Авторcтво: Шутова Светлана Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Выборгского района Санкт-Петербурга; Мосягина Марина Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стал:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся;
· преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:
· Спортивно-оздоровительное
· Духовно-нравственное
· Социальное
· Общекультурное
· Общеинтеллектуальное
Задачи:
· Развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций
· Развитие инициативы и творчества детей
· Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
· Пропаганда здорового образа жизни
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности ; психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка; реализация игрового сюжета в деятельности детей. Качества личности, формируемые в данном возрасте и нуждающиеся в развитии:
Интерес к самому себе;
Самопризнание себя как личности;
Управление самим собой;
Уважение чужого мнения;
Любознательность и вовлечение в деятельность;
Эмоциональная устойчивость;
Мотивация действий и поступков.
Исходя из особенностей развития младшего школьника, ежегодно составляется психолого-педагогическая характеристика класса на основе достижений и проблем по итогам учебного года, и намечаются цели и задачи.
Цели и задачи
В основе воспитательной деятельности в классе лежит парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания.
Целью воспитательной системы класса является формирование дружного классного коллектива и развития личности в нем.
Задачи для реализации данной цели:
1класс
помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же личность каждого одноклассника,
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
2 класс
развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка;
воспитание здорового образа жизни;
формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правил поведения;
3 класс
создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
воспитание личной ответственности за порученное дело;
4 класс
совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;
выявление новых инициатив, идей;
привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
Ценности и принципы построения воспитательной программы
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы, являются: «Коллектив», «Культура», «Человек», «Нравственность», «Творчество». Все это дает возможность сплотить коллектив, выразиться личности младшего школьника.
Внеклассная деятельность учащихся строится по следующим принципам:
Принцип открытости. Дети планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят свои предложения.
Принцип привлекательности будущего дела. Необходимо увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Младшие школьники переживают бум деятельности, им хочется участвовать во всех мероприятиях.
Принцип свободы участия. Предоставить возможность выбора заданий с учетом своих интересов и возможностей.
Принцип обратной связи. Необходимо обсудить в конце мероприятия, что получилось, а что не получилось.
Принцип сотворчества. У ребенка должно быть право выбора партнера по выполняемому делу.
Направления деятельности в коллективе
1.Здоровье
Необходимо заниматься физическим совершенствование учащихся, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры. Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.
Формы работы в направлении «Здоровье»:
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны, турниры: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Самые ловкие и умелые», «Шахматный турнир», «Олимпийцы среди нас», «Вперед мальчишки!», «Все на лыжи» и т.п.
встречи со спортсменами
дни здоровья,
предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы газет, устные журналы, беседы и дискуссии на спортивную тематику или по вопросам здоровья: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены», «Истории видов спорта», «История олимпийских игр», «Спорт в моей семье», «Режим дня и спорт», «Мой любимый вид спорта» и т.п.
2. Интеллект
Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Целью деятельности является оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно применять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни. Необходимо создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. Развивать кругозор, любознательность.
Формы работы в направлении «Интеллект»:
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
интеллектуальные марафоны;
школы интеллектуального развития;
тренинги интеллектуальных умений;
конкурс научно-исследовательских работ;
предметные олимпиады.
«Что, где, когда?», игра –путешествие «Лидер»,
«Мой Санкт-Петербург», творческий отчет, Солнечные проекты, КВН «Я люблю тебя Россия», «Мультиконфети», урок-путешествие «Знания нужны мне и моей стране», «По дорогам сказок», «Умники
и умницы», конкурс «Знайка – 2014» и др.
Нравственность
В содержание деятельности входит формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознание нравственного и правового долга, воспитание нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся.
Формы работы в направлении «Нравственность»:
тематические классные часы по нравственной тематике;
читательские конференции;
организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
праздники, сюрпризы, конкурсы;
экскурсии, поездки;
знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории.
«Добро и зло в сказках», «Моя помощь родным», «Лучшее слово о дружбе», «О жадности и жадных», «О невежах и вежливости», «Эгоисты. Кто они такие?», «Поговорим о том, как мы выглядим», Что значит быть ответственным и др.
4.Общение
Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы и класса, учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.
Формы работы в направлении «Общение»:
социометрия;
интерактивные игры, тематические классные часы;
тренинг общения детей и родителей;
защита проектов, самопрезентации;
праздники, конкурсы, ролевые игры.
«Мир моих интересов», Рыцарский турнир для мальчиков, «Прощание с начальной школой », «Масленица», музыкальная гостиная «В гостях у Гусли» и т.п.
Досуг
Создание условий для проявления учащимся инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности, использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности, отвечающих интересам и возможностям учащихся, воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы.
празднование памятных дат в жизни учащихся;
празднование памятных дат календаря;
посещение театров, музеев, выставок;
фестивали, презентации;
конкурсы талантов, марафоны;
танцевальные вечера
6. Гражданин
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота, развитие общественной активности учащихся, воспитание сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости.
Формы работы в направлении «Гражданин»:
тематические классные часы;
встречи с представителями органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
Права и обязанности ученика, день защитника Отечества, день Матери, день Победы, конкурсы чтецов, «Вспомним героев своих», «урок Мужества», экскурсия в музей, игра «Дорога в космос», Международный женский день 8 марта, день Конституции, день Народного Единства, фото конкурс «Моя семья», классный час «Наша школьная семья» и др.
Семья
Способствовать максимальному сближению интересов детей и родителей через организацию и совместное проведение досуга, формировать уважение к членам своей семьи. Организация просвещения родителей в вопросах воспитания
Формы работы в направлении «Семья»:
тематические классные часы: «История нашей семьи», «Военная летопись нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи», «Наши бабушки и дедушки»;праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
совместные праздники и собрания;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических команд;
дни творчества, дни открытых дверей;
индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведен опрос, который показал, что 80% родителей учащихся нашей школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Литература
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
6. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
7. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
8. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
9. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
10. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
11. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
12. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
13. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
14. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
15. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Поделиться: