Поиск по сайту

Использование информационных технологий в преподавании биологии


Авторcтво: Белозёрова Ольга Викторовна, учитель биологии, МБОУ СОШ №4 г.Николаевск-на-Амуре Хабаровский край


Развитие творческой деятельности школьников через информационные технологии, я, учитель биологии,  вижу в реализации следующих направлений:

Ø Использование современных, интерактивных технологий преподавания.

Ø Разработка системы нетрадиционных форм урока и внеклассных мероприятий, формирующих у учащихся интерес к изучению предмета посредством их применения

Ø Усиление практической направленности преподавания через различные виды внеурочной деятельности (Исследовательская и проектная деятельность.)

Ø Совершенствование профессионального  уровня.

 

      Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности.  Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области биологии. Однако в реальной практике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования стойкого интереса  учащихся на основе биологического образования. В результате чего результативность образовательного процесса резко снижается. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности, что приведёт к стойким положительным результатам. Стремительное увеличение возможностей информационно-коммуникационных систем и технологий сформировало глобальное информационное пространство жизнедеятельности информационного общества. Информатизация общества открыла пред человеком принципиально новые возможности и границы, позволила сжимать время и пространство, устанавливать контакты в любой точке земного шара в режиме «реального времени».

Информатизация образования в свою очередь открыла перед школой Новые возможности в оптимизации образовательного процесса.

 Популярность информационных технологий позволяют сегодня сделать   обучение   более   актуальным,   интересным,   открытым. Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

 На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

И использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

Применение информационных технологий позволило мне подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств  школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Одним из достоинств   применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию

Одной из ключевых является учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно и окружающей действительности, владением приемами учебно- познавательны я проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличим факты от домыслов, владение измерительными навыками, вероятностных и иных методов познания.

На уроках использую  информационные средства  обучения в качестве способа диагностики и мониторинга знаний, обучения, как источник информации при подготовке к уроку как учителя учеников. Форма представления информации на уроке может быть различные И текстовая, фотоинформация, видео. Все      это      активизирует      возбуждает     интерес,     заставляет       высказывать    свое   мнение,   даже    слабых учеников , формируя   умение   верно   выстраивать мысль вслух. Ведь не секрет, что н  даже сильные ученики     все чаще на уроках работая с текстом,   утрачивают  способность грамотно монологично говорить.

К     наиболее     эффективным представления материала учащимся отнести  мультимедийные  презентации  и  видеоролики.  В   моем кабинете представлены ЦОРы для различных целей, например: если раньше можно было проводить диктант на проверку определений, и т.д., то теперь я делаю это в форме небольшой презентации с предложениями, которые требуется дополнить, последние два слайда презентации - правильные ответы (как правило, проводятся такие работы в форме взаимо- или самоконтроля) и критерии оценок. Пример: актуализация, тема урока клетка.

Презентации не только для тех, кто присутствует на уроке, но и для тех, кто по какой-либо причине пропустил урок и нуждается в помощи. Тех учащихся, кого интересует технология подготовки презентации, готовлю отдельно, формируя умения находить нужный пласт информации в различных источниках учебниках, научно-популярной литературе, статьях   в   печатных   СМИ   и   в   интернете;

Компьютер использую на различных этапах урока:

• подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

• усвоение новых знаний;

• за крепление новых знаний;

• подведение итогов урока;

• домашнее задание.

Часто провожу виртуальные путешествия .

Цель   образовательного   путешествия:   самопознание   и   приращение

личности ученика.

                                   Этапы:

1.подготовка к путешествию, на этом этапе определяется тема, формируется группа, определяется цель работы;

2. работа в Интернете;

3.   подведение итогов (обработка добытых материалов, составление
маршрутного листа или презентации, представление результатов путешествия).

Пример.

Тема: « Среды жизни на земле .(5 класс)

Форма: «Виртуальное путешествие»

Цель урока: поиск информации по заданной теме в сетях Интернет.

В группе (2-3 человека). У каждой группы разные задания. Источники информации: ресурсы Интернет.

Каждая группа определяет задачи, реализует их, готовит отчёт о проделанной работе (презентация, рассказ). Итог работы сам отчёт, который оценивается классом.

Творческая деятельность- это форма обобщения и систематизации знаний используется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Время проведения 1 урок-неделя. Учащиеся разбивают на группы или работают самостоятельно. Группы формируются по желанию.

             Данная форма сочетает в себе следующие возможности:

мультимедийные (предъявление текстов, изображений, диаграмм);

высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны, включаются в работу с первых минут урока);

□ креативность мышления учащихся;

Примеры проведения творческих работ:

- Презентация «Аквариум»

- Презентация «пресмыкающиеся»

Из представленных работ учащихся видно, что использование учебных практик в системе работы позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках биологии.

Кроме того этот этап выводит ученика на Стадию размышления (РЕФЛЕКСИЯ), на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

На контрольно-корректировочном этапе происходит анализ правильности выполнения деятельности и внесение коррекции в свои действия



Для приобретения учеником опыта творческой самостоятельной деятельности, овладения новыми технологиями, образовательный процесс должен быть основан на активном использовании средств ИКТ, Интернет-ресурсов. Важно отметить, что большинство учащихся 10-17 лет уже являются активными участниками сети Интернет: свободно владеют всеми формами сетевого общения, манипулируя файлами различных форматов. Однако, это специфический Сетевой мир общения подростков и юношества, выстроенный в фонетически ориентированной игровой форме, не всегда продуктивный, а иногда и не безопасный.

Организованная педагогом сетевая деятельность (учебные и социальные проекты, конкурсы, конференции, викторины, и др.), открывает перед учениками новый сетевой мир, в котором не только играют и общаются, а учатся и учат других, решают интересные и актуальные проблемы, создается поле самостоятельного поиска, анализа и интерпретации знаний. В совместной сетевой деятельности происходит не только овладение новыми информационно-коммуникационными технологиями, а создается поле единой сетевой культуры учеников и педагогов.

Сегодня существует достаточное количество сетей ориентированных на школьников, предлагающих участвовать в различных конкурсах и проектах, в которых я сама принимаю участие и также мои ученики.

«Познание творчество» ежегодно принимают участие на этом российском конкурсе, «Портфолио» Молодёжный чемпионат по предметам в городе Пермь.

Мною была проведена большая  исследовательская работа по определению зависимости успешности детей от использования ИКТ и их активности. Практика доказала, что эти два процесса неразрывно связаны. Поэтому все свои методики преподавания я  неизменно связываю с использованием ИКТи глубоко  убеждена,  что каждый ребёнок наделён особым даром,     а мне как учителю надо найти этот дар и  развить, если этот дар не раскрыть  в детстве, то сложнее будет развить его потом.

 Я включаю детей в такую деятельность которая обеспечивает ребёнку рост если ребёнок сильный, то на различных уровнях его работы, а если нет то относительно самого  себя. Это обеспечивает заинтересованность учеников. Главное найти такие проблемы, которые были бы интересны и мне, и моим детям. Выбор проблемы - акт сотворчества. Сотворчество продолжается, когда я продумываю пути  решения проблемы и очень часто решение этих проблем мы находим вместе с детьми в интернете.

.Все это подводит меня к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации мышления учащихся. Поэтому для меня главное умение  активизировать, побуждать, стимулировать, направлять мышление своих учеников. Систематически  укрепляясь  и  развиваясь,   познавательный  интерес  становится   основой  положительного  отношения  к  учению.

Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль должна занимать не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе. Поэтому моя промежуточная цель, как педагога - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем, активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают, или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Только сотворчество, как совместная развивающая деятельность меня и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга помогает мне создать такую атмосферу.

       Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное - корень, у ребенка - душа. Я стараюсь помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде. Учу   "естественно": создаю специальную "учебную среду", которая даёт возможность ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и возможности. В "учебной среде" и происходит обучение детей, полностью отвечающее их потребностям, интересам и стремлениям Задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться, обеспечить  оптимальное и эффективное восприятие, усвоение и использование учебной информации в интерактивном режиме. Изучая теорию и практику использования информационной технологии обучения (компьютеризации обучения)  В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова и др., а также программу Intel «Обучение для будущего» в России, созданную Я.Быховским, ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.

 Здесь значительно облегчается процесс обмена информацией. Благодаря этим методам я могу управлять познавательной деятельностью учеников, в их мотивации, в  формировании и корректировке соответствующей установки ученика на учебную деятельность по изучаемому предмету. При помощи интеграции информационных технологий  я моделирую экологические ситуации  техногенные катастрофы, природные катаклизмы, их интерпретации и наиболее оптимальное реагирование на них обучающихся:

v моделирование экологических ситуаций без учёта реально необходимых для их создания временных и пространственных интервалов,

v моделирование недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;

v возможность показа последствий экологических и техногенных катастроф в динамике, ретроспективное и перспективное интерпретирование их;

v возможность интерактивного управления физическими, химическими .иными процессами ,осуществляемые человеком ,потенциально опасными для окружающей среды и самого человека;

v эмоциональность и выразительность транслируемой обучающемуся учебной информации;

v регулирование информационной насыщенности проводимого занятия с учётом индивидуальных особенностей обучающихся;

Использование этих технологий даёт мне следующие достоинства на уроке: мобильность, портативность, возможность демонстрации компьютерного и видео изображений, отображение учебной проекций на большом экране в незатемнённом классе и даже при включённом свете, что позволяет сберечь зрение.

Современные информационные технологии кроме этого дают мне возможность включить дополнительные механизмы в организации познавательных процессов обучающихся для более детального анализа и восприятия ими значимой информации, оперирования с нею и её переходу в прочные знания.   

   Например, снимаем  видеофильмы, а затем   на уроке  демонстрирую с компьютерной поддержкой, используя  комплект с мультимедиа проектором. Применяю  на уроках видео – или аудиозаписи с теле- и радиопередач, которые носят учебный характер и могут расширить или дополнить знания учащихся, мною собрана огромная коллекция фильмов о природе, которые пользуются у детей большой популярностью. Часто ребята просто их скачивают, чтобы посмотреть дома. Так большой популярностью были фильмы с телевидения «Осторожно еда», «Плесень», «Ген скорпион «и много других Естественно, что после уроков шло обсуждение. Считаю, что продолжение урока после звонка - это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию и самообразованию

      Использование компьютера на уроке и во внеурочной деятельности способствует разумному сочетанию индивидуальной и коллективной работе учащихся.

Широко практикую работу с различными типами справочных изданий по биологическим наукам, в т.ч.  определители, карты, справочники на компакт-дисках, поиск информации в сети Internet , электронных коллекций изображений. Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, при этом происходит экономия времени.                                                                                                                                   В курсе биологии есть темы, к которым подобрать наглядный материал достаточно нелегко. Я  хорошо представляю  себе, что любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Сегодня у меня есть возможность использовать электронные учебники, интернет - ресурсы. Но меня больше привлекают уроки, подготовленные мною. Обладая необходимой техникой, уроки-презентации можно проводить в двух формах: в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит перед компьютером, и при использовании мультимедийной приставки.  Урок, сделанный в программе Microsoft Power Point, позволяет повторить видеофрагмент с любого места, а также дает возможность вернуться в наиболее трудную часть урока за считанные секунды.                                                  Power Point позволяет внедрять в урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда совмещаю на одной странице фото- и видеоматериал. Очень важным этапом урока является повторение. В этой программе я легко возвращаюсь в начало и повторяю изученное. Такой урок помогает с лёгкостью усвоить даже очень сложный материал. . Созданная электронная презентация с анимационными эффектами позволяет наглядно воссоздать основные этапы этого процесса и проследить логическую связь между ними. Каждый этап демонстрирую отдельным слайдом по щелчку мыши. Установленные на слайдах кнопки дают возможность получить дополнительную информацию о происходящем процессе и его особенностях. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку. При участии в проекте по созданию электронного учебника:

-у ребят повышается интерес к предмету;

-улучшается усвоение материала;

-возрастает самооценка и уверенность в своих силах;

-развиваются творческие способности.

Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи.

Презентации учащиеся выполняют с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Excel.
 С помощью компьютерной программы Microsoft Power Point использую на уроках презентации, которые готовлю сама или   учащиеся. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости дополняю или переделываю.  Для этих целей использую  программу  Movie Maker. Много компьютерных игр по биологии создали сами дети, и они пользуются большой популярностью. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.


 


Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Кроме этого, мы начали привлекать и учащихся к созданию    мини презентаций к уроку. Обычно в конце урока сообщается тема следующего и предлагается   желающим   подобрать   интересные   материалы,  подготовив небольшое выступление.

Использование детских презентаций на уроке способствует повышению
мотивации у учащихся, особенно авторов материалов. Учащиеся учатся ставить цель и планировать свою деятельность, т.е. у них, кроме информационных, идёт формирование и самоорганизационных компетенций.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Технически организовываю работу с ресурсами Интернет на уроке в двух вариантах.  Компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, и мои ученики работают в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако мне необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет.     При подготовке урока я копирую  необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том, и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Нельзя не сказать о значении Интернета для моего самообразования и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.

            Часто посещаю   англоязычные сайты, так как на них есть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций. Использую информационно – коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока.

 Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, невозможна без использования персональной электронно-вычислительной машины.

Девизом для использования компьютерных технологий взяла цитату из выступления генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».

 


 


Поиск  и использование  Интернет-ресурсов  при  подготовке  урока, внеклассного мероприятия.

Существующие интернет-технологии, которые позволяют мне оперативно получать необходимую информацию на сайтах образовательного назначения, а также, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами. Порой, только используя Интернет, можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, рукописные работы и многое другое.

Для удобства работы с Интернетом создала каталог сайтов, который доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записываю на доске адреса соответствующих сайтов. Вот примеры некоторых сайтов, которыми пользуются мои ученики:

  • «Научная сеть» – www.nature.ru   – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.
  •  Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – www.bio.msu.ru .
  • «Редкие и исчезающие животные России» – www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm   – на сайте представлена информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.
  • «Новости биологии» – www.biodan.narod.ru  – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.
  •  «Кирилл и Мефодий. Животный мир» – www.zooland.ru  – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта  использую для оформления планшетов в кабинете биологии и на уроках зоологии.

Как учитель пользуюсь адресами сайтов виртуальных библиотек, виртуального методического объединения (http://www.center.fio.ru/som), проектом «Интернет государство учителей» ( http://www.intergu.ru/ ) и др. 

На сегодняшний день есть большая сеть в помощь учителю и в хабаровском крае. Для информационного сопровождения деятельности ХКОИС, атак же для создания краевого научно-образовательного контента Хабаровским краевым центром новых информационных технологий был разработан ряд информационных web-ресурсов:

-        Краевой образовательный портал «Пайдейя»   http://abc.edu-net.khb.ru

-        Сайт ХКОИС                                                  http://edu-net.khb.ru

-        Официальный            сайт       Министерства

образования Хабаровского края              http://minobr.khb.ru

-    Портал       «Научные       исследования       и

инновации в Хабаровском крае»            http://nio.khb.ru

Поисковый сайт «Региональная база
информационных ресурсов»                   http://rnbo.ldib.ru

Региональная реплика Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов    http://cor.edu.27.ru

Сайт регионального центра оценки качества
Образования                                                http://rcoko.khb.ru

Использование этих сайтов даёт мне возможность узнать много нового в современных интерактивных технологиях, что помогает усилить мотивацию ребенка к стремлению овладеть новыми знаниями.

. Применение новых информационных технологий в работе даёт мне возможность также использовать следующие формы работы:

1. Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека, это делаю для того чтобы ребята поняли значимость обучения, работали на равных учились коммуникабельности в общении.

2.Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Я только руковожу поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя. К сожалению, программа по биологии не совершенна и есть ещё много вопросов, с которыми дети столкнутся на практике, вижу мою цель в этом вопросе в том, чтобы предостеречь ребят от негативных воздействий во взрослой жизни, потому что больше этому их никто не научит. Главное что здесь я не навязываю своё мнение, дети сами путем собственного поиска  примеров приходят к нужному решению..(например вред курения, алкоголя. наркотиков, ранней половой жизни и т.д.)

3.Поворот от работы с более успевающими учениками к работе СО всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая меня для работы с отдельными учениками или группами. Стараюсь в этот момент поднять значимость слабых учеников, достучаться до их собственной мотивации, добиться чтобы они поверили в свой успех. Главное при этой форме работы

Ориентироваться на слова «Я могу, у меня получиться».    Очень многие ребята, которые  считаются слабыми по другим предметам  по биологии  добиваются успехов .(Рожаш Ульяна 6а класс, она за два года добилась 2 места на российском конкурсе «Познание ,творчество».хотя изначально в 5 классе .девочка была среднего уровня но работа с ней, помощь родителей и огромная мотивация сделали своё дело.) Чтобы этот метод работал необходимо:

· признавать достоинства;

· одобрять успех;

· делать работу привлекательной;

· давать ребёнку шанс («Ты можешь, и ты добьёшься»);

Хвалить, награждать ученика (по примеру Наполеона.

Проектная деятельность.

Этот метод выбран мной, т.к. он основан на самостоятельной
деятельности обучающихся по разработке проблемы, и по оформлению
практического результата. Ученики включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая привлекает их новизной, необычностью и
занимательностью - это стимулирует познавательный  интерес и развивает

потребность выявлять проблемы, разрешать возникающие противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

- значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;

- активность каждого участника проекта;

- творческая самостоятельность авторов проекта;

- соблюдение требований к созданию проекта;

- речевая культура, умение отвечать на задаваемые вопросы.

- Цель проекта: создание оригинального учебного пособия по изучаемой семе, способствующего развитию зрительной памяти, образного мышления, развитие интереса к изучению информатики, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач.

Па этапе составления информационного листа учащиеся:

1)                     делятся на группы;

2)                     формулируют тему и определяют цель;

 

  Такая организация деятельности учащихся и меня с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой – экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителя. (мой проект в федеральном  конкурсе учителей ,применяющих информационные технологии в учебной работе» Цель многих наших проектов :это решение наболевших  экологических проблем, имеющих социальное значение( Мы уже нашли решения таких проблем. как твёрдые бытовые отходы, проживание бездомных собак, защита зелёных насаждений и т.д.)

Уверенна, что мои дети не смогут, будучи взрослыми закрывать на негативное воздействие человека на природу, глаза, так как уже сейчас это вызывает у них большую тревогу. Хочу, чтобы любовь к родному краю не закончилась у них во взрослой жизни. Нами сделано много презентаций фильмов о нашем Хабаровском крае, Николаевске. я постоянно это им показываю, и они сами видят, что некоторые места уже не такие какие были раньше и это создаёт дополнительную мотивацию к исследованию.Ищем пути выхода из этих ситуаций, а путь у нас один привлечь общественность и практически в спасении планеты, внести свою лепту. Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

 Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

Контроль знаний, базирующийся на тестировании, Компьютер оказывает мне помощь  для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы. Мною сделано очень много контрольно измерительного материала, также электронные плакаты по предмету цоры всё это позволяет мне быстро отследить результат усвоения материала и сделать коррекцию. Программ вотум. В настоящее время информационные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным.

       Система интерактивного голосования и тестирования VOTUM разработана при содействии Департамента Образования города Москвы и представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник.

      Система VOTUM - это система обучения, тестирования и голосования, которая обеспечивает интерактивное общение между преподавателями и учащимися в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных игр и другой деятельности.

    Будучи простой, удобной в обращении системой, VOTUM делает учащихся более вовлеченными в образовательный процесс, а с другой стороны, преподаватель приобретает возможность мгновенно получать ответную реакцию участников тестирования.

    Система VOTUM помогает мне учебной деятельности и подготавливает отчеты о прогрессе в образовании для родителей учащихся Для аудитории необходим только один компьютер, на который устанавливается программное обеспечение VOTUM. К компьютеру присоединяется через USB порт радио-ресивер.

У каждого ученика и у  меня  есть свой беспроводной пульт. Ученики с помощью пультов отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из нескольких вариантов или набирая ответ на пульте, или дают учителю знать, что у них появились вопросы. Сигналы с пультов поступают в компьютер посредством радио-ресивера, обрабатываются программой, и VOTUM мгновенно выдает результаты.

 Система VOTUM делает общение между учащимися и мною

1.более интерактивным,

2.обеспечивает более активный образовательный процесс:

Сама система удобна в применении и проста в освоении.

VOTUM поддерживает 6 учебных режимов: Оценка

  1. Опрос
  2. Соревнование
  3. Голосование
  4. Демонстрация
  5. Индивидуальный тест

Оценка.

n Проверка знаний: в зависимости от уровня знаний класса, преподаватель может провести контрольную работу для оценки понимания материала

n В ходе классной работы: для улучшения эффективности работы в классе, преподаватель может сосредоточить усилия на самых проблемных вопросах и индивидуально оценить их ответы

n Групповые занятия: при разделении класса на группы ученики совещаются и дают коллективный ответ от группы.

Опрос. Данный режим используется при проведении референдумов по заранее подготовленному вопроснику. «Опрос» позволяет узнать количественное и процентное соотношение мнений и голосов по какому-либо вопросу.

Соревнование. Этот учебный модуль предлагает учащимся отвечать на вопросы в режиме соревнования. Для тестирования в режиме соревнования преподаватель должен иметь готовые файлы вопросов к тесту

                                                                    В программе VOTUM можно создавать не только тесты, но презентационные уроки. Готовясь к уроку, учитель может создать презентацию MS Power Point или слайды в редакторе VOTUM с тезисами темы, различными фото и видео материалами, текстовой информацией. Создавая слайды в программе VOTUM, учитель может сделать урок интересным и увлекательным для ребят. Тезисы на слайдах помогут ученикам правильно построить свои ответы и охватить всю тему, не упуская важные детали.

Индивидуальный тест.

Дает возможность дать каждому ученику индивидуальные задания, в зависимости от успеваемости учащихся, а также избежать «списывания» в процессе тестирования. В режиме «Индивидуальный тест» каждому ученику выдается индивидуальный лист с заданиями, распечатанный на принтере, ученики отвечают на вопросы с помощью пультов. VOTUM записывает все ответы учащихся и формирует отчеты. При этом «большой экран» ученикам не требуется (не нужно выводить вопросы на экран проектора, интерактивной доски и т.д.)

Мною созданы, работают три странички на школьном сайте: Методическое объединение, ШНО, экологическая страничка. (рассказ о них в презентации)

                   Результативность деятельности.

                          Результатом моей деятельности является:

  1. Качество знаний по предмету биология – 70%;
  2.  школьники ежегодно занимают призовые места на районных конференциях, олимпиадах и в крае, (Гвордыченко И ,Мелюхова Е, Гузей Г.и тд)
  3. внедрение в свою деятельность, новых информационной технологий, веду системно мониторинг обучения и вижу в классах продвижения в учебе большинства учащихся, способность школьников включаться в самостоятельный познавательный процесс поиска, повышение престижа биологии, как предмета, большой охват учащихся внеклассными мероприятиями по этому предмету.
  4. кабинет оснастила техникой,  электронными пособиями, тестами – контрольными, обобщающими, итоговыми;
  5. руковожу творческой группой учителей естественного цикла в школе.    Систематически оказываю помощь молодым педагогам,
  6. руковожу ШНО «Интеллект»
  7. исследовательские работы школьников под моим руководством занимают призовые места и являются победителями на районном, краевом и российском уровне.(Гузей Глеб, Рожаш У, Павлов Иван, Виноградская Е.)
  8. руковожу заочной краевой экологической школой в районе.
  9. В течение ряда лет работаю над развитием своего творчества:

Принимаю активное участие в российских, краевых районных конкурсах учителей, работаю в сетевых сообществах    «Открытый класс», «хабавики», «педсовет Орг», создание действующих трёх страниц на школьном сайте.

                                                                             Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka


Поделиться: