Авторcтво: Летов Сергей Петрович, преподаватель-организатор, учитель ОБЖ ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В нашей педагогической практике уделяется большое внимание организации проектной деятельности учащихся на военно-историческом материале. При этом педагогом ставится цель - военно-патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательские работы по изучению истории страны и Вооруженных сил и подготовке их к успешным действиям в деле защиты Отечества. Поставленная цель осуществляется нами через реализацию следующих задач:
- воспитание будущих защитников Отечества на боевых традициях Вооруженных Сил;
- подготовка молодежи к исполнению воинского долга в Вооруженных Силах России;
- поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий;
- пропаганда и популяризация среди молодежи здорового образа жизни. (Слайд 2)
Чем определяется обращение к данной проблеме? Согласно ФГОС составляющими патриотизма являются три взаимосвязанных компонента:
когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, знания о военном героизме),
эмоциональный (наличие чувства гордости и уважения к подвигам героев, любовь к своему родному краю),
деятельностный (способность проявлять себя в поступках, проявлять готовность к защите всего, что связано с Родиной).
В соответствии с ФГОС патриотическое воспитание на предметных уроках следует вести на основе системно-деятельностного подхода. В рамках названного подхода военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения ОБЖ через проектно-исследовательской деятельности.
Проект является составляющим процесса обучения при изучении разделов «Основы военных знаний», «Здоровый образ жизни», «Первая помощь», «Действия в чрезвычайных ситуациях», тем «История ВС РФ», «Организационная структура и ее задачи», «Физическая культура и закаливание», «Первая помощь при ранениях». При изучении названных разделов и тем учащиеся знакомятся с государственными символами, историей создания Вооруженных Сил РФ, военным героизмом; узнают, что такое воинская обязанность, военная служба, задачи армии в обороне страны. Мы практикуем индивидуальные и групповые творческие, исследовательские проекты, кратковременные и долговременные проекты.
В соответствии с перечисленными разделами и темами проектная работа реализуется по следующим направлениям: культурно-историческое, военно-историческое, допризывная подготовка.
Виды проектов:
Информационный проект – доминирующая сторона деятельности обучающегося — работа с информацией, способствующая развитию и совершенствованию информационной компетентности.
Исследовательский проект — доказательство или опровержение гипотезы проекта — основной упор сделан на мыслительную компетентность обучающегося.
Практико-ориентированный проект – оценивается созданный продукт, в ходе создания которого обучающиеся развивали у себя деятельностную компетентность.
Творческий проект – оценивается творческое произведение любого жанра, в ходе создания которого основное развивающее воздействие оказано на коммуникативную компетентность обучающихся.
Игровой или ролевой проект – оценивается способ вовлечения одноклассников в решение проблемы проекта при помощи или усовершенствовании коммуникативной компетентности участников.
Представляю проекты своих учеников:
1) Культурно-историческое направление:
Исследовательский проект: (Наш край под защитой Святого Благоверного князя Александра Невского). Победитель конкурса в лицее, районном конкурсе проектов «На страже Отечества» и городского конкурса проектов «История родного края».
Информационный проект: (300 лет Свято-Троицкой Александро - Невской лавре, История защиты Отечества в днях воинской славы!). Победители конкурса в лицее, районном конкурсе проектов «Патриотизм на службе Отечеству» и городского конкурса проектов «Историческое краеведение»
Информационно-исследовательский проект: (Города воинской славы России в героической обороне города-героя Ленинграда). Победитель конкурса в лицее, районном конкурсе проектов «Ленинградская Победа» и городского конкурса проектов «Военная слава России»
2) Военно-историческое направление:
Исследовательский проект: (Полные Георгиевские кавалеры - верные сыны Отечества, Кадетский Петербург, Становление русской армии 12-17 в.в. Георгиевские награды России - история).
Информационный проект: (Военно-историческая викторина «Курская битва»).
Творческий проект: (Героической обороне Ленинграда70 лет, Маршалы Победы).
3) Допризывная подготовка:
Практико-ориентированный проект: (Уроки Мужества-Защитников России, История кадетского Петербурга).
Игровой или ролевой проект: (Подготовка команд лицея на Спартакиаду допризывной подготовки Выборгского района, игру «Зарница», Военно- спортивное ориентирование, Стрелковое многоборье, День Призывника).
Организации, с которыми было установлено сотрудничество при выполнении проектов: Военный комиссариат Выборгского района, ДОСААФ, Юнармия, Центр Спорта, Военно-историческое и Русское географическое общества, РДШ, РО «Петербургские кадеты».
Педагог, организующий проектную деятельность учащихся, должен обладать определенными компетентностями и должен:
1. Сам быть творческой личностью.
2.Постоянно заниматься самообразованием.
3.Занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.
4.Уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, и деятельности учащегося.
5. Уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
Система оценивания проектно-исследовательской деятельности обучающихся – это мониторинг исследовательского поведения учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности; оценка проекта и исследования обучающихся осуществляется по критериям, отражающим достижения обучающихся по разным направлениям.
Список литературы
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2009.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.
Поделиться: