Авторcтво: Трещёв Денис Михайлович, заместитель директора по УВР, учитель обществознания ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга |
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время современное общество проявляет потребность в развитии таких качеств личности, как гражданская ответственность, предприимчивость.
Известно, что не во всех образовательных организациях действует система воспитательной работы внутри образовательной деятельности, есть некие мероприятия к датам календаря или приказам, в режиме «скорой помощи», когда необходимо минимизировать последствия проступков. К сожалению, при планировании воспитательной работы не осуществляется диагностическое целеполагание, проблемный анализ, определение содержательного, деятельностного и результативного блока, разработка оценки достижений. Данная деятельность воспринимается как несущественная, малозначимая.
При этом на сегодняшний день существует проблема отсутствия научно-методологических материалов по организации проектной деятельности в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет для подготовки проектов Министерство образования и науки РФ, а также отсутствия профессионально подготовленных организаторов (педагогов) группового взаимодействия старшеклассников в проектной деятельности. Несмотря на то, что в настоящее время педагогами-практически публикуется достаточно большое количество материала о проектной деятельности, но среди этих материалов нет единства в определении того, что такое в действительности проект, как оценивать не только результат проектной деятельности, но и сам процесс, не выработаны четкие критерии организации проектной деятельности. Потребность в осознании этих фактов необходима и в рамках появления двух факторов в отечественном образовании – внеурочная деятельность и индивидуальный проект в 9 классе.
В этой связи мы рассматриваем несоответствие уровней теоретической и практической готовности организаторов к эффективной деятельности в системе организации группового взаимодействия старшеклассников в проектной деятельности как одну из проблем оптимизации воспитательного процесса в образовательных организациях.
Практика подготовки квалифицированного кадрового потенциала для работы во внеурочной групповой проектной деятельности требует конкретных и точных рекомендаций по организации соответствующего воспитательного процесса. Однако большая часть рассмотренных нами пособий, изданных в помощь организаторам, представляет собой методические и информационные бюллетени, рассказывающие об основных составляющих и содержательном наполнении проектной деятельности.
Под проектом понимается коллективная или самостоятельная творческая оконченная работа. Эта работа имеет значимый результат [1-7]. Метод проектов - технология организации педагогического процесса. Он основан на взаимодействии педагога и воспитанника, способе взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Актуальность метода проектов обусловлена необходимостью для воспитанников осознавать смысл, необходимость и важность своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует навыки сотрудничества. Интерактивный характер проекта позволяет включать в него разнообразные формы и методы работы с детьми, актуализировать знания и умения, полученные ребёнком в разных областях познания.
Педагогу следует подбирать и вместе со старшеклассниками определять возможные и доступные для них методы аналитической и рефлексивной деятельности, которая имеет место на завершающем этапе реализации проекта.
Процесс развития подростка и овладение им универсальными учебными действиями можно фиксировать на каждом этапе выполнения проектной деятельности. С этой целью следует изготовить диагностическую карту или лист наблюдения. В нем педагог и другие эксперты могут фиксировать овладение конкретными умениями, определенными универсальными учебными действиями.
С целью оценки экспертами презентации и защиты проекта, а также для самооценки можно использовать ниже предложенный оценочный лист. В нем предлагается следующая шкала: 3 – высокий уровень; 2 – средний уровень; 1 – низкий уровень (таблица 2.1).
Таблица 1‒ Оценочный лист презентации проекта
п/п
|
Параметры оценки
|
ФИО
|
ФИО
|
ФИО
|
1
|
Актуальность темы проекта
|
|
|
|
2
|
Степень раскрытия темы проекта
|
|
|
|
3
|
Практическая значимость проекта
|
|
|
|
4
|
Логическая стройность плана проекта
|
|
|
|
5
|
Обоснованность полученных выводов
|
|
|
|
6
|
Соблюдение требований по оформлению
|
|
|
|
7
|
Дизайн презентации
|
|
|
|
8
|
Умение отвечать на вопросы, защищать свой проект, доказывать
|
|
|
|
9
|
Навыки самопрезенации
|
|
|
|
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
При подведении итогов следует использовать лист отзывов. Он может включать следующие пункты: актуальность, интерес, вызванный проектом; вопросы, раскрытые полностью; пожелания; обоснованность главных выводов.
Отсюда можно заключить, что на последних этапах проектной деятельности учащийся и педагог проводят анализ и оценку результатов. Они часто отождествляются лишь с выполнением или невыполнением проекта. Однако, при использовании «метода проектов» существуют по крайней мере два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от «поиска знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор, а также проводить и осмыслять последствия данного выбора, результаты собственной деятельности в проекте.
Зачастую эти результативные составляющие остаются вне сферы внимания педагога. К оценке предъявляется лишь сам проект. В случае, если проект красочно оформлен, сопровождается видеороликом, то о личном результате и факторе при защите проекта забывают.
На основании этого в диагностический инструментарий при выполнении проекта следует включать краткие резюме, которые основаны на результатах наблюдений за старшеклассниками. Это позволит проводить более объективную оценку на самой защите.
Вторая составляющая оценки результата - это видимая часть. Ее зачастую называют выполненным проектом. Оценивается не объем изученной информации, а умение ее применить в деятельности для достижения поставленной цели проекта.
Можно сказать, что пятибалльная шкала оценки не совсем подойдет для этого случая. Иногда оценивают по отдельности полученный результат, защиту проекта, дизайн и оформление проекта. Три эксперта (участники проекта, педагог, одноклассники) выставляют три оценки. Результатом является среднеарифметическое значение.
В этом случае можно применять рейтинговую оценку. Для этого перед защитой проекта для каждого учащегося следует разработать индивидуальную карту.
При защите эксперты, одноклассники заполняют карту, выставляя баллы по каждому критерию. Затем подсчитывается среднеарифметическое значение (таблица 2). Выставление рейтинговой оценки делается следующим образом:
86-100 баллов- «отлично»;
71-85 баллов - «хорошо»;
55-70 баллов - «удовлетворительно»;
менее 55 баллов - «неудовлетворительно».
При получении плохой оценки повторять проектирование не следует. Однако оставлять такой пробел нельзя. Итоговый проект следует предложить переделать. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобрать причины плохого выполнения проекта. Определить, что произошло, где допущены ошибки.
Таблица 2 ‒ Применение рейтинговой оценки
Избежать плохого выполнения проектов можно. Для этого в ходе проектирования следует проводить проблемные семинары. Также будут полезны «открытые» консультации. Помогает улучшить результаты по выполнению проектов и активизировать деятельность использование других интерактивных видов обучения.
Таким образом, существует много подходов к проведению и получению оценки за проект. Для индивидуальных проектов удобна рейтинговая оценка, представленная в таблице 3. Анкета для выставления рейтинговой оценки заполняется при защите самим участником, его одноклассниками, экспертами.
Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход. В нем выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским.
Таблица 3 ‒ Применение рейтинговой оценки
Окончательная оценка получается, как сумма среднеарифметических значений коллективной оценки, самооценки и оценки педагога и затем она делится на три. Можно выделить 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта. Каждый критерий оценивается отдельно. Недостатком при таком подходе является то, что нет оценки деятельности учащихся в процессе проектирования.
Критерии оценки можно представить следующим образом.
Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений. Практическая направленность и значимость результата проекта.
2. Степень разработанности темы проекта, законченность результата, подготовленность результатов к публикации.
3. Уровень творческого подхода, оригинальность подходов раскрытия темы, оригинальность предлагаемых решений.
4. Полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество оформления.
Защита:
1. Качество доклада: логическая последовательность представления работы, подходов, результатов; аргументированность.
2. Объем и глубина знаний темы. Эрудиция.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, убедительность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Суммарная оценка работы и защиты:
отлично- 155-200 баллов
хорошо- 100-154 балла
удовлетворительно - менее 100 баллов.
Педагогу необходимо подготовить упрощенную экспертную таблицу, в которой обозначить критерии номерами от 1 до 10.
Коллективная экспертная оценка проектов и творческих заданий позволяет снять субъективность. Однако она еще не дает полного педагогического эффекта от проектной деятельности. Для этого необходимо дать возможность каждому школьнику поразмышлять, на тем, что дало выполнение конкретного учебного задания ему лично, а что не удалось. Установить по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.). Обнаружив объективные причины неудач, следует подумать о том, как избежать их в будущем. Такое размышление учит учащихся адекватно оценивать себя и других.
Делая вывод по проведенному исследованию, можно констатировать, что проблема научно-методического сопровождения группового взаимодействия старшеклассников в рамках проектной деятельности является актуальной, поскольку обусловлена требованиями современного общества к формированию образа успешного современного молодого человека, обладающего качествами творческой личности и умеющих работать в коллективе.
Таким образом, мы видим, что групповое взаимодействие старшеклассников в проектной деятельности действительно является эффективным средством воспитания молодого поколения творческих, инициативных и продуктивных граждан.
Список использованной литературы
- Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2005.
- Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2008.
- Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2011. - №2. - С. 34-36.
- Потапов Э. Образование: традиция и инновация в условиях социальных перемен. - М., 2009. – 118с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2012. – 80с.
- Сергеева Н.Г. Метод проектов в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование (приложение). - 2009. - №10. - С. 43-48.
Поделиться: