Поиск по сайту

Обобщение опыта учителя физики


Авторcтво: Фирсова Светлана Анатольевна, учитель физики ГБОУ средней общеобразовательной школы № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга


Цель образования в современном обществе – развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни. Ученик после окончания школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научно технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения, без всякого принуждения пополнять свои знания и уметь их быстро применять на практике.

Основные цели, которые должен ставить перед собой учитель, на мой взгляд, следующие:

1) привлечь учащихся к изучению предмета

2) научить и воспитать ученика

Опыт показывает, что решать вторую задачу значительно сложнее, чем первую. Используя возможности самого предмета, многие учителя физики научились заинтересовывать ребят своим предметом, а вот научить всех в условиях всеобщего среднего образования оказалось гораздо труднее.

Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую

следующие современные технологии и методики: «Проблемное обучение», «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала», «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», «Компьютерные (новые информационные) технологии обучения», «Личностно-ориентированное развивающее обучение», «Технология саморазвивающего обучения». Наибольшее предпочтение отдаю «Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»

Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова. В основу данной методики положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах.

К.Д. Ушинский писал: "Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы".

Облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному усвоению помогут опорные сигналы конспекты. Опорный сигнал по Шаталову - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов".

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных конспектов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Позволю себе кратко изложить технологию – последовательность действий учителя и учащихся.

Каждая изучаемая тема разбивается на отдельные блоки. Обычно они содержат законченный по содержанию материал и изучаются в течение 10-15 уроков.

При изучении каждого блока должен быть выполнен полностью следующий «технологический» цикл

1) первичное предъявление учащимся нового материала

2) оперативный контроль усвоения знаний

3) разучивание материала и его глубокое усвоение

4) тематический блочный контроль знаний

5) систематическое повторение

Изучение блока завершается обязательным контролем знаний по данному блоку с выставлением отметок по теме.

Новый материал учитель излагает на уроке как обычно: максимально использует демонстрационный эксперимент, технические средства обучения. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач, решаемых уроком, учитель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления материала.

Но здесь есть и особенность. Во-первых, лекцию, рассказ, беседу следует строить в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержанием. Поэтому учитель должен в своем рассказе осветить весь материал опорного конспекта. Однако по содержанию рассказ учителя может быть шире и глубже. В конспект же, который в конце урока получит каждый ученик, следует включать только материал, который должен быть понят и усвоен учеником.

Во-вторых, во время объяснения учителя ученик не должен вести записей. Он слушает учителя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. Это раскрепощает ученика. Слушать и одновременно вести записи умеют только самые сильные ученики. Большинство ребят, записывая что-то за учителем, теряют нить рассуждений, пропускают отдельные важные моменты и не получают поэтому единой целостной картины.

Более целесообразно давать в конце урока каждому ученику поурочную карточку. В ней есть опорный конспект, в котором в свернутом виде изложена вся информация, выданная учителем.

После объяснения материала всему классу показывается крупно написанный опорный конспект. Учитель вторично быстро и четко, используя рисунки на опорном конспекте, повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается 2-3 мин. При максимальном внимании всего класса

Ученик при такой форме закрепления видит наглядно весь материал, изложенный учителем. Он сможет связать непонимание отдельных моментов с конкретным словом, рисунком и тут же или на следующем уроке спросить у учителя.

Главное в процессе изложения нового материала – добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части конспекта, чтобы не оставалось темных пятен. Над этим учитель работает и на последующих уроках. Многолетняя практика показала, что если ученик не учит материал, а зубрит конспект, то на следующем уроке воспроизводя его, он делает массу смысловых ошибок, особенно в рисунках. Именно поэтому следует добиваться понимание материала каждым учеником.

Умение ученика по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.

ОК позволяет ученику:

- глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал

- легче запомнить изучаемый материал

- используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал.

- приводить в систему полученные знания особенно при повторении.

ОК позволяет учителю:

- наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса

- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала

- многократно повторять изучаемый материал

- быстро без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изучаемый материал

- привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив ОК, могут увидеть, готов он к уроку или нет, особенно если ученик им расскажет материал по конспекту.

Получив ОК, ученик дома должен работать в следующей последовательности:

- положив перед собой конспект, он восстанавливает рассказ учителя по памяти, сразу же замечая при этом, что не запомнил, чего не понял. На эти места он должен обратить особое внимание при последующей работе.

- затем читает учебник, иногда заглядывая в конспект. Т.к. ОК составлен в основном по учебнику, то читая текст соответствующего параграфа, ученик одновременно расшифровывает конспект. Разбирается в отдельных, наиболее трудных и непонятных местах. К концу чтения учебника весь материал им должен быть понят. Если что-то осталось невыясненным, следует записать вопрос, чтобы проконсультироваться у учителя.

Затем ученик переписывает конспект в тетрадь. На подготовку к каждому уроку ученик затрачивает не более 20-30 мин.

Изучение теоретического материала каждого блока завершается решением задач, тестовыми заданиями, выполнением лабораторных работ.

При решении задач и проведении к/р использую разноуровневые задания. При подготовке к к/р на уроках выполняются задания всех уровней. При выполнении к/р ученик сам выбирает те задания, которые способен выполнить, имея в своей карточке задания на «3», «4», «5». Это дает возможность ученику чувствовать себя комфортно, избежать стресса перед задачей.

В своей работе я применяю опорные конспекты на уроках физики и иногда информатики. Для удобства применения опорных конспектов я начала разработку мультимедийных презентаций, в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию презентаций с опорными конспектами и использованию их на уроках физики с размещением их на персональном сайте.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя – это успехи его учеников. Мои ученики участвуют и занимали призовые места на олимпиадах районного уровня, участвуют и занимают призовые места во Всероссийских конкурсах, таких как «Олимпус», Молодежном физическом чемпионате. На сегодняшний день мои выпускники обучаются в ведущих технических ВУЗах Российской Федерации и что особенно отрадно, преподают в них.


Поделиться: