Введение
Перед образовательной организацией в условиях введения ФГОС общего образования стоит задача определения стратегий индивидуализации. В рамках реализации технологии индивидуальной образовательной траектории (далее - ИОТ) выстраивается система диагностических комплексов, которые отражаются в карте образовательных возможностей. Данная методика предназначена для определения образовательных возможностей и потребностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия функционирования и совершенствования управления контингентом, обеспечивает организацию совместной деятельности администрации, педагогов и специалистов, направленной на повышение эффективности индивидуальной работы с учащимися.
Выявленные образовательные возможности и потребности учащихся систематизированы посредством Карты образовательных возможностей, являющейся важной составляющей Индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Структура Карты образовательных возможностей
Карта образовательных возможностей предполагает практическую реализацию механизма сегрегации контингента общеобразовательной организации в соответствии с образовательными возможностями каждого учащегося. Предлагаемый механизм предполагает сегрегацию контингента школы на целевые группы на основе кластеризации в соответствии с ключевыми показателями.
Рис.1 Карта образовательных возможностей
Общие сведения
В разделе «Общие сведения» заполняется фамилия, имя, отчество учащегося, дата рождения, дата поступления и номер приказа. Заполняются сведения о родителях (законных представителях) и социальный статус семьи. Обязательно указывается форма обучения: использованием дистанционных технологий (для участвующих в программе дистанционного обучения) (см. приложение локальные акты) “Порядок приёма на дистанционное обучение”) Раздел заполняется по результатам представленных при поступлении в ОО документов и I этапа мониторинга родителей.
Медицинские сведения
В разделе «Медицинские сведения» отмечается наличие (или отсутствие инвалидности) При наличии инвалидности родители учащегося или законные представители получают право на безвозмездное пользование комплектом оборудования для дистанционного обучения. (см. приложение локальные акты) “Договор безвозмездного временного пользования”). Куратор учащегося заполняет № договора на дистанционное обучение. Проводится классификация детей по одной из групп нарушений: зрение (слепые или частично видящие), слух (глухие или частично слышащие), «опорники» или другие нарушения. При заполнении раздела учитываются сведения I этапа мониторинга родителей и представленных медицинских документов. В дальнейшем эти показатели будут учтены в рекомендациях по формированию индивидуального учебного плана и выстраиванию всей индивидуальной образовательной траектории учащегося. Каждая образовательная организация может расширить содержание данного подраздела в зависимости от собственных потребностей.
Результаты анкетирования родителей.
При поступлении учащегося на обучение ОО проводит двухэтапный мониторинг его родителей (законных представителей). Мониторинг реализован посредством инструмента «Формы Google». Целями первого этапа мониторинга (см. “Анкета для родителей. I этап”) является составление социального паспорта учащегося, ознакомление с условиями проживания ребёнка и пожелания родителей для последующего составления учебного графика и заполнения раздела «Общие сведения». Целью второго этапа мониторинга (см. “Анкета для родителей. II этап”) является определение индивидуальных особенностей ребенка, учет которых безусловно важен при построении индивидуальной образовательной траектории учащегося. Нас интересовало мнение родителей: об успеваемости учащегося, направленности его интересов, степень его общественной активности, их оценка личных качеств ребенка (трудолюбие, ответственность, инициативность, организованность, любознательность, честность, справедливость, открытость), возможности по самоконтролю и степень решительности при принятии решений, психологический портрет учащегося (внимание, память, мышление, эмоциональность и уравновешенность). Результаты мониторинга учитываются в работе с конкретным учащимся.
Образовательные учреждения могут самостоятельно определять перечень позиций мониторинга в соответствии со своими целями и задачами.
Психолого-педагогическая характеристика
Психолого-педагогическая характеристика учащегося позволяет оценить степень сформированности универсальных учебных действий, предметных компетенций, сегментировать учащихся по уровням обученности (низкий, или базовый - А; повышенный- В, высокий - С), установить психологические особенности. Поэтому данный блок заполняется и педагогом, и психологом.
Психолог определяет: виды мышления, внимания, памяти, восприятия (см. “Шаблон ИОТ”) в пособии “Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории”) и составляет социально-коммуникативную характеристику.
Педагог устанавливает:
1. Уровень сформированности УУД (см. “Анкета УУД”). Анкетирование УУД проводится на основании типовых методик мониторинга сформированности УУД учащихся. В соответствии с которыми мы выделили ключевые позиции в трех типах универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Эти позиции оценивались по шкале от 0 (умение не сформировано) до 3 баллов (сформировано полностью). В качестве ключевых позиций мы отобрали нижеследующие:
○ Познавательные УУД
■ умение сравнивать
■ умение анализировать
■ умение делать выводы
■ умение схематизировать
○ Регулятивные УУД
■ степень адекватного самовосприятия
■ уровень целеполагания
■ способность оценить результат деятельности
■ способности к анализу причин своего поведения
○ Коммуникативные УУД
■ умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному
■ умение самостоятельно изучать литературу
■ способность самостоятельно выражать свои мысли (устно и письменно)
Таким образом, максимально можно “заработать” 120 баллов.
Если учащийся набирает 0-40
баллов, то его уровень сформированности УУД определяется как низкий; 41-80 баллов соответствует среднему уровню сформированности УУД; 81-120
баллов свидетельствуют о высоком уровне сформированности УУД.
2. Уровень сформированности предметных компетенций учащихся определяется посредством диагностических контрольных работ (ДКР).
3. Сегрегацию по уровням обученности А-В-С.
Уровень
|
Умения
|
Базовый (А)
|
Учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания выполняют на уровне копирования, проявить собственное отношение к фактам не могут; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками.
|
Повышенный (В)
|
Учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию.
|
Одаренный (С).
|
Учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом.
|
Педагог-куратор обрабатывает результаты психологического анализа для определения формы и типа ЭОР в тех же таблицах (см. приложение “Шаблон ИОТ” к пособию “Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории”).
4. Долю дистанционного обучения по предметам.
5. Выбор ресурсов.
6. Сегментирование каждого уровня обученности по образовательным возможностям учащегося (заболевание органов слуха, зрения, общие заболевания).
Для определения формы и типа ЭОР психолого-педагогическая характеристика содержит диагностику видов мышления, внимания, памяти, восприятия. Для различных психологических процессов предлагаются два вида классификации: по виду нарушения и по форме используемых ресурсов. Рассмотрим подробнее каждый из процессов и предложенные варианты использования для разных категорий детей.
Мышление.
Для этой категории приведена классификация ЭОР по основным признакам: общие (ОБЩ), нарушения слуха (СЛХ), нарушения зрения (ЗР).
● Общие (отсутствие перечисленных нарушений): могут быть развиты все операции мышления в одинаковой мере;
● при нарушениях слуха основными являются конкретно-предметное, наглядно-образное или абстрактно-логическое мышление,
● при нарушениях зрения доминирующим является только абстрактно-логическое мышление.
Внимание.
Для данной категории приведена классификация по рекомендуемой форме образовательных ресурсов: видеоресурсы, тесты, презентации и информационные ресурсы.
В каждом из видов внимания используются свои ресурсы. Например, если у ученика преобладает непроизвольное внимание, то стоит в работе с ним использовать видеоресурсы и презентации, а при наличии послепроизвольного внимания мы будем работать с тестами и информационными ресурсами.
Память.
Для категории память выбрана классификация по временным ресурсам. Из существующих видов памяти мы выбрали наиболее значимые для отбора ЭОР: долговременная (декларативная) память, кратковременная память и ультракратковременная память.
Для каждого ученика определяется преобладающий у него вид памяти. Если у ученика память кратковременная, то мы будем использовать при работе с ним презентации и тесты, а если долговременная – то используем информационные ресурсы и видео.
Восприятие.
Для категории восприятия выбрана классификация ЭОР по виду нарушений: общие, нарушения слуха, нарушения зрения.
Для учеников с нарушением слуха основным является визуальный тип представления информации. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. При нарушении зрения основным является аудиальный тип восприятия. Для всех остальных категорий учеников в равной мере может быть представлен любой из видов: визуальный, аудиальный и кинестетический.
5. Социально-коммуникативная характеристика
Социально-коммуникативная характеристика составляется психологом и определяет форму занятий: малые группы, индивидуально, участие в дистанционных проектах и долю дистанционных уроков от общего числа занятий. Критерии выбора формы занятий и определения доли дистанционных уроков изложены подробно в шаблоне ИОТ (см. пособие “Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории”).
6. Рекомендации педагогам по работе с ресурсной базой
Данный пункт является резюмирующим (обобщающим). Содержит краткую информацию по основным параметрам ИОТ:
● уровень обученности,
● форма дистанционных уроков,
● доля дистанционных уроков,
● категория ресурсов.
Рекомендации по использованию карты образовательных возможностей
Приведенная структура Карты обеспечивает педагогическому коллективу возможность организации процедуры диагностики образовательных возможностей обучающихся. Рассмотрим пошагово процедуру диагностики.
Шаг 1. Составление карты образовательных возможностей начинается с назначения учащемуся куратора, который координирует взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Шаг 2. Под руководством куратора учащегося родители участвуют в мониторинге.
Шаг 3. По результатам мониторинга специалисты (психолог, логопед) заполняют свои разделы карты образовательных возможностей.
Шаг 4. Куратор обрабатывает полученные сведения и определяет образовательные возможности и специфику работы с конкретным учащимся, формирует рекомендации педагогам по работе с ресурсной базой.
Шаг 5. Куратор составляет учебный план, который является основой для составления ИОТ.
Заключение
Карта образовательных возможностей является краеугольным камнем ИОТ. Она определяет персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (совокупность его организационно-деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей), формирует определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.
Качественная реализация карты образовательных возможностей в дальнейшем позволит полностью сформировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося. А для этого от всех участников образовательного процесса потребуются дополнительные шаги. От педагогов - повышения квалификации, расширения номенклатуры компетентностей; от администрации ОО - организовать систему повышения квалификации персонала; от специалистов (психолога, логопеда и проч.) - мониторинг учащихся, своевременная корректировка направлений деятельности педагогов и, обязательно, работа с родителями; от родителей - прислушиваться к советам педагогов и специалистов, следовать их рекомендациям.
Совместная работа всех участников образовательного процесса по определению образовательных возможностей и потребностей учащихся - это фундамент на котором средствами электронного образовательного пространства можно построить здание современной школы.
Использованные источники.
1. Калугина И.Ю к.п.н. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся. Научная электронная библиотека. Диссертация
Методические рекомендации по
организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных
образовательных технологий. Министерство образования и науки РФ от10.12.12. №
07-832
Поделиться: