транслятора» организационной модели проектной деятельности: форм организации на основе интеграции общего и дополнительного образования, системы требований, критериев оценки исследовательской и проектной деятельности учащихся (Рис.1).
1. На основании Положения о промежуточной аттестации для учащихся старшей ступени образования выполнение индивидуального исследовательского проекта является формой промежуточной аттестации по результатам полугодия. Обучающиеся начальной и основной школы индивидуально выполняют данный вид учебной деятельности по желанию.
2. На основании Положения о промежуточной аттестации для обучающихся 2-8 и 10-х классов выполнение групповых интегрированных проектов является формой промежуточной аттестации по результатам года. Проекты выполняются по содержанию материалов экскурсии в культурно-просветительское учреждение с целью определения уровня достижений обучающихся в формировании личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Этапы организации работы по выполнению групповых интегрированных проектов:
• Выбор темы проекта, его типа, состава группы.
• Посещение культурно-просветительского учреждения;
• Продумывание с учителем возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Выдвижение учащимися проблем с подачи учителя или экскурсовода (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь проводится «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
• Распределение задач по группам, обсуждение и изучение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
• Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым исследовательским, творческим задачам.
• Постоянное проведение промежуточных обсуждений полученных данных в группах (на уроках или на внеурочных занятиях, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.).
• Защита проектов и оппонирование.
• Коллективное обсуждением, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулирование выводов.
4. Поддержка и педагогическое сопровождение гимназистов осуществляется на нескольких уровнях:
• классном: преподавание элективного курса «Проектная деятельность» в 7 и 10 параллели, а так же за счет часов внеурочной деятельности по программе «Я – исследователь»;
• групповом: кураторство групповым интегрированным проектом в рамках промежуточной аттестации;
• индивидуальном: руководство научно-исследовательским проектом или консультирование. Для данного уровня сопровождения активно привлекаются социальные партнеры: руководители кружков и других творческих объединений, преподаватели вузов, научные работники образовательных и культурно-просветительских учреждений.
5. Индивидуальное сопровождение осуществляется на договорной основе. Договором предусмотрено 10 консультаций с руководителем.
6. Несмотря на обязательность выполнения индивидуального исследовательского проекта для старшеклассников, Положением об исследовательской и проектной деятельности предусмотрен широкий спектр свобод и возможностей выбора:
• форма работы (реферат, исследовательская работа, исследовательский проект),
• направление проекта (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое),
• предметная область (лингвистика, естествознание, гуманитарные науки и т.д.),
• тема,
• режим выполнения работы по времени и самостоятельности (самостоятельно, с консультантом или с руководителем),
• место выполнения исследовательской части проекта (гимназия или социальные партнеры),
• форма проектного продукта (сборник, задачник, видео-ролик, буклет, макет и т.д.).
7. Наиболее значимой в данном виде учебной деятельности является общественная презентация обучающимися результатов исследования, предметного или интегрированного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Гимназия предоставляет широкий спектр возможностей и различные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности: две внутренних научно-практических конференции, защиту проектов в рамках промежуточной аттестации с целью определения уровня развития УУД, конкурсы городского проекта «Одаренные дети» МБОУ ДОД ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; конкурсы проекта «Екатеринбург – территория здоровья» Екатеринбургского Центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», конкурсы областного фестиваля «Майская радуга» и «Юные интеллектуалы Среднего Урала» ГАОУ СО «Дворец молодежи», межрегиональный конкурс исследовательских работ «Юные интеллектуалы XXI века», Международный конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» Евразийского экономического форума, проект «Познание и творчество» Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и многие другие.
8. Для оценки достижений обучающихся в проектной деятельности разработана система критериев и показателей, на основании требований ФГОС НОО, ООО и СОО к личностным и метапредметным результатам по трем уровням образования соответственно.
9. В процессе презентации проектов на школьной научно-практической конференции учащиеся осуществляют обмен мнениями, задают вопросы, проводят взаимооценку на основе требований к интеллектуальным творческим работам, прописанным в Положении исследовательской и проектной деятельности.
10. Одной из важных составляющих работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет обучающимся, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью). Осмысление и обсуждение самооценки является обязательным элементом после проведения первой публичной защиты.
11. Интересно, на наш взгляд, общественное признание достижений обучающихся, в том числе и в проектной деятельности. В традициях гимназии собирать, публично представлять и сохранять достижения гимназистов в разных областях. Первые результаты успешного участия гимназистов в конкурсах научно-исследовательских проектов отражаются на информационных стендах в виде листка-поздравления. Грамоты и дипломы сканируются, а затем вручаются под аплодисменты на общешкольных линейках по итогам четверти. И, наконец, каждый сентябрь на Стене почета гимназии «Достижения учащихся в… году» размещаются более 200 наград по итогам прошлого учебного года, не малая доля которых получена за проектную деятельность.
12. Роль педагога в проектной деятельности гимназии: руководство исследовательской работой учащихся; консультирование, редактирование и рецензирование исследовательскихработ учащихся; разработка и участие в инновационных проектах; работа в экспериментальных площадках; участие и публикация научно-методических материалов в сборниках НПК системы образования города, области, РФ.
В заключение, приведем цитату Д. Дьюи, которая, исходя из многолетнего опыта, результатов и достижений обучающихся гимназии, в полной мере определяет значимость интеграции общего и дополнительного образования: «Добрая школа - это хорошо, умная школа - это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».
1. Опыт возрождения гимназии: Программа развития 2000–2005 / под. ред. М.Г. Синяковой. – Екатеринбург: Уникум, 2003. – 198 с.
Поделиться: