Авторcтво: Лаптева Надежда Александровна, заместитель директора по УВР, ответственная за информатизацию учебного процесса, отличник народного просвещения |
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, одним из важнейших условий достижения новых образовательных результатов является наличие информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Как указывается в материалах ФГОС, такая среда включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий. В основе такой среды лежит межличностное взаимодействие.
Информатизация не является внешним условием, техническое обеспечение выступает как современный эффективный инструмент для решения педагогических задач.
В образовательной информационной среде работают не только компьютерные технологии, но и широкий спектр различных педагогических технологий и методик урочного и внеурочного уровня, здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие новый уровень отношений всех участников образовательного процесса.
Начальный этап процесса информатизации в Гимназии характеризовался накоплением знаний о компьютерной технике и ее возможностях для педагогики. Это была индивидуальная работа учителей-энтузиастов – пробы фрагментарного использования конкретной компьютерной технологии в урочной или внеклассной деятельности. Часто ученики становились первыми помощниками и консультантами в технических вопросах.
Острый проблемный вопрос, который задает себе мыслящий педагог – как измерить эффективность, которую мы ожидаем от процесса информатизации, как провести сравнительный анализ качества знаний полученных в учебном процессе с привлечением компьютера и без него?
Существующая система оценки качества образования требует срезовых результатов в текущий момент обучения – это контрольные и диагностические работы, административные тесты. На основе мониторинга этих результатов с учетом различных статистических показателей делается вывод о качестве знаний. Безусловно, это важный критерий измерения качества обучения.
Вместе с тем, способность обучающихся к самостоятельной работе, его мотивация к учебно-познавательной деятельности не всегда проявляются в конкретной школьной оценке.
Эти качества учащийся может продемонстрировать в проектных работах с элементами исследования, в предметных конкурсах, в публичных выступлениях, в формировании портфолио. Такие виды деятельности оцениваются общим признанием, похвалой и наградами. Речь идет о формирующем оценивании, которое включает в себя навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки.
В официальном мониторинге качество знаний учитывается только как обычная учебная оценка.
Для наших учителей включение ИКТ в педагогическую практику идет под девизом «не навреди». С одной стороны учитель понимает, что использование информационных технологий должно способствовать саморазвитию наших учеников в практике деятельностного обучения. Формированию способностей к самостоятельной образовательной деятельности, самооценке, повышению мотивации. С другой стороны, при этом не должны пострадать те фундаментальные знания в предметных областях, которыми, несомненно, должен обладать образованный человек, а в дальнейшем профессиональный специалист.
Нельзя допустить, чтобы терялось умение формулировать свои мысли в устном выражении, не должна потеряться способность к обычному живому общению. Только равновесие этих двух составляющих дадут возможность нашему выпускнику развиваться и успешно реализовывать свой потенциал.
Какие организационные и методические средства можно предоставить нашим учителям и ученикам, чтобы образовательная информационная среда заработала для них?
Прежде всего, в работе с учителями мы определили позицию: не навязывать свое видение, не декларировать общепринятые приемы, а создать условия, предоставляющие возможность учителю найти свои подходы к решению проблемы.
А когда подходы найдены, учитель точно может рассчитывать на поддержку и помощь в их реализации.
Обобщая опыт сопровождения учителей, можно сформулировать ряд методических рекомендаций, который мы предлагаем для работы педагогическому коллективу Гимназии в начале учебного года.
1. При включении ИКТ в свой урок задать себе вопросы: «Для решения каких педагогических задач необходимо использование данной технологии?»; «Что в результате меняется на уроке для меня и для учащихся?»
2. Заполняя календарно-тематическое планирование, указывать используемые электронные ресурсы для конкретных тем уроков.
3. При работе учеников с Internet ресурсами организовать направленный поиск образовательной информации.
4. При работе с учебными дисками легче работать с теми, которые соответствуют УМК по Вашему предмету.
5. Организовать руководство проектной деятельностью детей на основе ИКТ, использовать возможности родительской поддержки.
Процесс создания единой методической системы использования ИКТ напрямую связан с деятельностью учащихся. В системе проектной деятельности детей с использованием ИКТ мы выделяем два направления:
1. создание мини-проектов для электронного сопровождения уроков в творческой группе Ученик-Учитель;
2. обязательная работа учащихся над проектами в течение всего учебного года под руководством учителя-предметника и учителя-информатики с ориентацией на базовую технологию в данной параллели по курсу информатики.
С учетом интересов учащихся и их возможностей обязательный проект может выполняться в разных форматах:
Ø проекты с элементами исследования средствами информационных технологий;
Ø электронное оформление проектов;
Ø проекты с элементами исследования по алгоритмизации и программированию в сотрудничестве с факультетами информационных систем ВОЕНМЕХА.
В проектной работе, выходящей за рамки урока, необходимо организовать индивидуальное сопровождение со стороны учителя-информатики и учителя-предметника.
Использование ИКТ в процессе работы над электронном оформлением проектов:
Ø открывает большие возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся;
Ø способствует формированию у обучающихся систематических прочных и осмысленных знаний, умений при работе с информацией;
Ø создает собственную систему восприятия и критического мышления, аналитическое отношение к проблемам и месту конкретной информации в общей картине представлений о мире;
Ø развивает познавательную активность;
Ø повышает качество и эффективность педагогического труда.
Для выполнения этих задач содержание электронного оформления проекта должно соответствовать определенным требованиям:
Ø включать научную достоверную информацию;
Ø глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности;
Ø информация должна преподноситься в живой и эмоциональной форме;
Ø следует избегать больших текстовых фрагментов.
Любой проект направлен на достижение определенного результата, пользы, эффекта.
Чтобы оценить этот результат, измерить эффективность, нужно четко понимать, что такое эффективность обучения и что такое его оценка.
Достижение учащимися определенного уровня развития приемов работы с информацией, умения осуществлять самостоятельную поисковую деятельность позволяют перейти к более широкому применению модели учебного проекта в условиях открытого образования.
Применение модели учебного проекта на базе информационных технологий строится через организацию сетевого взаимодействия учеников друг с другом, с учителем.
На первый план выходят технологии проектной, исследовательской деятельности.
Выбор форм и методов учебной работы, основанных на организации самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности на базе ИКТ, как нельзя лучше отвечает современным требованиям к образованию: «Высокотехнологическая экономика требует от образования повышения ценности креативности, индивидуальности, применения знаний, преодоления подходов, ориентированных на подражание, копирование и послушание».
Для успешности проектной деятельности важно взаимодействие с родителями. На сайте
Гимназии мы предоставляем информацию об учебных и исследовательских проектах: тематика, руководители, авторы проектов, лучшие работы учащихся.
Роль учителя в новых условиях меняется. Но при этом мы убеждены, что именно учитель обеспечивает получение фундаментальных предметно-теоретических знаний, используя современные педагогические методики.
Поделиться: