Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Электронное обучение как средство реализации образовательной программы
Несмотря на то, что электронное обучение использовалось во многих образовательных организациях как при получении как высшего, так и общего образования (в основном, при обучении на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий), нормативно это никак не регламентировалось. 09.01.2014 года Минобрнауки издало приказ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Как организовать электронное обучение? В чем плюсы и трудности организации электронного обучения? В чем отличие электронного обучение и обучения с применением дистанционных образовательных технологий? Этим вопросам посвящена эта статья. История возникновения электронного обучения неразрывно связана с дистанционным обучением, которое с свою очередь получило распространение в начале прошлого века, когда образование можно было получить заочно, по переписке, т. е. дистанционно, без непосредственного взаимодействия с учителем. С развитием компьютерной техники, телекоммуникаций и сети Интернет, дистанционное обучение получило новый толчок развития. Стало возможным передавать большое количество информации на расстоянии, размещать мате¬риалы для обучения на сайтах и порталах в сети Интернет, что сделало получение образования более доступным. Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя — в первую очередь, информационно-коммуникационные технологии. В англоязычной образовательной литературе часто используется термин «open and distance learning» — «открытое и дистанционное обучение», подчеркивающий тот факт, что по сравнению с традиционным обучением дистанционное открыто для более широкой аудитории. Открытое обучение не предполагает вступительных экзаменов и доступно любому желающему; более того, оно может быть «неформальным» (nonformal, informal learning), т. е. не завершаться получением соответствующих документов об образовании. Именно в это время и получило развитие электронное обучение, которое на этом этапе развития служило «технически улучшенной формой дистанционного обучения» [1]. Далее понятие «электронное обучение» связано с получением высшего образования и дополнительного образования, обучения и развития персонала (e-learning). Большинство ВУЗов России предлагают огромное количество специальностей и курсов посредством дистанционных образовательных технологий. Несмотря на то, что об электронном обучение, как способе получения образования говорят уже около 10 лет, в законодательстве об образовании такого понятия не существовало. В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. говорилось, что «образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования». «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном, (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [2, ст. 32]. В школах активно используются дистанционные образовательные технологии в следующих направлениях: повышение качества общего образования в малокомплектных школах; обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы. С 2009 года по всей стране началась реализация мероприятий «Развитие дистанционного образования детей- инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование». В рамках ПНП «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», одобренного на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 29 июля 2010 года, в Сахалинской области осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому. Для координирования и ресурсного обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в регионе, технологического обеспечение доступа детей и учителей к федеральной и региональной базе дистанционных ресурсов, оказания учебно-методической и технической помощи всем субъектам дистанционного образовательного процесса, мониторинга результатов дистанционного обучения детей-инвалидов в регионе создан Центр дистанционного обучения (ЦДО). ЦДО создан как структурное подразделение Института развития образования Сахалинской области. Результатом реализации этого мероприятия с 2010 года является организация дистанционного образования в Сахалинской области по модели «обучение осуществляется по месту жительства детей-инвалидов, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, обучающего детей-инвалидов по месту их жительства». На сегодняшний день на дому с применением дистанционных образовательных технологий обучается 115 детей из 15 районов Сахалинской области. За четыре года работы ЦДО накоплен опыт в области реализации образовательных программ общеобразовательных учреждений и профессиональных образовательных учреждений с применением дистанционных образовательных технологий. В программу «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (РДОДИ) на сегодняшний день входит 54 общеобразовательные школы и профессиональная образовательная организация — Сахалинский промышленно-экономический техникум (СПЭТ). По сути, обучение детей-инвалидов на дому с использование дистанционных образовательных технологий — электронное обучение, несмотря на то, что пока этот термин не являлся легитимным. В первые годы работы по программе РДОДИ образовательный процесс строился с использованием информационно-образовательной среды «Центр образования «Технология обучения» и виртуальной обучающей среды Moodle. ГОУ Центр образования «Технологии обучения», была открыта в 2003 году в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов» департамента образования города Москвы, и за годы работы был создан огромный банк электронных образовательных ресурсов http://iclass.home-edu.ru. Помимо использования федеральной базы электронных образовательных ресурсов, учителя дистанционного обучения Сахалинской области создавали и свои электронные ресурсы (курсы) для индивидуальной работы с учениками, входящими в программу РДОДИ. Эти разработки наполняют региональный образовательный портал http://newdes.sakhitti.ru, который теперь используется для дистанционного обучения детей-инвалидов. Таким образом, осуществляя процесс обучения посредством использования электронных образовательных ресурсов федерального образовательного портала http://iclass.home-edu.ru и регионального образовательного портала http://newdes.sakhitti.ru созданных в виртуальной обучающей среде Moodle, образовательные программы детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, частично реализовывались с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. И только в конце 2012 года был принят, а с сентября 2013 года был введен в действие новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», в котором говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [3, ст. 16]. Согласно статье 16, «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3, ст. 16]. Теперь стало понятно, что взаимодействие между обучающимися и педагогическими работниками с применением электронных образовательных ресурсов, содержащихся в какой либо системе электронного дистанционного обучения (базе данных) — это и есть электронное обучение, а проведение уроков на расстоянии без использования виртуальных обучающих сред — это обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», «организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся» [4]. Таким образом, благодаря модернизации законодательства об образовании, стало возможным получать образование дистанционно не только в ВУЗах, но и в школах тех детей, которые не могут по состоянию здоровья посещать образовательное учреждение. Это обеспечивает в равной мере получение образования для всех детей, в том числе и тех, кто по состоянию здоровья нуждается в обучении на дому. Как это часто бывает, законодательство разрешило и зафиксировало ту ситуацию, которая уже давно сложилась, работала и приносила положительные результаты. «Мы ставим задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания, имел такую возможность», — сказал Дмитрий Ливанов. На сегодняшний день 25 тысяч школьников с ограниченными возможностями здоровья получают образование с использованием интернет-технологий, в российских вузах таким образом обучается около 162 тысяч человек. Программы образования, которые реализуются с использованием дистанционных технологий, предлагают более пятидесяти учебных заведений. В разных субъектах РФ в рамках Национального проекта «Образование» созданы 88 центров дистанционного обучения [5]. Теперь применять электронное обучение может любая организация, осуществляющая образовательную деятельность. Семейное образование и самообразование, оказание репетиционных услуг, получение образования детьми-инвалидами, у которых невозможно организовать надомное обучение, повышение квалификации педагогов без выезда к месту проведения курсов — вот неполный перечень тех случаев, когда можно использовать электронное обучение для реализации образовательных программ. Для кого то электронное обучение — это единственная возможность получить образование, а для кого то — возможность сэкономить на обучении, повышении квалификации сотрудников. Конечно, применение электронного обучения имеет огромные преимущества по сравнению с традиционным способами обучения, а именно: 1) Экономическая эффективность. Согласно Закону об образовании, «педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень» [3, ст. 48]. Сегодня многие институты повышения квалификации как нашей страны, так и за рубежом, предлагают программы дистанционной подготовки и переподготовки педагогических работников. Затраты на проведение электронных курсов гораздо ниже по сравнению с традиционными курсами за счет отсутствия транспортных расходов, оплаты стоимости проживания в другом городе, расходов на саму организацию курсов (аренда помещений для проведения курсов, заработная плата обслуживающего персонала, расходы на методического обеспечение курсов, раздаточный материал), особенно если в курсах принимает большое количество слушателей. 2) Отсутствие временных и географических границ. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий подразумевает опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, поэтому может быть использовано при изучении отдельных предметов в сельских школах в связи с нехваткой специалистов, при получении самообразования и семейного образования, для повышения квалификации без отрыва от основной работы. При этом информация содержится в базах данных, доступных обучаемому, и он может изучать новый материал в любое удобное для себя время и в удобном месте. Электронное обучение развивает навыки самостоятельной работы с материалом: можно самому выбрать скорость и интенсивность обучения, количество повторения тех или иных модулей, а также является очень гибким — оно может начато и продолжено в любое время. 3) Обучение по индивидуальным образовательным программам. Для каждого обучающегося может быть разработана индивидуальная программа обучения, учитывающая его режим и потребность в знаниях. Учебную программу можно адаптировать к особенностям и потребностям всех участников образовательного процесса: из набора независимых учебных модулей можно сформировать индивидуальный учебный план, который будет отвечать индивидуальным или групповым потребностям. Электронное обучение обеспечивает равные образовательные возможности независимо от особенностей чело¬века — состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности. 4) Повышение уровня ИКТ-компетенции и расширение изучаемой информации. Работая в обучающей системе, нужно владеть базовыми навыками работы на компьютере: зайти в браузер, найти образовательный портал или сайт в сети Интернет, зарегистрироваться, скачать материал, отправить свой ответ на проверку и т. д. Практика проведения дистанционных занятий показала, что большинство обучающихся на первых шагах работы в обучающей среде испытывают огромные затруднения из за отсутствия навыков работе на компьютере, однако, за счет комбинирования различных видов учебной информации и использования интерактивного взаимодействия системы и обучаемого, эти навыки совершенствуются. Использование современных средств медиадидактики — компьютерной графики, видео, анимации, звука и т. д., позволяет сделать изучаемый материал более наглядным и понятным, а поэтому и запоминаемым. 5) Оптимизация работы преподавателя. Обучающая система освобождает преподавателя от функций лектора (передатчика теоретической информации), и появляется время для дополнительной индивидуальной работы с обучаемыми, для повышения собственной квалификации. На совещании по вопросам электронного обучения в России, в котором приняли участие заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец и министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, отмечено, что пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна [5]. Несмотря на то, что преимущества электронного обучения неоспоримы, возникает ряд проблем, которые связаны с тем, что Законом об образовании впервые введены требования для применения электронного об-учения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, а именно: «в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». [3, ст. 16] Для внедрения электронного обучения в систему общего образования в соответствии с требованиями законодательства, необходимо решить следующие проблемы: 1) Нормативная база электронного обучения. В 2012– 2014 г.г. вступили в силу нормативные документы, создающие правовую основу электронное обучения: ФЗ № 273 ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Согласно действующему законодательству: ——образовательные организации самостоятельно используют и совершенствуют методы обучения и воспитания, образовательные технологии, электронное обучение [3, ст. 28]; ——организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора [4, п. 3]; ——организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [4, п. 5]; ——организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий [4, п. 5]. Таким образом, нормативная база федерального уровня для организации электронного обучения уже создана, на ее основе образовательная организация должна разработать локальные нормативные акты, обеспечивающие организацию электронного обучения. Должны быть разработаны положения: об электронном обучении, о ведении электронного журнала, дневника, о школьной медиатеке, об оплате труда разработчикам электронных ресурсов, откорректированы должностные инструкции педагогов электронного и дистанционного обучения. К сожалению, пока еще не выпущены методические рекомендации по организации электронного обучения, и очень мало образовательных организаций могут поделиться опытом в разработке такого рода локальных нормативных актов. 2) Интернет. В России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» государством было реализовано беспрецедентное по своим масштабам мероприятие подключение всех российских школ к сети интернет. В 2006 г. из почти 62 тыс. общеобразовательных учреждений только 9 тыс. имели доступ ко всемирной сети. В настоящее время такая возможность появилась у всех, большинство школ имеют подключение от 128 Кб / с. Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи: образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит / с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видео-конференций, и 10 Мбит / с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения. Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит / с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит / с. [6] Таким образом, многие школы, особенно в удаленных районах, имеют недостаточно «быстрый интернет», что затрудняет работу с электронными ресурсами, а также проведение видеоконференций в режиме он-лайн. 3) Оборудование. Использование электронного дистанционного обучение в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. В общем случае могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет. На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, необходимо наличие микрофона и динамиков (на¬ушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. Указанным требованиям соответствуют практически все современные мобильные компьютеры. При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру ученика, так и к компьютеру учителя. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика курсов. На компьютерах учителей и обучающихся при использовании электронного дистанционного обучения должно быть установлено как минимум то же программное обеспечение, которое используется при очном обучении. Данное программное обеспечение должно включать: ——информационные инструменты в соответствии с возрастом обучающего: ——общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т. д.); ——специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории); ——информационные источники; ——комплекты ЭОР к используемым учебникам [6]. 4) Информационно-образовательная среда. Согласно требованиям ФГОСа, эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Системно-структурная организация ИОС проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем): информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникаций, педагогических технологий. При электронном обучении формирование информационно-образовательной среды осуществляется с по¬мощью программной системы дистанционного обучения (далее — СДО). С помощью системы дистанционного об-учения: разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент; учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде; обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т. д.), обращаются к учителям за помощью; учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, моде¬рации форумов, устных он-лайн консультаций; обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде; все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников. Информационная система обучения с использованием электронного обучения должна соответствовать следующим требованиям: обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие «учитель — ученик»; обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием; обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся; формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал; вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал); вести электронные дневники. Обучение с использованием электронного обучения невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в образовательной организации (образовательном учреждении), осуществляющей обучение с использованием электронного обучения. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией. Так, Центр образования «Технологии обучения» предоставлял доступ к своей информационно среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование». Целесообразно создавать единые центры обеспечения обучения с использованием электронного обучение и дистанционных образовательных технологий в субъектах Российской Федерации [6]. 5) Создание качественных электронных ресурсов. Для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером [7], также отсутствует методологическая база критериев качества электронных курсов. Возникают и правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Не разработаны и локальные нормативные акты о разработчиках электронных образовательных ресурсов и порядке оплаты их труда. Важно выработать механизмы материального стимулирования учителей общеобразовательных организаций, осуществляющих электронное обучение, разработать положения об оплате труда за раз¬работку электронных ресурсов, создать базу критериев качества электронных курсов. 6) Подготовка педагогов, владеющих методиками электронного и дистанционного обучения. Повышение квалификации педагогов, предполагающих осуществлять электронное обучение, а также обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать. В результате обучения учителя должны обладать необходимыми знаниями: об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам; в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам; о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс электронного обучения. В результате обучения работники образовательных учреждений должны обладать технологическими умениями, которые можно объединить в группы: умение организовать собственную работу на компьютере; умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися; умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся; умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т. п.); умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде; использование программ для организации онлайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени): видеоконференций, аудиоконференций, чата; умение эффективно использовать возможности информационной системы дистанционного обучения как основного инструмента организации обучения с использованием ДОТ; ведение электронного документооборота [6]. Как показывает практика, у большинства педагогов достаточно низкий уровень ИКТ-компетенции, особенно это касается учителей с большим стажем работы. Это объясняется разными причинами: низкая скорость Интернет в отдаленных районных центрах, большая нагрузка, нежелание применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности и т. д. К сожалению, если такой педагог не освоил программу повышения квалификации, осуществлять электронное обучение он не сможет из за отсутствия компетенций в этой области. 7) Регулярная консультационная и методическая поддержка педагогов электронного и дистанционного об-учения. Для эффективного внедрения различных моделей обучения с использованием электронного обучения, кроме подготовки кадров, необходимо уделить большое внимание вопросам постоянной методической и консультационной поддержки преподавателей. Методическая и консультационная поддержка так же, как и обучение педагогов, должна охватывать технологические, методические и психологические аспекты обучения с использованием электронного обучения. Методическую и консультационную поддержку педагогов, осуществляющих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием сходной системы дистанционного обучения, в которой работают педагоги. Для методической поддержки также целесообразно использовать Интернет-ресурсы организаций, занимающихся повышением квалификации (переподготовкой) педагогических кадров и социальных педагогических сетей [6]. Таким образом, введение понятия «электронное обучение» на законодательном уровне, повлекло за собой ряд проблем, связанных с созданием условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Ясно, что от того, насколько быстро будут решены эти проблемы, будет зависеть, сможет ли любой ребенок получить дистанционное образование в школе. Выходом из сложившейся ситуации может быть создание пилотной площадки на базе школы. Цель работы такой площадки — апробация реализации общеобразовательной программы с применением электронного об¬учения. Для полноценного функционирования такого центра необходимы следующие условия: 1) Локальная нормативная база электронного обучения. Еще не выпущены методические рекомендации по организации электронного обучения, но можно пользоваться методическими рекомендациями по организации дистанционного обучения детей-инвалидов. 2) Интернет с пропускной способность каналов связи не ниже 512 Кбит / с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видеоконференций, и 10 Мбит / с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения. 3) Обеспеченность оборудованием. Высоких требований к компьютерному оборудованию не предъявляется. В общем случае могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика курсов. 4) Информационно-образовательная среда. При электронном обучении формирование информационно-образовательной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения. Такая система не обязательно должна быть установлена в образовательной организации (образовательном учреждении), осуществляющей обучение с использованием электронного обучения. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией. Так, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей информационной среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на договорной основе, поэтому целесообразно создавать единые центры обеспечения обучения с использованием электронного обучение и дистанционных образовательных технологий в субъектах Российской Федерации. В Сахалинской области таким центром может быть дистанционный образовательный портал http://newdes.sakhitti.ru. Также в качестве информационно-образовательной среды электронного обучения можно использовать и автоматизированную информационную систему «Сетевой город. Образование». Помимо электронного журнала и электронного дневника, эта система позволяет использовать встро-енные системы тестирования, создавать курсы, кроме того, эта система интегрирована с системой дистанционного обучения Moodle и результаты выполнения заданий в Moodle автоматически выставляются в электронный журнал сетевого города. [8] 5) Педагоги, владеющие методиками электронного и дистанционного обучения. Педагогу недостаточно пройти курсы повышения квалификации, чтобы овладеть методиками электронного обучения. Главная задача администрации школ — мотивировать педагогов на новые подходы к предоставлению образовательных услуг. Если педагог не понимает, зачем ему нужно учить кого то «по компьютеру», когда он и так хорошо зарабатывает, ведя уроки в две смены, то никакие курсы квалификации не помогут ему овладеть методиками электронного и дистанционного обучения. Помимо мотивации, необходимо разработать механизмы материального стимулирования учителей общеобразовательных организаций, осуществляющих электронное обучение и создающих авторские курсы. Владея методикой создания электронных ресурсов и получая материальное стимулирование, учитель может создавать авторские курсы, используя наработанный опыт. Таким образом будет решена еще одна проблема — наполнение систем дистанционного обеспечения качественным контентом. 6) Регулярная консультационная и методическая поддержка педагогов электронного и дистанционного обучения. Так как опыт по применению электронного обучения в школах еще не накоплен, можно воспользоваться консультационной поддержкой региональных центров дистанционного обучения, созданных в рамках программы «Реализация дистанционного образования детей-инвалидов». Также можно создавать сетевые сообщества дистанционных педагогов по предметам на региональном уровне, где опытные дистанционные учителя будут де¬литься опытом и наработками в области электронного дистанционного обучения. Результатом работы такой площадки станет возможность получать образование для любых детей, независимо от того, где они находятся и состояния их здоровья, педагоги смогут повышать квалификацию без отрыва от основной работы, учителя электронного дистанционного обучения усовершенствуют навыки работы на компьютере и смогут создавать полноценные электронные ресурсы, наполняя информационно-образовательную среду качественным контентом. Нельзя сказать, что до вступления в силу действующего Закона «Об образовании», электронное обучение отсутствовало, скорее, применение электронных и дистанционных средств обучения носило хаотический, бес-системный характер. Введение нового законодательства в сфере образования позволит решить многие вопросы, касающиеся организации электронного и дистанционного обучения, а также создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ независимо от их местонахождения. Литература: 1. Викторова, Т. С., Мушкатова М. С. Переход от дистанционного обучения к электронному на современном этапе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.architektura-belarusi.ru / PUBLIKACII / perehod_ot_ distancionnogo_obucheniy_k_elektronnomu / 2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266–1 в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12 ФЗ с последующими изменениями 3. ФЗ № 273 ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 4. Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 5. Как будет развиваться электронное обучение в России? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. menobr.ru / news / 39819 / 6. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.openclass.ru / node / 289858 7. Сатунина, А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. science-education.ru / 9–103 8. Сайт компании ИРТех www.net-school.ru Поделиться: |