Поиск по сайту

Преимущества и недостатки дистанционного обучения в общеобразовательной школе


Авторcтво: Волкова Светлана Владимировна, учитель-логопед МБОУ СОШ №48, Белгород


        Дистанционное образование – нововведение, которое было воспринято в России с большим воодушевлением и энтузиазмом и начало широко обсуждаться в конце 90-х годов XX века. Сегодня же идет активное практическое его освоение.Успех в этом процессе достижим только при условии серьезной, ответственной, заинтересованной работы всех участников образовательного процесса.
Много аргументов приводилось как за дистанционное образование, так и против него. Эти вопросы были связаны и с организацией учебного процесса, и с качеством знаний, и с возможностями контроля знаний, умений и навыков.
И как показывает уже накопленная практика, это довольно перспективная модель, применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.
Образование в России сильно своими традициями. Отечественная система образования богата славными традициями, между тем именно в ближайшем будущем ее ждут глобальные перемены. И мы, учителя, тоже ждем перемен.
      В наших школах учащиеся изучают большое количество предметов, которые трудно усвоить большинству школьников. Имеется в виду не формальное прохождение изучаемого материала, а высококачественное его усвоение в объёме пусть даже только школьной программы. Именно невозможность для обычного школьника усвоить этот объем знаний и приводит к глобальному завышению оценок в общеобразовательных заведениях, формальному прохождению того или иного учебного предмета. Именно здесь и может сыграть положительную роль дистанционное образование. Дистанционное образование (от лат. distantia - расстояние) международный термин, иногда трактуемый как “образование на расстоянии”. Обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения, от учителя. Дистанционное обучение – новая для нас, учителей, форма обучения. А если это новая, самостоятельная система, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной работы в учебном процессе.
Интернет – это уже не призрак, это реальность и будущее. И потом, Интернет – это, все-таки, самый распространенный инструмент для поиска информации, передачи данных, общения. Мы должны говорить о том, что не далек тот день, когда дистанционное образование станет ведущим в век инновационных технологий, во всяком случае для людей с ограниченными возможностями в силу разного рода обстоятельств. Мы должны быть готовы к этому.
        Мы задались вопросом, как может выглядеть модель дистанционного обучения в школьном образовании? Считаем, что с помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильных направлений обучения в старших классах. Но для того, чтобы обучение было качественным необходима подготовка квалифицированных специалистов, которые в свою очередь будут умело управлять обучением на расстоянии, помогать осознавать все плюсы дистанционного обучения и учить правильно пользоваться этими плюсами. Курсы по подготовке таких специалистов, можно было бы создавать на базе других школ, вузов, колледжей и вести их могли бы подготовленные преподаватели соответствующего профиля. Новая система позволит учащемуся получить хорошую подготовку по выбранному предмету и тем самым сделает более комфортным и реальным поступление в ВУЗ, то - есть, создаст условия для нового выбора ученику. Погружение в предмет с помощью технологии дистанционного обучения непременно заинтересует будущих студентов и специалистов также даст возможность без ограничения времени близко познакомиться с научной и прикладной сферой выбранной области знания, поможет в профессиональном самоопределении.
Дистанционное обучение решит проблемы для тех случаев, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний. Уже сейчас создаются специальные, автономные программы дистанционного обучения по отдельным учебным предметам, создаются виртуальные школы. По данным ЮНЕСКО востребованность дистанционного обучения в России уже достаточно высока и среди взрослого населения, а также среди детей и подростков. Востребованность в таком виде образования будет с годами расти, поскольку все большее число способных и талантливых ребят стремятся освоить или углубить свои знания по отдельным предметам, будучи неудовлетворенными качеством образования на местах, где порой нет учителей по целому ряду учебных предметов.
Дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение учащихся, как между собой, так и с преподавателем. Дистанционное обучение не простая передача знаний, это  сотрудничество, совместный труд, где учитель и учение равноправные партнеры. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Курсы дистанционного образования должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь. Консультативная работа учителя крайне необходима для учащегося, так как на всех этапах изучения курса и выполнения практических работ возникают вопросы, требующие комментария преподавателя.
Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, и, таким образом, индивидуализации обучения. Одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако и здесь могут быть проблемы, как только обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, в том числе, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими, что приведет к отсеву на ранних этапах обучения. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
Острой проблемой на данном этапе является неготовность преподавательского состава школ в большинстве своем к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации дистанционного обучения. Поэтому необходимо проводить обсуждения, конференции по данной теме, изучать нормативно-правовые документы в области дистанционного образования, обмениваться опытом проведения курсов ДО.  И немаловажную роль в этом должны сыграть учителя информатики общеобразовательных школ. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:
•    вести поиск в различных электронных справочниках, информационно-поисковых системах, базах данных;
•    организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
•    использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Дистанционная форма обучения имеет свои особенности:
•    Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном темпе.
•    В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучающимся, адекватен по содержанию определенной предметной области.
•    Новые информационные технологии НИТ. В средствах дистанционного обучения используются все виды современных информационных технологий, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедийные системы и т.д.
•    В связи с сокращением часов по предметам на домашнем обучении с использованием ПК – дистанционном образовании - большая часть учебного материала приходится на самостоятельное изучение.
•    Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
•    В процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого графику.
•    Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания, материальных условий и ограничений по здоровью.
Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного обучения перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого. Все эти особенности учитываются при составлении образовательной программы дистанционного образования.

Список используемой литературы:
1.    Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. - № 1. – С. 46-51.
2.    А. Н. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович Технология дистанционного обучения //Юнити-Дана – 2000 – С. 304
3.    А. С. Макаренко / Педагогические воззрения / Трудрезервиздат, Москва, 1956 г. – С. 264

Поделиться: