Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Эколого-эстетическое воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования
Все более очевидным становится противоречие между темпами нарастания ухудшения качества окружающей среды и снижением реальных требований к экологическому образованию и воспитанию подростков. В сложившейся ситуации основную нагрузку по экологическому воспитанию выносит на себе система дополнительного образования. В ХХI веке давление человека на окружающую среду заметно усиливается. Усложнение среды обитания, ее повышенная техническая и информационная насыщенность влияют на антропологические данные человека и связанный с ним мир живого. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Поэтому воспитание подрастающего поколения в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Нынешний этап развития экологического образования учащихся характеризуется: аморфностью целей и состава содержания экологического воспитания на разных этапах в целом, и в частности на этапе обучения экологии; крайне редким использованием игровых и других активных форм и методов; низким уровнем организации практической и, особенно, исследовательской деятельности школьников по экологии; неопределенностью роли отдельных составляющих элементов социального опыта в развитии мотивации учащихся к познанию и творчеству [2]. Как показывает практика, экологическое образование, проводимое лишь в рамках школьной деятельности без взаимодействия с другими многочисленными социальными институтами, мало эффективно. В сложившейся ситуации основную нагрузку по экологическому воспитанию выносит на себе система дополнительного образования. Основная проблема заключается в отсутствии взаимосвязи школы с учреждениями дополнительного образования по формированию экологической культуры у школьников. Все это становится существенным сдерживающим фактором в формировании гражданского и профессионального становления личности школьника. Воспитание у детей и подростков экологической культуры в самом широком понимании термина вполне может рассматриваться как интегрированный по своей сути процесс развития личности, что и придает ему характер системообразующего фактора. Экологическое воспитание – целенаправленный процесс, выражающийся уровнем культуры личности к природе, людям и самому себе, который, в свою очередь, проявляется в сознательном усвоении нравственных норм и ценностей в практической деятельности экологического характера. Система дополнительного образования накопила богатый и интересный опыт по экологическому воспитанию подростков. Учреждения дополнительного образования – это своеобразные общности детей и взрослых, создающиеся на основе добровольного вхождения в них. Основным предназначением их является удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных, воспитательных и образовательных потребностей школьников, создание условий для их творческого развития, более полного раскрытия индивидуальности каждого в свободно выбранной ими деятельности по интересам. Изучение современного состояния школьного эстетического и экологического воспитания привело нас к мысли о необходимости его преобразования. В Центре детского творчества мы выбрали такое перспективное направление, как экологическая эстетика, вычленяющаяся в настоящее время в отдельную ветвь эстетической науки и исследующая глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры [3]. Работа осуществляется по утвержденной образовательной программе «Экодизайн» по декоративно-творческим направлениям декупаж, квиллинг, скрапбукинг, модульное оригами. Программа основывается на особом принципе экологического воспитания – принципе гуманного отношения к своему окружению. Методологической основой данного принципа является утверждение о единстве и противоречии в отношениях человека к своему окружению и человека к человеку. Данный принцип выражает идею формирования человека с новым типом мышления, с новым отношением к природе, среде обитания, к самому себе [1]. Мы учитываем, что в творческих группах обучаются дети с разными способностями и различными личностными характеристиками. Поэтому методы и содержание работы стоят на позициях личностно-ориентированной и деятельной педагогики. Предусматриваются задания – игры, соревнование или конкурс друзей природы, практикуются мини-выступления. В каждой теме прослеживается связь природных объектов и явлений с тем или иным видом искусства: изобразительным, музыкой, архитектурой, мифологией, что осуществляет выход на эстетику. Есть индивидуальные и проектные работы, авторы которых примут участие в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», «Отходы в доходы», ежегодно проводимых Северо-восточным федеральным университетом. На наш взгляд, реализуя полноценное эколого-эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Литература: 1. Данилов Д.А., Макаров Е.Д., Корнилова А.Г. Воспитание экологической культуры школьников. – Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС(Я), 2001. 2. Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. Сб. научных трудов. Под ред. Н.С.Дежниковой. Выпуск №2. – М., 2000. 3. Шумихина, М.С. Эколого-эстетическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/586749/ (дата обращения: 14.10.2015). Поделиться: |