Авторcтво: Богданов Игорь Иванович, педагог-организатор ОБЖ ГБОУ №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Коррекционная направленность обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей. Главная роль в процессе воспитания и обучения детей принадлежит учителю. Деятельность учителя может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеников, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний об этиологии, о механизмах и путях коррекции нарушений при отклонениях интеллектуального развития, а также методами психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном процессе.
Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Однако они не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Эти дети обычно имеют бедный запас общих знаний. Для них характерна задержка развития в целом. Поэтому необходимо проводить также коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию аналитических способностей умственных операций отвлечения, обобщения.
Цель: развитие интеллектуально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного овладения учебной программой. Развитие сферы познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевых качеств.
Задачи:
1. Создание развивающей среды, благоприятной для проведения уже имеющегося потенциала.
2. Обработка необходимых для успешного обучения навыков восприятия, памяти, мышления и внимания.
3. Формирование познавательной мотивации, обеспечивающей оптимальный уровень активности ученика в учебном процессе.
4. Освоение коммуникативных навыков, позволяющих знать позицию успешного ученика.
5. Развитие зрительной и слуховой памяти для формирования умения удерживать определенное количество условий в процессе деятельности при зрительном и слуховом восприятии.
6. Развитие логического мышления – интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности проводить классификацию по заданному или найденному
признаку.
7. Формирование положительного отношения к школе, к учебе.
8. Расширение общего кругозора.
Каждый метод состоит из определенных приемов деятельности учителя и учащихся. Важно подчеркнуть, что только сочетание приемов образует определенный метод обучения. Причем нередко важна и последовательность применения соответствующих приемов. Не следует упускать из вида и то обстоятельство, что одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения, но в сочетании с другими приемами они образуют уже совершенно другой метод обучения, чем в первом случае. Например, приемы запоминания входят в репродуктивные и проблемнопоисковые методы обучения. Но если в первой группе методов они играют решающую, основную роль и доминируют над всеми другими приемами обучения, то в проблемно-поисковых методах они уже не занимают центрального места и в основном способствуют запоминанию полученных в результате проблемных рассуждений результатов. Точно также в обе эти группы методов обучения может войти и прием аналогии. Но в первом случае он будет подчинен целям лучшего запоминания, а во втором – высказыванию и доказательству учебных гипотез.
Методы обучения в определенной ситуации, когда они выполняют частную роль в более широком методе обучения, могут выступить в роли приема обучения. Приемы обучения могут в определенных условиях могут выполнять функции метода обучения. Приемы обучения диалектически взаимосвязаны и при определенных условиях переходят друг в друга в зависимости от конкретных задач и специфики содержания обучения. Рассмотрение связи методов и приемов можно проводить на дидактическом,методическом уровнях. При переходе с одного уровня на другой прием может приобретать функции метода и наоборот. Чем богаче представление педагога о многообразии методов и приемов обучения и о возможностях их разумного, целесообразного сочетания, тем более удачным, живым, действенным явится избираемый комплекс методов для проведения уроков по определенной теме и каждого урока в отдельности. Учебный материал, изучаемый, в 5-9 классах предназначается для дальнейшего формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими способности сохранять жизнь и здоровье в опасных ситуациях дома, на улице, в природе.
На этом этапе осуществляется углубленное изучение опасных и вредных факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье человека в повседневной жизни, а также при стихийных бедствиях, промышленных (транспортных) авариях и катастрофах, социально-политических конфликтах. На уроках необходимо выявить и систематизировать ранее накопленные детьми знания об изучаемом материале. По сравнению с начальными классами меняется характер объяснений, на первый план выходит идея количественной и качественной оценок, анализа и прогноза развития опасных ситуаций.
В качестве основных методов обучения используется рассказ, беседа, практические занятия в форме сюжетных игр, ситуационный способ обучения, ролевые игры. Эти методы обучения имеют большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соответствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельности учащихся. Эффективность во многом зависит от формулировки вопросов, с которыми преподаватель обращается к детям. Вопросы должны активизировать мысль учащихся, приучать их к сравнениям, сопоставлениям. Если в процессе беседы преподаватель ссылается на известные факты, явления, то это помогает не только обобщить имеющиеся у детей знания, но и способствовать тому, что эти знания пополняются новыми сведениями, становятся более систематизированными.
В целом сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников по всему курсу. Они дают возможность не только закреплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соответствовать возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы. На уроках по курсу ОБЖ необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные детьми знания об изучаемом материале. Поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формировать новые представления и понятия и осуществляется с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, экранных пособий.
Опыт показывает, что основным методом обучения в коррекционных классах должен быть ситуационный метод обучения, в частности, ролевая игра.
Задачу приобретения навыков мыслительной работы можно эффективно решать с использованием методов ситуационного обучения (например, сюжетные игры). Ситуационное обучение в данном случае заключается в анализе опасных ситуаций, в результате которых совершались или могут произойти происшествия. При организации ситуационного обучения предполагаются, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений людей, попадавших в экстремальные ситуации.Конечная цель ситуационного обучения – приучить человека к системе аналитического поведения в предметной деятельности: предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.
Подготовка к занятиям с использованием методов ситуационного обучения заключается в поиске сюжетов, соответствующих теме занятия, их методическая обработка, а также в выборе наиболее эффективного способа предъявления ситуации обучаемым.
Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения по радио и телевидению, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий и т.д. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания, которые должны направлять учащихся на решение одной главной проблемной задачи. В условиях школы наиболее удачным (доступным) способом предъявления ситуации следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например, устное сообщение, письменная характеристика и т.п.
Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде.
Решение ситуационных задач
Позволяет выявить уровень знания материала и развивает у учеников навыки использования знаний в конкретной ситуации. Решение задач может быть принято устно или письменно. Способы задания и решения ситуационных задач могут быть различными:
1. Предлагается конкретная ситуация, дается несколько вариантов ответов, ученик должен выбрать только один – правильный.
2. Предлагается конкретная ситуация, дается список различных действий, и ученик должен выбрать правильные и неправильные ответы из этого списка.
3. Предлагаются 3-4 варианта правильных действий в конкретной ситуации, ученик должен выстроить эти действия по порядку очередности и важности (проран жировать ответы).
4. Предлагается условие задачи без примеров ответов правильных действий, ученик сам ищет выход из сложившейся ситуации.
5. По пройденному материалу индивидуально каждому ученику предлагается ответить по карточкам, состоящим из 5-8 различных задач.
6. Предлагается карточка с нарисованной на ней ситуацией, ученик должен дать характеристику и анализ этой ситуации.
7. Предлагается заметка, статья из газеты об авариях, связанных со стихийными бедствиями. При анализе ситуации ученик должен обратить внимание на характер, причины, последствия, а также на материальные и человеческие потери в конкретной ситуации.
Учитывая специфику специальных (коррекционных) школ, мы должны уделять внимание развивающим целям, направленные на формирование у детей умений осуществлять последовательные умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главные и
второстепенные признаки, обобщать по признаку, соотносить по смыслу, координировать мыслительный процесс в соответствии с поставленной задачей (развитие сферы познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы).
Гармоничное развитие личности предполагает развитие эстетических навыков: умение чувствовать и понимать красоту (природы, искусства, литературы), формирование эмоциональной чуткости, любви к искусству, желания самому принимать участие в создании прекрасного.
1. К любому занятию по курсу ОБЖ подготовка начинается с выбора метода обучения, поиска сюжетов, определение ситуаций и ролей для учащихся (3-4 роли).
2. При проведении занятий учитель создает ситуацию, и учащиеся решают ее в различных ролях. Решение данной ситуации производится последовательно. Учащиеся решают эту задачу самостоятельно, оценивают выполнение упражнения другими учащимися. Решаются коррекционные вопросы, развивающие цели на формирование у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, координировать мыслительный процесс (развитие сферы познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы).
3. Подведение итогов проводит учитель с выставлением оценок за работу на уроке и знание пройденного материала.
Пример использования данного способа обучения при проведении занятий по курсу ОБЖ по теме «Индивидуальные средства защиты органов дыхания – противогаз». Учитель объявляет тему занятия и создает ситуацию: «Произошла авария на АЭС».
Первая роль– выполнение обязанностей оперативного дежурного МЧС. Все учащиеся (один у доски) решают задачу – через какое время радиоактивное облако подойдет к городу Санкт-Петербургу?
Дано: Vветра – 5 м/с, S расстояния до объекта – 90 км, t= ?
t= s t= 5 часов
Межпредметные связи (математика, физика). Коррекция мышления, развитие памяти.
Вторая роль– выполняют обязанности директора школы.
Посыльные из штаба ГО доставляют пакет (раздаточный материал, необходимый для изучения данной темы).
Ученики в роли директора школы переписывают данный текст и доводят его до классных руководителей.
Работа с раздаточным материалом, работа в парах.
Развитие речи, коррекционные произношения, расширение словарного запаса, развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Двигательная активность.
Третья, четвертая роль– выполняют обязанности классного руководителя и учеников школы по очереди (классного руководителя и ученика).
Классный руководитель рассказывает все о противогазе, как его одевать. Ученики практически выполняют одевание противогаза. Классный руководитель оценивает выполнение норматива.
Работа в парах. Развитие операций мышления (анализ, сравнение). Развитие речи, развитие грамматических навыков, развитие словесно-логического мышления.
Формирование адекватной оценки и самооценки, развитие навыков контроля и самоконтроля.
В заключительной части преподаватель-организатор ОБЖ оценивает всех учащихся, как изучили противогаз и правильно его одели.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Поделиться: