Авторcтво: Кевенд Елена Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ №23 Выборгского района Санкт-Петербурга |
… Но всех чудес прекрасных на земле
Чудесней слово первое ребёнка.
П. Семынин
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. В старшем дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребёнок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, слов, обозначающих социально-значимые характеристики человека. Усвоение ребёнком слов происходит в связи с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.
Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Активность ребёнка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами). Детское словесное творчество разворачивается на фоне недостаточной усвоенности существующих в области языка законов. Оно направлено на познание, освоение, моделирование существенных связей и отношений в окружающем ребёнка мире. Словотворчество создаёт как бы зону ближайшего развития, точнее, саморазвития ребёнка.
Особенности первых ритмических стихотворных форм были отмечены К. И. Чуковским. Дневниковые материалы подтверждают характеристики, данные им первым проявлениям словесного творчества детей. Они возникают чаще всего во время беготни или игры, повторяются несколько раз, поэтому короткие и всегда проникнуты чувством радости.
К. И. Чуковский отмечал тяготение ребёнка к "явным нелепицам", " перевёртышам", часто встречающимся в детской и народной поэзии. В "перевёртышах", небылицах ребёнок посредством воображения "разрывает" связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, "отстраняется" от них, а затем связывает в новые сочетания. Таким образом "расшатываются" стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение. Путём минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребёнок, незаметно для себя, осмысляет его, причём в этой новой редакции выдвигаются существенные (с точки зрения ребёнка) качества того лица или предмета.
Развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием других психических процессов.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество - сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин "творческие рассказы" - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облечь его в форму связного повествования. Требуется также умение придумать завязку, ход, события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребёнка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Словесное творчество является одним из этапов речи, освоения ребёнком окружающей действительности, изучения природы слова, предложения.
Необходимо рассмотреть, как к пониманию словесного творчества подходили различные исследователи. Понятие словесного творчества ученые рассматривали по-разному.
О.С. Ушакова под словесным творчеством дошкольников понимает продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.
А.Е. Шибицкая отмечает, что словесное творчество ребёнка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретности образов, картин, явлений, представленных в сознании ребёнка; эти образы представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точными повторениями, копиями увиденного, услышанного, пережитого ребёнком. Это результат деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях.
Таким образом, словесное творчество - это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке сюжетного или описательного характера, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства (литературы и фольклора). Оно обобщает наиболее типичные факты детского словесного творчества.
Следует отметить, что словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований). Все это очень интересно само по себе и привлекает различных ученых и исследователей, всех, кого интересует данная проблема.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М Кониной, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения .
Одна из работ - книга Дж. Родари "Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй", где автор предлагает оригинальные способы "стимулирования воображения ребёнка" и приёмы обучения сочинительству. Наиболее ценными в книге Дж. Родари является стремление расковывать фантазию, учить детей творческому взгляду на мир, не бояться парадоксальной мысли. Кроме того, основной приём обучения Дж. Родари - игра.
Исследователь предлагает следующие приемы:
• Сказки наизнанку (переверни сказки), что было бы, если бы Красная Шапочка была злая, а волк добрый.
• Что было бы потом (вводят нового героя или слово).
• Салат из сказок.
• Использует опорные слова и добавляет постороннее слово.
Н.Н. Поддьяков связывает возможность развития эвристических способностей с высокой степенью познавательной активности, рассматривая различные её уровни.
Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
У детей с речевым недоразвитием суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. При рассказывании эти дети нередко испытывают трудности самостоятельно связно и последовательно излагать свои мысли об увиденном и услышанном, находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Эти особенности необходимо учитывать.
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитанием уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступный их пониманию, интересный для них. Тогда у детей появится желание придумать рассказ или сказку.
Е.И. Тихеева предлагает следующую тематику: "Как Ваня чуть не утонул"; "Катя разбила куклу"; "Приключения на катке"; "Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо"; "Медвежонок на прогулке"; "День рождения зайца".
Л.М. Ворошнина выделяет несколько видов творческого рассказывания: придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем (Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова); придумывание рассказов по плану; по указаниям воспитателя.
Основываясь на идеях К.И. Чуковского и других исследователей детской речи, педагоги разработали замечательные игры по ознакомлению детей со звучащим словом, воспитывающие особое, лингвистическое отношение к языку и речи, языковое чутьё.
В подготовительной к школе группе используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.
Е.И. Тихеева рекомендует давать такое начало, которое бы представляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать три-четыре вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
Более сложный приём - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: "Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Серёжа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: "Подарок маме". Лучшие рассказы мы запишем". Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему — самое трудное задание. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ. Предлагает ребёнку придумать название будущего рассказа и составить план. ("Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь всё").
Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие словесного творчества, является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целенаправленного наблюдения окружающей действительности. "Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой", - писал В.А. Сухомлинский.
Е.А. Флерина отмечала, что в рассказывании надо приучать ребёнка творчески работать на хорошо знакомом материале.
Наблюдение продуктивнее проводить так, чтобы в процессе восприятия привносился образный материал, элементы сказочности.
Такими наблюдениями активизируется в значительной степени воображение ребёнка, на занятии по рассказыванию работа воображения продолжается, дети непосредственно приступают к составлению сказок.
Процесс творчества начинает доставлять детям больше радости и удовлетворения, ведь в творческий процесс дети включались ещё до занятия и в течение какого-то промежутка времени вдумывались в образ своего будущего сказочного повествования, эмоционально сближаясь с ним. Наблюдение проводится за 3-4 дня до составления на занятиях сказок.
Знания о природных явлениях, полученных на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворения, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним.
Мир знакомых образов близок малышам. В жизнь ребёнка входят произведения различных жанров: стихи, рассказы, сказки. Более всего привлекательны для детей ритмически организованные произведения, в которых наиболее тесно связаны содержание и эмоциональный настрой. Это различные виды фольклора, потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, песенки. Интерес к ним у ребёнка сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.
Юмор в потешке, дразнилке основан на очевидных нелепостях, неожиданных сравнениях, преувеличениях, преуменьшениях, быстром и непредсказуемом развитии действий, звукоподражательных эффектов.
Дети улавливают юмористический характер описываемых событий. Жизнерадостный характер народной поэзии близок эмоциональному настрою самих детей. Прослушивание произведений является толчком для творческих попыток ребят.
Поэтический слух - способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и их связь с содержанием. А.Е. Шибицкая отмечает, что еще одним материалом для обучения детей словесному творчеству чаще всего выступает сказка, особенно народная. Такой же точки зрения придерживаются следующие исследователи: Дж. Родари, В.А. Левина, И. А. Орланова, Д.М. Леушина и другие.
Народная сказка - благотворительный источник детского творчества. Познание традиционных сказочных сюжетов, образов, благородных идей сказки активно подталкивают воображение и творчество ребёнка. Народная сказка неосознанно становится идеальным образом для создания собственных сочинений.
В. Гербова в своих исследованиях отмечала следующее: в методике развития речи термин "связная речь" употребляется в двух значениях:
"Процесс", "речевая деятельность";
"Продукт", "результат речевой деятельности".
Значение мотивации для умения составлять рассказы справедливо и для обучению творческому рассказыванию.
Интересным для дошкольников является придумывание рассказов об игрушках (куклах, медвежатах и т.д.). Можно также использовать заводные и музыкальные игрушки.
Мотивационные установки, используемые на каждом занятии, способствуют формированию интереса к рассказыванию и, как результат, появлению одного - двух вариантов повествования.
Сказки воспитывают любовь к Родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями, укладом русской жизни; способствуют формированию характера ребёнка, развитию его мышления, творческой фантазии, художественного вкуса; учат ребёнка преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым, храбрым. Через сказки ребёнок овладевает языком своего народа, начинает понимать его красоту, обогащает свою речь.
Рассказывание и чтение сказки всегда доставляет детям большую радость. Малыши внимательно слушают её, активно переживают, быстро запоминают содержание, а затем с удовольствием пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют обороты сказок (тянем-потянем, большая-пребольшая, жить-поживать и т. д.), эпитеты (мышка-норушка, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и пр.) в повседневной жизни.
Известный немецкий сказочник В. Гауф в детстве очень много читал, а по вечерам рассказывал о прочитанном своим сёстрам и матери, но не так, как было написано в книгах, а по-своему, изменяя сюжет или переиначивая концовку, которая его не удовлетворяла.
Широко известны мысли К.Д. Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, прибаутки, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка.
Другой известный отечественный педагог Тихеева Е.И. указывала на то особое влияние сказки, народного творчества на развитие речи, на культуру языка детей. Она отмечала, что между сказкой и психикой ребёнка существуют едва уловимые связи.
Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.
Тихеева Е.И. выдвигала требования к отбору сказок для чтения детям. В первую очередь детям необходимо читать народные сказки животного эпоса. Из сказок индивидуального творчества наиболее ценны те, содержание которых великие мастера и художники слова заимствовали у того же народного творчества, как-то: сказки А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» П.П. Ершова, «Аленький цветочек» К.С. Аксакова, «Три медведя» Л.Н. Толстого; большинство их доступно уже детям дошкольного возраста.
О.С. Ушакова уточняет, что фактором, который воедино связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество, является развитый поэтический слух.
В методике ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) рекомендуются некоторые интересные приёмы развития творческого воображения на материале сказок. Например, «кольца Луллия», которые можно использовать для пересказывания литературных произведений, сочинения сказок. На кольцах изображены герой, место действия, финал и т.д. Для того чтобы научить детей определять принадлежность героев к определённой сказке, необходимо так расположить кольца, чтобы изображение героя (Колобок, Репка, Золушка, Дюймовочка, Кот в сапогах, Три поросёнка и т.д.) соответствовало изображению места обитания (Теремок, огород, болото и т.д.) или изображению действий: «что делают» (тянут, бежит, строит и т.д.). Используя приёмы фантазирования, можно изменять всю сказку, или только её героя, или одно действие сюжета. Например, повернув кольца, можно сделать так, что Колобок окажется в Теремке или Дюймовочка на болоте. Это может стать основой новой сказки.
В трудах С.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, О.И. Соловьёвой, М.И. Кониной, A.M. Бородич, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Желательно использовать различные приёмы: рассказывание детей вместе с педагогом по вопросам, придумывание продолжения и завершения рассказа с опорой на речевой образец педагога и на план в виде вопросов, рассказывание по предложенному сюжету и т.п.
Словесное творчество можно развивать во время целенаправленных наблюдений на ежедневных прогулках, во время которых необходимо учить детей наблюдать, логически мыслить, воспринимать и оценивать явления природы. Это могут быть экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, иллюстраций в книгах, журналах, чтение книг.
Предлагаемые рекомендации помогут подвести детей с нарушениями речи к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: обогащению и активизации словаря, формированию грамматических навыков, выбору темы, сюжета, героев, к овладению способами законченного построения повествования, средствами выразительности, что будет способствовать развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ.
• Формируя словесное творчество детей, имеющих нарушения речи, необходимо учитывать специфику их речевой деятельности. Нужно стараться уделять больше внимания развитию тех умений, которые не сформированы.
• Необходимо совершенствовать все стороны речи ребёнка: фонетическую, лексическую, грамматическую, т.е. работа должна включать в себя обогащение словаря, формирование грамматических навыков,
• Желательно использовать различные приёмы: рассказывание детей вместе с педагогом по вопросам, придумывание продолжения и завершения рассказа с опорой на речевой образец педагога и на план в виде вопросов, рассказывание по предложенному сюжету и т.п.
• Педагог должен поддерживать интерес детей к занятиям. Необходимо обращать внимание на то, какие задания вызывают трудности у детей, а какие наоборот, не вызывают. Стараться уделять больше внимания на развитие тех умений, которые не сформированы.
• С детьми необходимо разучивать народные стишки, песенки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, сказки. Знание детьми фольклора побуждает их в дальнейшем использовать какие-то элементы в собственных сочинениях. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения.
• Словесное творчество можно развивать во время целенаправленных наблюдений на ежедневных прогулках, во время которых необходимо учить детей наблюдать, логически мыслить, воспринимать и оценивать явления природы. Это могут быть экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, иллюстраций в книгах, журналах, чтение книг.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
2. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7 года жизни в условиях мотивации их деятельности. Пермь, 1977.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.
5. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1973.
6. Поддьяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.
7. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). М.,1978.
8. Ушакова О. Развитие поэтического слуха как средства формирования словесного творчества детей 6-7 лет // Художественное творчество детей в детском саду / под ред. Н. Ветлугиной. М., 1974.
9. Ушакова О. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
10. Ушинский К. Д. Родное слово. Избр. пед. соч., т.II. М., 1954.
11. Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. М., Педагогика, 1990.
12. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок // Художественное творчество детей в детском саду / под ред. Н. Ветлугиной. М., 1974.
Поделиться: