Авторcтво: Фефелова Вероника Борисовна, учитель начальных классов школы №102 Выборгского района Санкт-Петербурга; Тарасенко Ольга Эдуардовна, учитель начальных классов школы №102 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к учебе, к предмету, является личность учителя, его увлеченность своим делом, а также умение поддерживать веру в силы и возможности каждого ребенка, умение сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, допустить оплошность. Задача учителя - сделать все возможное, для того, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Яркость, эмоциональность, разнообразие работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума - вот к чему должен стремиться каждый педагог.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебного материала. Активизация при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, к заданиям, к формированию правил. Если ребенку интересно на уроке, то он лучше и легче запоминает, активно работает, повышает работоспособность и творческую активность.
Учеба – это серьезный труд. Когда учиться интересно – легко учиться, радостно учиться, хочется учиться. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать, развивать его творческий потенциал. Для этого нужно использовать в работе все эффективные традиционные и нетрадиционные формы обучения русскому языку, литературному чтению и других предметов.
Для того, чтобы учебный процесс был эффективным, вызывал интерес у детей, необходимо применять различные методы работы, вызывающие интерес к предмету.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Типы уроков различны: закрепление нового материала, закрепление и совершенствование знаний, обобщение, проверка знаний. Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо применять различные виды работ на уроке и в соответствии с этим использовать определенный тип урока.
1. Проведение уроков разного типа.
В зависимости от цели, ведущих методов, технологий и видов деятельности учителя и учащихся применяются разнообразные типы уроков:
· Уроки-сказки
· Уроки-путешествия (экскурсии)
· Деловые игры
· Уроки-семинары
· Уроки-практикумы
· Уроки-зачеты
· Уроки-праздники
· Интегрированные уроки
· Уроки развития речи
2.Повышение активности работы детей на уроках
· Создание проблемной ситуации
· Определение детьми целей и задач урока
· Использование разных видов работ ( индивидуальная, работа в паре, групповая)
· Постоянная смена деятельности
· Использование метапредметных связей
· Применение личного жизненного опыта учащихся
· Использование на уроках наглядных пособий, интерактивной доски, проекторов, музыкального сопровождения
· Включение в урок игровых моментов
3.Работа с текстом
Для лучшего усвоения и понимания художественных текстов необходимо тщательно и поэтапно выполнять анализ произведения. Для детей младшего школьного возраста на первый план выходит понимание содержания, темы и основной мысли текста. Для лучшего усвоения необходимо использовать такие приемы как:
· Работа с толковыми словарями для понимания и усвоения новой лексики
· Пересказ целого текста и его частей
· Выделение основной мысли
· Определение идеи текста
· Выявление главных и второстепенных персонажей, их характеристика и сравнение
· Личное отношение
· Ответ на вопросы по содержанию
· Выявление изобразительно - выразительных средств языка, встретившихся в тексте
· Знакомство с биографией автора и определение места художественного произведения в его творчестве
· Сравнительный и сопоставительный анализ нескольких произведений
· Обобщение и подведение итогов (выводов) по прочитанному произведению.
Активизировать учебный процесс помогают творческие задания
· Написание сочинений, отзывов, рецензий
· Создание проектов и презентаций
· Написание иллюстраций к тексту
· Работа в группах по созданию произведения определенного жанра
· Создание классной библиотеки
· Подбор пословиц и поговорок как вывод к прочитанному произведению
· Пересказ текста от другого лица
· Проведение викторин, составление кроссвордов, игр по станциям, где определяющую роль должны играть сами дети
· Создание классного театра, с афишами, декорациями, костюмами. В качестве зрителей можно пригласить учеников других классов и родителей
· Проведение литературных гостиных и творческих вечеров
· Создание собственных книжек-малышек
4. Работа на уроках русского языка
· Развитие мелкой моторики игровыми упражнениями
· Введение минуток чистописания
· Создание алгоритмов при работе с различными орфограммами
· Составление блок-схем при изучении различных частей речи
· Работа со словарями
· Сочинение правил в стихотворной форме
· Иллюстрация правил
· Применение карточек-загадок при словарной работе
· Создание проектов и презентаций с орфографическими минутками
· По итогам прохождения раздела проводить викторины, вопросы и задания к которым должны придумать сами ученики
· Составление «карт успеха» для экрана соревнований
У учащихся младших классов ограниченный словарный запас, однообразные синтаксические конструкции, поэтому учитель должен научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции. Эти задачи решаются на уроках русского языка и литературного чтения.
Предлагаем примеры уроков, проводимых в начальных классах общеобразовательной школы.
Приложение: примеры уроков
Поделиться: