Поиск по сайту

Кризис детского чтения в российском обществе


Авторcтво: Васильева Екатерина Дмитриевна, педагог дополнительного образования, заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 135 Выборгского р-на Санкт-Петербурга, член Санкт-Петербургского библиотечного общества


              Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.
                                                                                                                                                                                                                                             Максим Горький

           Мы живем в век глобализации, стремительно развивающихся информационных технологий, которые формируют новое информационное общество. Чтение всегда являлось ключом человека к получению знаний, информации, к дальнейшему развитию человечества. Созданная человеком книжная культура и феномен чтения, являются фундаментальным достижением человеческого разума. Чтение и читательская культура личности высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. Чтение в современном обществе - один из важнейших элементов культуры, инструмент для повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества [4, с. 6]. Процесс приобщения ребенка к чтению имеет большой социальный смысл.
Умение читать, можно разделить на несколько уровней: на первом, элементарном, человек учится узнавать буквы и складывать их в слова, на втором – читать вслух, на третьем – читать про себя, на последнем – рефлексировать по поводу прочитанного. Чтобы быть полноценным, грамотным читателем, необходимо последовательно освоить все навыки чтения.
В 70-80-х годах прошлого столетия существовал миф о том, что Россия «самая читающая страна». На сегодняшний день отношение к чтению кардинально изменилось, чему способствовали перемены в социальной, экономической и культурной жизни страны. Российское общество перестаёт быть «литературоцентричным», постепенно исчезают устойчивые литературные традиции, на которые опирались предыдущие поколения. С внедрением информационных технологий начинает падать статус писателя и «Человека читающего».
           По данным Всероссийского центра изучения мнений (ВЦИОМ), 34% взрослых россиян уже не читают. Падает уровень читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков. Чтение проходит через все сферы нашей жизни: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и т.д.
В 2000 году в международных исследованиях PISA [6, с. 6] приняли участие 32 страны, учащиеся из России заняли 27-е место. Помимо того, сравнение данных показало, что удовлетворительную грамотность имеют 60% учащихся в развитых странах, а в России только 43% таких учащихся.
Около 27% учащихся в России имеют неудовлетворительную грамотность. Для сравнения - в Финляндии таких учащихся 7%, в Японии – 10%.
           Одна из важнейших проблем современного российского общества состоит в том, что дети мало читают, предпочитая другие виды досуговой деятельности.
Ведомства и Министерства в отраслях образования, культуры, науки и средствах массовой информации работают в отрыве друг от друга. В результате этого образуется «разрыв» в подходах и планах по решению одинаковых проблем. В 2001 году, при помощи специалистов и представителей общественных структур, состоялся «Конгресс в защиту чтения», на котором было предложено создание национальной политики в области чтения. В 2002 году был принят ряд государственных решений в поддержку детского чтения и библиотек. В 2002 г. в рекомендациях парламентских слушаний Совета Федерации Федерального собрания РФ по проблеме библиотечного обслуживания детей в РФ, 2003 г. был объявлен «Годом чтения» в России. Объявленная в 2001 году программа «Чтение» и «Национальная программа развития и поддержки чтения в России»  начали действовать с 2006 года, и были дополнены в ряде регионов местными программами по проведению «Года чтения», которые поддержаны книгоиздательским и библиотечным сообществами.
                              
                     Утрата интереса к чтению.

           В 2002 году исследования PISA [7, с. 6] показали, что те российские школьники, кто утратил в последнее десятилетие интерес к чтению, разучились воспринимать текст.
Сегодня мы можем уверенно говорить о кризисе читательской и писательской культуры в России. Российское общество стоит перед острой необходимостью проведения государственной политики в области чтения, особенно это касается подрастающего поколения. Детское чтение, это социальное явление, феномен, который определяет уровень культуры в будущем обществе.
На сегодняшний день процесс социализации подрастающего поколения очень сложнен. В одном ряду с социальными институтами воспитания - семья и школа, стоят информационные технологии. Современные дети – это новое «мультимедийное поколение», с другими ценностями, моделями поведения. Центром внимания подростков стали компьютерные игры, информационные и телекоммуникационные технологии. Всё это оказывает сильное влияние на их отношение к книге. Электронная продукция является конкурентом печатному слову.
                  
                     Поколение игр.

             Наши дети большую часть времени проводят за компьютером в сетях Интернет, где они могу найти любую интересующую их информацию. Телевидение играет значительную роль в формировании личности подрастающего поколения. Репертуар программ и передач для детей разнообразен. Для школьников, это юмористические и музыкальные передачи,  передачи о путешествиях, приключениях, животных и т. д. Малыши предпочитают мультфильмы, развивающие передачи. Таким образом, можно сделать вывод, что телевидение и Интернет, это образование, отдых и развлечение. Новые технологии дают возможность получить доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Современный дети уже имеют индивидуальный опыт взаимодействия с компьютером и Интернетом, им доступны новые коммуникативные знания и навыки (т.е. являются более «продвинутыми» и адаптировавшимися к жизни в новой телекоммуникационной среде). Социокультурная ситуация и окружающая детей среда, с множеством различных каналов массовой коммуникации, различных печатных и иных материалов, оказывают сильное влияние на отношение их к книге, меняют читательские привычки и пристрастия. У подрастающего поколения происходит «замещение» книжной культуры «визуальной», так как часть времени ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры. Чтение становится более функциональным (инструментальным): книга читается для выполнения школьного задания или для отдыха.
Интенсивно идет процесс трансформации, читательских практик современных детей. Меняются основные характеристики детского чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения. Дети больше предпочитают электронные книги,  печатным.
           Электронная культура не лучшим образом воздействует на детское чтение:
    -  меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится поверхностным, фрагментарным, клиповым;
    -  меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений;
    - происходит упрощение речи, так как дети не осваивают язык классического наследия.

                     Роль семьи.

         Не просто говорить о семейном чтении в эпоху глобализации. Роль семьи в формировании читательской культуры велика. Когда чтение входит в образ жизни семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Чуть позже в его жизнь входят образы сверстников, другие взрослые, которые становятся образцами для подражания. Но впечатления и опыт, который ребенок получил в собственной семье, остаются для него масштабом для сравнения и оценки. У многих современных родителей из-за загруженности обычно не хватает времени, чтобы почитать с ребенком и обсудить прочитанное, а дети в свою очередь не хотят читать традиционные книги. Но не смотря на это, большинство российских семей имеют домашние библиотеки, которые сформировались несколькими поколениями за долго до рождения ребенка.
         Домашняя библиотека отражает вкус, род профессиональных занятий и интересов нескольких поколений и во многом определяет отношение к книге, круг чтения ребенка на всю жизнь. Домашние книжные собрания, ядро которых, как правило, составляет классика отечественной и зарубежной художественной литературы, советские книги для детей, остаются одним из основных источников получения знаний об окружающем мире. Для родителей очень важно понимать чего хочет ребенок, в каком мире он живет, для того, как правильно на начальных этапах подбирать детскую литературу и советовать книги в подростковом возрасте. Взрослые ориентированы на старую модель «литературной социализации», поэтому не всегда могут понять литературные потребности ребенка. Современные дети, предпочитают электронную коммуникацию, сочетающую в себе вербальное (звук) и невербальное (изображение), они все дальше уходят от устной и документальной коммуникации.

                    Библиотечное дело.

         Большую роль в приобщении к культуре чтения должны играть библиотеки. Идти в ногу со временем и повышать квалификацию  - основная задача школьных и детских библиотекарей.
Специализированные детские библиотеки составляют всего 9% от общего количества библиотек отрасли культуры [1, с. 6]. В стране насчитывается 3926 детских библиотек [2, с. 6], в которых осуществляется запись детей, начиная с двухлетнего возраста, предлагается соответствующая литература, издаваемая для раннего возраста. Современные детские и школьные библиотеки должны быть технически оснащены, иметь доступ в Интернет, иметь хорошо укомплектованные книжные фонды. Школа и школьные библиотеки являются одним из социальных институтов, который формирует читательскую культуру школьника. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией.
Школьная библиотека должна стать единым информационно-образовательным пространством и местом для проведения культурного досуга. Иначе разрыв между детьми и взрослыми будет постоянно возрастать.
        В 2002 году Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) разработала «Манифест ИФЛА об Интернет». В нем говорится: «Библиотеки и информационные службы обеспечивают важные пути доступа к Интернет. Для одних пользователей они предлагают условия, руководство и помощь, для других они являются единственной точкой доступа к информации. Они предоставляют механизм, способный преодолеть препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении» [5, с. 6] .
Школьные библиотеки в России пока что не достаточно включены в процессы развития информационного общества. Библиотекари должны взять на себя задачи помощи учителям по подготовке школьников к жизни в современном обществе. Библиотеки становятся  инициаторами и организаторами форумов по детскому чтению. На базе библиотек проводятся  Всероссийские, зональные и региональные научные и научно-практические конференции, семинары, дискуссионные столы, это способствует взаимному информированию и привлекают внимание общества и властных структур к проблемам детского чтения
.
                      Возрождение школьных библиотек.

         На базе библиотеки ГБОУ СОШ № 135 Выборгского района г. Санкт-Петербурга работает школьный Пресс-центр и Научное общество учащихся. Ребята выпускают газету «Школьный калейдоскоп», где публикуются статьи школьников, а также занимаются научно-исследовательской деятельностью. Библиотекой школы реализуется программа, где интегрируются основные компоненты для развития у школьников читательской и информационной культуры. С младшими школьниками проводятся литературные обзоры, изучается история книги, учащиеся участвуют в различных конкурсах чтецов, проводятся литературные игры, викторины, конкурсы, таким образом, развивается читательская культура школьников. В средних и старших классах, школьники обучаются основам библиотечно-библиографических знаний, умению работать как с книжной информацией, так и с информацией в электронном виде. В библиотеке проводятся беседы о прочитанных книгах. На таких встречах от ребят требуется большая интеллектуальная активность. Те школьники, которые не читают, чувствуют себя не очень уютно, но это побуждает их приходить в библиотеку за литературой. Такие интеллектуальные упражнения развивают мыслительную функцию и повышают интеллект.
Школьный Пресс-центр, активно работает с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), где ребята с удовольствием проходят журналистские тренинги, учатся работать с информацией и со словом.
Научное общество учащихся активно занимается исследовательской деятельностью. Учащиеся постоянно работают с энциклопедической литературой, справочниками, словарями и научными трудами. На базе библиотеки проводятся круглые столы и конференции, на которых проходит защита проектных работ школьников, а так же ребята обсуждают волнующие их вопросы.
         В ходе анализа работы библиотеки за 2016-2017 г., было выявлено увеличение количества читателей, началось постепенное повышение темпов чтения и работы с книгой. Школьная библиотека на практике участвует в обучении школьников основам читательской и информационной культуры. На опыте, который основан на работе с детьми, занимающимися научно-исследовательской деятельностью и журналистикой, можно сказать, что это дети читающие, так как:
        -  способны мыслить в категориях проблем, связывать целое;
        -  имеют большой объем памяти и творческое воображение;
        -  лучше владеют речью;
        -  точнее формулируют и свободнее пишут.
Культурный опыт таких детей повышается, здесь можно говорить не только о начитанности и грамотности, но и об интеллектуальности.
         Установлено, чем меньше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и концептосфера [3, с. 6]. Культура личности во многом складывается из культуры чтения, которая отражает многие составляющие развития личности: мировоззренческую, культурологическую, психологическую, философскую и т.д. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного, востребованного человека.
        
         Развитие и возрождение культуры чтения в России будут способствовать решению многих глобальных проблем российского общества. В 21 веке дети предпочитают другую литературу, читают другими способами, нежели предыдущие поколения. Конфликт современных детей с книжной культурой обусловлен большими изменениями в условиях жизни общества в целом. Не маловажную роль играет социум, в котором воспитываются наши дети. Для преодоления «кризиса чтения», необходима эффективная социально ориентированная политика и финансовые вливания в социальную сферу.




Источники

1.    Бубекина Н.В. Региональные детские библиотеки в 2003-2007 гг. Количественные характеристики/ Под  ред.Е.В. Цулаия.  М., 2009.  С.2.
2.    Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. С. 68.
3.    Козырев В. А., Черняк В. Д. Круг чтения и языковая способность российского студента//Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. С. 47.
4.    Концепция Национальной программы «Чтение»: [Принята 7 сентября 2001 года Всероссийским конгрессом в поддержку чтения] // Чтение. Общество. Государство: Кн.2 / СИРПП и др. М, 2002. С.14-17.
5.    Манифест ИФЛА об интернет был принят на Сессия Совета II ИФЛА а, 23 августа 2002 г. в Глазго; Текст резолюции: Алекс Бирн (Alex Byrne), Председатель Комитета по вопросам свободного доступа к информации и свободы выражения (FAIFE) ИФЛА.
6.    См.: Электронный источник: Programm for International Student Assessment (PISA)//Режим доступа: http://www.pisa.oecd.org
7.    См.: Электронный источник: Programm for International Student Assessment (PISA)//Режим доступа: http://www.pisa.oecd.org


Поделиться: