Поиск по сайту

Профессиональная компетентность педагога как приоритетное направление реформирования системы образования


Авторcтво: Акимова Татьяна Николаевна, аспирант, Лисицинская Александра Викторовна, аспирант кафедры управления и экономики образования, ГБУ ДПО Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования


       Введение
            При рассмотрении особенностей влияния современных изменений в сфере образования на качество преподавания, на профессиональную компетентность педагога, необходимо остановиться на понятии «компетентность».
Мы разводим понятия компетенция и компетентность. Они широко используются в контексте оценки деятельности педагога или составления его профессиональной характеристики, вместе с тем значение данных терминов в науке трактуется неоднозначно.
Системно-структурные изменения, протекающие в российской образовательной системе, предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагогических работников, к управлению профессиональным образованием.
Анализ последних исследований и публикаций. В последнее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников находится в центре внимания исследователей. Этот факт является признанием того, что профессиональная компетентность играет ведущую роль в педагогической деятельности. Вопросами педагогической компетентности занимались такие исследователи как  В.Волков, С.Вершловский, И.Гришина, И.Зязюн, Н.Кузьмина, А. Маркова, Л. Митина, В. Сериков, А.Хуторской, А.Щербаков, О.Ярыгин и др. В исследованиях и публикациях этих и других ученых рассматривается решение нашей проблемы.
            Изложение основного материала исследования.
Проблема при рассмотрении понятий компетентность и компетенции заключается в их множественных характеристиках и различиях общепринятого толкования. Рассмотрим различные формулировки, которые были высказаны  исследователями, анализируя их с точки зрения отожествления и дифференциации. Изначально термины «компетентность и компетенция» встречались в педагогике, в основном, при изучении иностранных языков, основ правильного произношения. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий «компетенцией» - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Compelere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность. О.Н. Ярыгин, сравнивая эти два понятия, говорит о проблемах, возникающих при переводе с других языков тех или иных толкований терминов. «Источниками неоднозначности таких переводов служат не только технические ошибки и различие в нюансах толкования и использования этих слов в американском и британском английском языке, например, различие в трактовке компетентностного подхода в американской и европейской психологии и педагогике». В английском языке речь идет о нюансах понимания слов – competency – competence, а в русском языке слова «компетентность» и «компетенция». [8, С.33]
            Изначально термин «компетенция»  применил в научной дитературе преподаватель Массачусетского университета (США) Н.Хомский в 1965 году. Он сравнивал «знание языка», отличая его от «правильности произнесения». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью личности использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения.
По мнению многих психологов, занимающихся вопросами профессиональной пригодности, основы профкомпетентности закладываются при рождении ребенка и формируются на протяжении всей его жизни.
Исследователи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев рассматривают педагогический профессионализм как усвоение определенного объема знаний и формирование личностного поведения, свойственного представителям данной профессии, мотивация к дальнейшему развитию профессионализма. Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетентности, например Ф. Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает «каждого человека по своим профессиональным способностям пригодным к выполнению только одной профессии». [5, С.158].
            Попробуем различить понятия «компетентность и компетенция», сравним определения.
      «Компетентность»:
- Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является весомым и авторитетным.
- Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
- Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
- Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.
«Компетенция» - это:
- Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
- Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
- Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.
           Различия между рассматриваемыми понятиями не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют. К компетенции относят такие качества как самоорганизация, самоконтроль, самостоятельность, самоопределение, рефлексия, саморегуляция.
Под термином «компетенция» понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе обучения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что компетенция - готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях. Под компетентностью понимают личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. Оно базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основу компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Неотъемлемой частью уместно назвать контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия, регулировать настроение.
Ведущими качествами компетентности педагога являются способность к постоянному саморазвитию, самообразованию и рефлексии. В ходе исследования мы выявили, что большинство педагогов согласны с тем, что будущая профессиональная компетентность закладывается еще в школе: формирование у ребенка умения самооценки, самоанализа и самообразования. Это же зафиксировано в новых образовательных стандартах, в частности во ФГОС НОО, вступившем в силу с 1 сентября 2011. ФГОС предусматривает формирование у обучаемых таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. «Компетентность» определяется И.А. Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как «способность практически реализовать свою компетенцию», то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности.
             Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это знания, умения, навыки, которые можно получить во время учебы или на практике, то есть - это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы; между тем, как компетенция – это наличие врожденных или приобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с различными возрастными категориями, способность к изучению иностранных языков, толерантность, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д.  В.И. Байденко, рассматривая компетенции выпускников педагогических вузов, отмечает, что «…отдельные из этих качеств можно воспитать в себе, но опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства»[3]. Нами было проведено анкетирование 70 студентов старших курсов педагогических вузов Санкт-Петербурга по вопросу развития, совершенствования компетентности. Анализ материалов подтвердил положения, выдвинутые В.И. Байденко. В самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы понимаем профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.
Компетентностный подход в школьном образовании подробно рассматривался в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», законодательно закреплен в «Законе об образовании в Российской Федерации» в 2012 году.
             В условиях реализации профессионального стандарта педагога назревает много противоречий и проблем. Проблемы реформирования образования и внедрение в деятельность образовательных учреждений профессиональных стандартов весьма актуальны. Они обсуждаются учеными, педагогами, представителями власти, общественностью, в том числе родительской в разных странах. С начала 90-х годов российское общество находится в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой. Этот переход тесно связан с изменением образа жизни россиян, переоценкой ими устоявшихся норм и ценностей, в том числе и в системе образования. Результатом современного образования «должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуального интеллектуального усилия и самостоятельного, компетентного и ответственного за действия в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, который уважает себя и других, терпимый к представителям других культур и национальностей, независимый в мыслях и открыт  для другой точки зрения и неожиданной мысли». Педагогическая компетентность  учителя предусматривает усилия, направленные на развитие профессионализма, раскрытие своего потенциала, что ведет к дальнейшему самосовершенствованию, направляет духовную активность педагога на достижение эффективного результата в профессиональной деятельности.
             Совершенствование уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательных учебных заведений - одно из основных направлений реформирования современной системы образования. Мы видим, как кардинально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно растут и требования к его профессиональной компетентности, уровня его профессионализма. Показателями значимости профессиональной компетентности являются изменения, происходящие в сфере общественного сознания в разные периоды истории. А именно профессиональной компетентности и педагогической культуре присущи большие возможности развития и стабильности общества, поскольку они являются, например, гарантом для решения проблемных вопросов между старшим и младшим поколениями, способствуют адаптации к новым условиям, более эффективному процессу социализации личности и тому подобное. Современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость всестороннего изучения «профессиональной компетентности учителя».
              Профстандарт «Педагога» предполагает, что каждый учитель должен обладать 18 навыками: владеть «методами организации походов», «музейной педагогики», уметь выстроить учебный и воспитательный процесс в учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной сферах с учетом их индивидуальностей и уметь развивать «эмоционально-ценностную сферу» ребенка [10]. В настоящее время проводятся многочисленные конференции, посвященные внедрению профессиональных стандартов в образовании. Так в марте 2017 года на Петербургском международном образовательном форуме одна из секций «Профессиональные стандарты как новые инструменты управления в системе образования» была посвящена исследованиям по данной теме. Этот факт указывает на перспективность изучения данной проблемы в современной педагогике, на её существенное значение в решении вопросов модернизации отечественного образования, а также на необходимость его дальнейшей разработки.
              Системно-структурные изменения,  протекающие в российской системе образования требуют повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Данные изменения весьма многочисленны, однако есть те из них, которые напрямую воздействуют на формирование набора педагогических компетенций, а именно:
- аккредитационные и аттестационные требования, предъявляется к образовательным организациям и педагогам соответственно;
- общее усложнение методического обеспечения;
- необходимость активизации научной деятельности;
- трансформация вертикальных и горизонтальных связей между образовательными организациями;
- развитие инклюзивного образовательного пространства;
- общая эволюция педагогико-методической мысли в сторону  применения системно-деятельностного подхода [6, С.123].
Следовательно, профессиональная компетенция отнюдь не является абстрактным понятием, ее содержание должно быть максимально конкретизировано.
С.С. Савельева  предлагает поэтапно формировать профессиональную компетентность учителя в педагогических вузах и колледжах, а также в  процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров [7, С.9].
               Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности должен носить целенаправленный характер и осуществляться на всех этапах педагогической деятельности.  Анализ последних публикаций,  исследование показали, что  в настоящее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников и управления профессиональным ростом педагога находится в центре внимания исследователей.

                              ЛИТЕРАТУРА
   1.    Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. – М., Просвещение, 2010. – 52 с.
   2.    Акимова Т.Н. Проблемы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях системных изменений /Т.Н. Акимова //Успехи современной науки.- 2017.- №3.- С.160-162.
   3.    Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -  2006. – 72 с.
   4.    Байкова И.Г., И.В. Гришина Профессиональный стандарт педагога как основа формирования кадровой политики школы// Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – Изд-во: СПБ - 2016. – вып.1-2. – С.23-28
   5.    Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. – Вопросы психологии, 1989, № 5. – С. 158-164
   6.    Трифонова Т. А., Полякова Е. Ю., Кабанова Н. В., Мигунова И. В., Курашинова С. Г., Шалота Н. А. Из опыта развития системы подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области // Казанский педагогический журнал. - 2015. № 6-1.- С.119-124.
   7.    Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. – Воскресенск, 2012. – 205 с.
   8.    Хуторской А. В. Инновационный аспект компетентностного подхода в образовании // Научное наследие Т. И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: сб. ст.: в 2 т. Т. 1. – М., 2011. – С. 79–83.
   9.    Ярыгин О.Н. Педагогические издания/ ж-л Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития/ Выпуск №4 -2010 / О. Н. Ярыгин. Метаморфозы понятий «компетентность» и «компетенция» в русскоязычной терминологии компетентностного подхода. Текст URL: magazine_pedagogical_science_vypuski_n4_2010_st_3
10.     Ввод профстандарта для учителей перенесли на 2019 год. РБК: URL: http://www.rbc.ru/politics/21/12/2016/585a92279a79479adbb32990. Раздел/ Политика, 21 дек, 2016 19:02    
11.     Профессиональная компетентность педагога. - URL: https://psyera.ru/5351/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga

Поделиться: